г. Томск |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А27-953/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2013.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.И. Терехиной,
судей: Л.Е. Лобановой, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко,
с участием представителей:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Южно-Кузбасская энергетическая компания" (07АП-4381/13) на решение арбитражного суда Кемеровской области от 19.04.2013 по делу N А27-953/2013 (судья И.А. Изотова) по иску государственного бюджетного учреждения Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (ИНН 4205006434, ОГРН 1024200722523) к ООО "Южно-Кузбасская энергетическая компания" (ИНН 4228010684, ОГРН 1074228000153) о взыскании 2 175 122,02 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области (далее ГБУ КО) "Кузбасский центр энергосбережения" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ (л.д.77-78, т.1), о взыскании с ООО "Южно-Кузбасская энергетическая компания" (далее ООО "ЮКЭК") 2 175 122,02 руб. отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Решением суда от 19.04.2013 (резолютивная часть объявлена 15.04.2013) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ООО "ЮКЭК" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь, в том числе на то, что:
- с момента вступления в силу Закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 обязанность ответчика, осуществляющего регулируемую деятельность по перечислению целевых средств на специальный счет истца, прекратилась, подтверждением чего является постановление Совета народных депутатов Кемеровской области N 1026 от 30.11.2010;
- исковые требования основаны на незаконном нормативном акте, так как у истца отсутствует право получать целевые средства за период до исполнения требования о приведении его в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу; данные выводы подтверждаются судебной практикой Высшего Арбитражного Суда РФ;
- суд незаконно и необоснованно отказал в привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Совет народных депутатов Кемеровской области, Администрацию Кемеровской области;
- у истца на сегодняшний день отсутствуют полномочия по сбору и истребованию целевых отчислений в судебном порядке, отсутствует материально-правовой интерес в результатах рассмотрения дела;
- ответчик самостоятельно направил денежные средства, включенные в структуру тарифов, на энергетическую эффективность своей деятельности, в смете расходов для ООО "ЮКЭК" на 2010 год РЭК Кемеровской области были установлены суммы на развитие производства и на реализацию программы энергосбережения.
ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" в отзыве на апелляционную жалобу считает ее не подлежащей удовлетворению, указывая на то, что никаких оснований освобождения энергоснабжающих организаций от уплаты целевых отчислений, установленных нормативными актами, действующими в спорный период, законом не предусмотрено. Исключение из распоряжения N 383-р от 26.04.2000 полномочий истца по оперативному управлению целевыми средствами для реализации региональной целевой программы по энергосбережению не свидетельствует о лишении учреждения права требовать в судебном порядке уплаты ранее возникшей задолженности.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке ст.156 АПК РФ без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 19.04.2013, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения" N 78-ОЗ от 09.12.1999, принятого в соответствии с Законом РФ "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996, источники формирования целевых средств - это отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
В Положении "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения", утвержденном распоряжением администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 139 от 17.07.2006), установлен размер отчислений - 1% от необходимой валовой выручки энергоснабжающих организаций.
Указанные отчисления включаются в структуру тарифов на энергию Региональной энергетической комиссией (далее РЭК) Кемеровской области, которая является органом исполнительной власти и осуществляет государственное регулирование тарифов.
Постановлением РЭК Кемеровской области N 25 от 09.02.2010 для ООО "ЮКЭК" утверждены тарифы на электрическую энергию, с учетом 1% отчислений от необходимой валовой выручки, поставляемую ООО "ЮКЭК" потребителям (л.д.112-118, т.1).
Разделом 2 Положения "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения" установлено, что энергоснабжающие организации ежемесячно письменно отчитываются перед ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" (переименовано в ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения") о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту. Перечисление целевых средств на отдельный банковский счет производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующим за отчетным. При отсутствии отчетных данных ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" вправе вести учет на основании данных, представленных РЭК Кемеровской области (абз.6 п.3.2 Положения).
Неисполнение ООО "ЮКЭК" обязанности по перечислению целевых средств, полученных им в составе тарифа на реализуемую электрическую энергию, за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в сумме 2 175 122,02 руб. явилось основанием для обращения ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность ответчика по отчислению в счет формирования целевых средств для реализации областной программы, установлена нормативными актами субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, доказательств по отчислению денежных средств за указанный период, ответчиком в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Федеральный закон "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996 (действовавший на момент возникновения спорных отношений) устанавливал общие принципы энергосбережения, в том числе полномочия федеральных органов исполнительной власти и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения.
Исходя из ст. 14 (ч.6) вышеназванного закона региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы власти и управления субъектов Российской Федерации являются полномочными субъектами правоотношений, возникающих в области энергосбережения.
Во исполнение положений Федерального закона РФ "Об энергосбережении" для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области был принят Закон N 78-03 "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению", в соответствии с которым:
- источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и (или) тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет (ст.2);
- порядок консолидации отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы (цены, плату за услуги, надбавки), и порядок использования целевых средств определяются Коллегией Администрации Кемеровской области (ст.3).
Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление N 139 от 17.07.2006, которым утверждено Положение (в новой редакции) о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области. В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Объем фактически отпущенной ООО "ЮКЭК" электроэнергии определен в соответствии с данными, отраженными в справках ответчика (л.д.11-16, т.1).
Согласно расчету ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 объем целевых средств, подлежащих отчислению ответчиком, составил 2 486 109,96 руб., из них фактически было уплачено 310 987,94 руб., таким образом, сумма задолженности составила 2 175 122,02 руб.
Ответчиком расчет не опровергнут, доказательств, подтверждающих оплату задолженности, в материалы дела не представлено.
Доводы подателя апелляционной жалобы о прекращении обязанности ответчика по перечислению целевых средств с момента вступления в силу Закона N 261-ФЗ от 23.11.2009, о незаконности исковых требований, подлежат отклонению.
Статьями 71, 72 Конституции РФ предусмотрено, что регулирование вопросов в сфере энергосбережения не отнесено к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.73 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно ст.3 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об энергосбережении") законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Нормами ФЗ "Об энергосбережении" не установлено исключительное ведение Российской Федерации или совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения, в том числе, в части полномочий по определению размера отчислений, а также порядка их использования.
Напротив, ФЗ "Об энергосбережении" содержит открытый перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации (ст.6), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.7), органов местного самоуправления (ст.8) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в котором право на определение размера отчислений и порядка их использования конкретно не закреплено.
Частью 2 ст.14 ФЗ "Об энергосбережении" предусмотрена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования (при условии соответствия установленным требованиям к таким программам и утвержденным Правительством РФ требованиям к ним).
Правительство Российской Федерации в постановлении N 1225 от 31.12.2009 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" утвердило перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Коллегия Администрации Кемеровской области постановлением N 161 от 25.06.2007 утвердило долгосрочную целевую программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области" на 2008-2013 годы, а постановлением N 363 от 31.08.2010 утвердило Комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2010-2012г.гг. и на перспективу до 2020 года, которыми предусмотрено в качестве источников финансирования программ использование внебюджетных средств (в том числе целевых средств в объеме 2720,092 млн. руб.). При этом одним из исполнителей программы является ГУ "Кузбасский центр энергосбережения".
Закон Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения" N 78-ОЗ от 09.12.1999 прекратил свое действие с 09.01.2011, а распоряжение администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000 утратило силу с 19.03.2011.
ФЗ "Об энергосбережении" не содержит положений, которыми бы отменялись или признавались недействующими ранее принятые законы субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в спорный период нормативные акты, устанавливающие обязанность ответчика производить отчисления в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения, являлись действующими и не противоречили законодательству.
Судебная практика, на наличие которой ссылается податель жалобы, не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, т.к. судебные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Нарушение единообразия судебной практики судом первой инстанции не допущено
Несостоятельным является довод подателя жалобы о том, что у истца на сегодняшний день отсутствуют полномочия по сбору и истребованию целевых отчислений в судебном порядке, отсутствует материально-правовой интерес в результатах рассмотрения дела.
Положениями Устава ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" (л.д.17-30, т.1) предусмотрено, что Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере разработки и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Кемеровской области. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском суде, судах общих общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством РФ (п.п.11, 1.6).
Обязанность ответчика по перечислению целевых средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 возникло в момент действующих Закона Кемеровской области N 78-ОЗ от 09.12.1999 и Распоряжения Администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000.
Нельзя признать обоснованной и ссылку подателя апелляционной жалобы на незаконность отказа судом в привлечении в качестве третьих лиц: Совета народных депутатов Кемеровской области и Администрацию Кемеровской области.
В соответствии с ч.1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело или быть привлечены к участию в деле по ходатайству стороны либо по инициативе суда до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Из материалов дела, обжалуемого судебного акта не следует, что он принят в отношении прав и обязанностей Совета народных депутатов и Администрации Кемеровской области. Какие права и обязанности не привлеченных к участию в деле лиц затрагиваются обжалуемым решением за исключением того, что ими принимались Закон N 78-ОЗ от 09.12.1999 и распоряжение N 58-р от 31.01.2000, в апелляционной жалобе не указано. Сами эти лица о нарушении своих прав не заявляли.
То обстоятельство, что ООО "ЮКЭК" самостоятельно направило денежные средства, включенные в структуру тарифов, на энергетическую эффективность своей деятельности, на что указывает податель жалобы, не освобождает ответчика от установленной обязанности по перечислению целевых средств, предназначенных для реализации региональной целевой программы энергосбережения.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч.ч.1,5 ст.110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.04.2013 по делу N А27-953/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-953/2013
Истец: ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения"
Ответчик: ООО "Южно-Кузбасская энергетическая компания"