г. Хабаровск |
|
12 ноября 2009 г. |
Дело N А37-511/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой М.О.,
Судей: Малышевой Л.Г., Ротаря С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мажарина С.И., председателя ликвидационной комиссии, протокол от 09.01.2007 N 3,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Среднеканский район" на решение от 17 июля 2009 года Арбитражного суда Магаданской области, принятое судьей Астаховой Е.А. по делу N А37-511/2009
по иску Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан"
к Администрации муниципального образования "Среднеканский район"
третьи лица: территориальная администрация села Верхний Сеймчан администрации Среднеканского района, Среднеканский районный отдел УФССП России по Магаданской области
о взыскании 10 459 934,66 рублей,
установил:
Орден Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан" (далее - совхоз "Сеймчан") обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Администрации муниципального образования "Среднеканский район" (далее - администрация МО "Среднеканский район") о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в размере 10 459 934,66 рублей, взысканной решением Арбитражного суда Магаданской области от 28.02.2006 по делу N А37-4631/05-12 в связи с неисполнением территориальной администрацией села Верхний Сеймчан администрации Среднеканского района (далее - администрация с. Верхний Сеймчан) обязательств по оплате услуг по аренде, отпуску тепловой и электрической энергии, водоснабжению и канализации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены территориальная администрация с. Верхний Сеймчан (определение от 04.05.2009), Среднеканский районный отдел УФССП России по Магаданской области (определение от 23.06.2009)
Решением суда от 17.07.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация МО "Среднеканский район" в апелляционной жалобе просит его отменить в связи нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что истцом не представлено надлежащего доказательства, подтверждающего отсутствие у должника денежных средств и имущества, за счет которых могла бы быть погашена задолженность, а именно - промежуточного ликвидационного баланса. Указывает на непредставление доказательства обращения совхоза "Сеймчан" к председателю ликвидационной комиссии должника с требованием о включении спорной задолженности в ликвидационный баланс. Считает, что представленная в материалы дела справка отделения по Среднеканскому району управления Федерального казначейства по Магаданской области от 10.10.2008 N 909 не является надлежащим доказательством, подтверждающим отсутствие денежных средств у должника. Полагает, что истцом не соблюден предварительный порядок обращения к основному должнику за взысканием задолженности и не
получен от него отказ, в связи с чем отсутствует право на обращение к субсидиарному должнику. Кроме того, указывает на неверное исчисление срока исковой давности.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступали.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От администрации МО "Среднеканский район", территориальной администрации с. Верхний Сеймчан, Среднеканского районного отдела УФССП России по Магаданской области, уведомленных в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, представители не явились, направили в суд письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Материалы дела рассматриваются апелляционным судом в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 28.02.2006, по делу N А37-4631/05-12 с администрации с.Верхний Сеймчан в пользу совхоза "Сеймчан" взыскан долг в размере 10 459 934,66 рублей и государственная пошлина в размере 62 249,67 рублей, всего 10 522 184,33 рубля (т.1 л.д.5).
На основании указанного решения выдан исполнительный лист от 31.03.2006 N 28425 (т.2 л.д. 6), по которому 26.03.2007 судебным приставом-исполнителем Среднеканского РОУФССП по Магаданской области возбуждено исполнительное производство (т.1 л.д. 149).
Главой администрации Среднеканского района 13.03.2006 принято постановление N 62 о ликвидации территориальной администрации с. Верхний Сеймчан, назначена ликвидационная комиссия для проведения ликвидационных мероприятий (т.1 л.д. 120).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Среднеканского РОУФССП по Магаданской области от 12.11.2007 исполнительное производство окончено в связи с установлением факта нахождения должника в стадии ликвидации.
Исполнительный лист от 31.03.2006 N 28425 передан председателю ликвидационной комиссии Мажариной С.Ю., что подтверждается актом передачи исполнительных документов от 12.11.2007 (т.2 л.д. 17).
Задолженность перед совхозом "Сеймчан" по указанному исполнительному листу в размере 10 522 184,33 рубля включена в реестр требований кредиторов территориальной администрации с. Верхний Сеймчан (т.1 л.д.л.д. 122 - 123).
Платежи по исполнительному листу территориальной администрации с. Верхний Сеймчан не производились.
Письмом от 10.10.2008 N 909 отделение по Среднеканскому району Федерального казначейства по Магаданской области направило председателю ликвидационной комиссии совхоза "Сеймчан" информацию о поступлении на лицевой счет территориальной администрации с. Верхний Сеймчан и расходовании денежных средств в 2006 году в размере 109 253 рублей, в 2007 году в размере 20 047 рублей, в 2008 году 0,00 рублей.
В связи с отсутствием оплаты задолженности по исполнительному листу от 31.03.2006 N 28425 в течении трех лет, а также в связи с отсутствием у должника денежных средств для погашения задолженности, истец, руководствуясь статьями 115, 120, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ, статьей 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ, статьей 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, обратился с настоящим иском в суд.
Исходя из пункта 1.2. положения об администрации с. Верхний Сеймчан, утвержденного решением Собрания представителей села Верхний Сеймчан, администрация с.Верхний Сеймчан является муниципальным учреждением.
По условиям абзаца 4 пункта 2 статьи 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 01.07.2009 учредителем территориальной администрации с. Верхний Сеймчан является Администрация Среднеканского района (т.2 л.д.л.д. 45 - 46).
В силу статьи 17 Положения "О территориальных администрациях поселка Семчан, сел администрации Среднеканского района Магаданской области" финансовые ресурсы территориальной администрации состоят из бюджетных и внебюджетных средств, передаваемых территориальной администрации администрацией Среднеканского района в целях финансирования деятельности территориальной администрации в пределах сметы расходов, а также в целях содержания муниципальных учреждений и финансирования целевых программ.
В соответствии с частью 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно части 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Исходя из указанных положений закона, необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения - основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Заявленные истцом в настоящем иске требования о привлечении к субсидиарной ответственности основаны на вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Магаданской области от 28.02.2006 по делу N А37-4631/05-12 в связи с +неисполнением территориальной администрацией с. Верхний Сеймчан своих обязательств.
Таким образом, данный спор между истцом и основным должником был предметом рассмотрения в арбитражном суде.
Поскольку основной должник не производит погашение задолженности более трех лет, какие-либо меры к уменьшению размера долга не предпринимал, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что длительное бездействие должника свидетельствует о фактическом отказе от исполнения обязательства.
Исследуя представленные в материалы дела доказательства, в частности, письмо отделения по Среднеканскому району Федерального казначейства по Магаданской области от 10.10.2008 N 909 об отсутствии денежных средств на лицевом счете территориальной администрации с. Верхний Сеймчан, письмо администрации МО "Среднеканский район" об отсутствии денежных средств и имущества у территориальной администрации с. Верхний Сеймчан (т.2 л.д.л.д.10 - 11), суд установил, что у должника отсутствует имущество для погашения имеющейся задолженности.
Ссылка заявителя в обоснование своей правовой позиции на судебную практику по аналогичным делам не принимается, поскольку суд, разрешая данный спор, исходил из конкретных обстоятельств настоящего спора и представленных доказательств.
По общему правилу статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Рассмотрев доводы заявителя относительно правильности определения момента возникновения субсидиарной ответственности, суд апелляционной инстанции признает их необоснованными, поскольку право требования к собственнику имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности возникает с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о недостаточности денежных средств учреждения для исполнения обязательства.
В рамках настоящего дела истец приобрел право предъявления требования к субсидиарному должнику по обязательствам учреждения в связи с отсутствием финансирования должника, о чем он узнал из письма казначейства от 10.10.2008 N 909.
Довод заявителя о том, что истец не обращался в ликвидационную комиссию должника для решения вопроса о погашении имеющейся задолженности судом признан необоснованным, поскольку в материалах дела имеются доказательства о включении задолженности по исполнительному листу от 31.03.2006 N 28425 в реестр требований кредиторов территориальной администрации с. Верхний Сеймчан.
Ссылка на невыполнение истцом определения Арбитражного суда Магаданской области от 04.05.2009 по настоящему делу в части организации сверки суммы долга не рассматривается судом, поскольку отсутствие акта сверки не влияет на результат принятого по делу судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены решения, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 17.07.2009 по делу N А37-511/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Л.Г. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-511/2009
Истец: Ордена Трудового Красного Знамени Совхоз "Сеймчан"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Среднеканский район"
Третье лицо: Территориальная администрация с.Верхний Сеймчан администрации Среднеканского района, Среднеканский районный отдел УФССП России по Магаданской области