24 декабря 2013 г. |
А43-8740/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" (ОГРН 1105243000268, ИНН 5243027892, Нижегородская область, г. Арзамас) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2013 по делу N А43-8740/2013, принятое судьей Мустафаевым Г.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Нижегородской области в Арзамасском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах от 29.01.2013 N14/29.01.2013 г.-15.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" - Вдовин А.М. по доверенности от 10.01.2013 N 3 (т. 2 л.д. 98).
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Нижегородской области в Арзамасском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил. В поступившем ходатайстве от 29.11.2013 N 15-1252 (входящий номер 01АП-7192/13 от 09.12.2013) просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Нижегородской области в Арзамасском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах (далее - территориальный отдел) на основании поступившей жалобы от главы администрации города Арзамас относительно нарушений обществом с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" (далее - ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис", Общество, заявитель) технологического процесса на КОКС, 15.01.2013 в адрес ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах" вынесено предписание о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок N 15-6, о необходимости проведения лабораторных исследований сточных вод на выпуске с очистных сооружений, в 500-м выше и ниже уровня сброса сточных вод.
На основании названного предписания должностным лицом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах" в присутствии представителей Общества и территориального отдела, 16.01.2013 произведены отборы проб сточной воды выпуска N 1 (выпуск комплекса очистных сооружений канализации), по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Складская, д.23.
По результатам составлен протокол лабораторных исследований N 32 от 21.01.2013, в соответствии с которым количество загрязняющих веществ сточных и (или) дренажных вод из выпуска N1 очистных сооружений ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис", не соответствует нормативам Приложения к разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) N41 от 24.01.2012 "Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу по выпуску N1 в р.Теша":
- концентрация нитритов составляет в исследованной пробе 0,99 мг/дм3, при норме допустимого сброса 0,080 мг/дм3;
- концентрация нитратов составляет в исследованной пробе 52 мг/дм3, при норме допустимого сброса 40,00 мг/дм3.
По результатам проверки должностным лицом территориального отдела 29.01.2013 выдано предписание N 14/29.01.2013 г.-15, которым на заявителя возложена обязанность довести количество загрязняющих веществ сточных и (или) дренажных вод из выпуска N 1 очистных сооружений ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" до нормативов в срок до 01.01.2014.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, считая его не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" предписание является неисполнимым и подлежит отмене, поскольку не содержит указания на способы и порядок устранения выявленных нарушений.
Общество указывает, что для обеспечения соблюдения установленных на законодательном уровне нормативов необходимо осуществить расходы, сопоставимые с расходами на строительство новых очистных сооружений.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Территориальный отдел в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя территориального отдела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии счастью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В силу части 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 утверждены "Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения" (СанПиН 2.1.5.980-00) (далее - Правила), устанавливающие гигиенические требования к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования; условиям отведения сточных вод в водные объекты; размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.
Требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, за исключением прибрежных вод морей (пункт 1.2 Правил).
Согласно пункту 1.3 Правил, указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктами 6.11, 6.11.1 Правил для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрация не будет превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта не далее 500 м от места выпуска.
При сбросе сточных вод в систему водоотведения населенного пункта или предприятия ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты несет предприятие, сбрасывающее сточные воды в водный объект (пункт 6.11.5 Правил).
Материалами дела подтверждается, что ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" на основании разрешения N 41 от 24.01.2011, выданного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу, осуществляет сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) - реку Теша через очистные сооружения по выпуску N 1. Срок действия разрешения - по 30.04.2015.
В соответствии с приложением к разрешению N 41 "Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу по выпуску N 1 в реку Теша" допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса нитрата аниона составляет 40,00 мг/дм3, нитрита аниона - 0,080 мг/дм3.
Указанные нормативы утверждены Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 27.08.2010.
В ходе проверки обращения администрации города Арзамас должностным лицом территориального отдела было установлено, что количество загрязняющих веществ сточных и (или) дренажных вод из выпуска N 1 очистных сооружений ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис", разрешенных к сбросу реку Тешу, не соответствует нормативам предельно допустимых сбросов веществ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Факт сброса Обществом сточных вод с превышением загрязняющих веществ подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Судом установлено, что выпуск сточных вод N 1, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Складская, д.23 находится в муниципальной собственности и используется Обществом по договору аренды муниципального имущества от 06.11.2009 N 10476.
В соответствии с условиями договора (пункт 3.5), продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования объектов, являются собственностью арендатора.
Арендатор имеется право производить неотделимые и отделимые улучшения объектов за свой счет и/или за счет бюджетных средств, без получения дополнительного разрешения арендодателя.
Довод заявителя о невозможности выполнения выданного предписания в связи с отсутствием инвестиций, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Кроме того, пунктом 59 решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 03.05.2012 N 45 "О внесении изменений в инвестиционную программу по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010-2014 года" предусмотрена модернизация КОСК и КНС1-15.
Срок для исполнения предписания установлен территориальным отделом исходя из мероприятий, которые необходимо выполнить Обществу в соответствии с вышеуказанным решением.
Кроме того, ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" не лишено права на обращение в территориальный отдел с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания территориального отдела недействительным, в данном случае, отсутствует.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что предписание территориального отдела от 29.01.2013 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законности и обоснованности принятого им судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2013 по делу N А43-8740/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8740/2013
Истец: ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис", ООО РЕМОНДИС Арзамас Сервис г. Арзамас
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах
Третье лицо: ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" (ООО "Юридическое бюро Артема Сироты"), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах