Встречаем аудитора со знанием дела
Не секрет, что именно сейчас многие организации, которые подлежат обязательному аудиту, встречают контролеров из специализированных компаний. Некоторые же проходят проверку добровольно, чтобы сдать отчетность без ошибок. Как правило, общение с аудиторами - не самый простой процесс для бухгалтерии. В нашей статье - практические советы от генерального директора аудиторской фирмы бухгалтерам компаний по грамотному сотрудничеству с проверяющими.
Как известно, аудиторские проверки бывают обязательными и добровольными (инициативными). Случаи, когда аудиторы должны посетить фирму в обязательном порядке, установлены законодательно*(1). В частности, это касается ОАО и компаний, получивших крупную выручку или располагающих значительными активами. Надо сказать, что действующим законодательством не предусмотрено какой-либо значительной ответственности для организаций, которые обязаны проводить аудит, но не делают этого. Конечно, за отсутствие аудиторского заключения фирму могут попытаться оштрафовать на 50 рублей, а ее должностных лиц - на сумму от 300 до 500 рублей. Ведь такое заключение входит в годовую бухгалтерскую отчетность в качестве обязательного элемента*(2). Однако данные санкции настолько мизерны, что инспекторы чаще всего к ним не прибегают.
Страшнее другое. Если инспектор обнаружит подобную недоработку, скорее всего, без аудиторского заключения он просто-напросто не примет годовую бухгалтерскую отчетность фирмы. Насколько такие действия контролеров правомерны - вопрос открытый. Ведь, по большому счету, пользователи (коими и являются инспекторы) не вправе отказать организации в принятии отчетности, пусть даже и не полной*(3). Однако на практике данный вопрос пока не урегулирован. Поэтому неприятности с контролерами в такой ситуации вполне возможны.
Обязательный аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до момента ее предоставления в налоговую. В АО проверка должна завершиться раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров. Аудитору для проверки предоставляют отчетность, первичную документацию и уже полностью закрытые регистры учета, в которые не предполагается вносить изменения. Если проверка выявит нарушения, их исправляют и формируют уточненный вариант отчетности, достоверность которого и подтверждает аудитор после проверки внесенных корректив. Однако исправления могут и не внести. Тогда аудитор обязан отразить неисправленные искажения в отчете.
Помните, что дата утверждения отчетности должна предшествовать дате составления аудиторского заключения. Также следует избегать прямого участия аудитора в составлении отчетности фирмы. Ведь это запрещено законом "Об аудиторской деятельности".
Несколько слов о добровольном аудите. Обычно его проводят, чтобы избежать ошибок и убедиться, что все сделано верно. Многие проходят проверку перед возможным приходом налоговых инспекторов. Иногда инициативу проявляют учредители, чтобы проверить, как идут дела в их хозяйстве, потенциальные инвесторы, руководители компаний (например, при смене главбуха). Кроме того, аудиторское заключение бывает нужно фирмам при оформлении банковского кредита, подготовке к конкурсу и т.д. Практика показывает, что к услугам аудиторов в добровольном порядке с каждым годом прибегает все больше организаций.
Как правило, аудиторские проверки бывают выборочными. При такой проверке аудиторы, на основании проведенной ими выборки, смотрят лишь часть документов и операций за проверяемый период. Сплошную проверку обычно проводят по специально оговоренным операциям (например, экспортным).
Обратите внимание: расходы как на обязательный, так и на добровольный аудит уменьшают облагаемую прибыль фирмы*(4).
Инвентаризация и аудит
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности фирме необходимо провести инвентаризацию*(5). При существенности остатков МПЗ на конец года для проведения инвентаризации рекомендуем пригласить аудитора, который будет проверять годовую отчетность. Дело в том, что одной из аудиторских процедур является наблюдение (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов).
Не забудьте установить порядок и сроки проведения инвентаризации, утвердить состав инвентаризационной комиссии. Организовать процесс следует так, чтобы обеспечить достоверность подсчета количества МПЗ. Матценности, принятые компанией на ответственное хранение, вносят в отдельные инвентаризационные описи.
Если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация. Если же и такая инвентаризация проведена не будет, проверяющий обязан сделать специальную оговорку об этом в аудиторском заключении.
Не стоит забывать и про инвентаризацию расчетов. Обязательно составьте акты взаиморасчетов и направьте их всем контрагентам (ну или хотя бы тем, по расчетам с которыми были максимальные обороты или по которым на конец года наибольшие задолженности). Поскольку расчеты производятся не только с контрагентами, но и с налоговыми органами, желательно получить акт сверки взаиморасчетов или справку о состоянии расчетов из своей налоговой инспекции.
Что давать и что не давать аудитору?
Аудитору необходимо предоставить для проверки по его запросу всю первичную документацию, деловую переписку, организационно-распорядительные документы, регистры учета. Если в предыдущем году вашу компанию проверял другой аудитор, то нужно также предоставить его отчет. Ведь существенность искажений в отчетности определяется в том числе и после оценки результатов неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита.
Если в текущем году проходила налоговая проверка, то следует предоставить аудитору акт этой ревизии. В проверяемом периоде также могли происходить какие-либо судебные разбирательства. Тогда аудитору нужно дать возможность ознакомиться со всеми материалами по таким арбитражам.
В предоставлении запрошенных документов или регистров аудитору лучше не отказывать. Это будет квалифицировано как ограничение объема аудита. Что в свою очередь может привести к выражению аудитором мнения с оговоркой или даже к отказу от выражения проверяющим своего мнения.
Некоторые аудиторы требуют предоставить копию базы бухгалтерской программы для анализа. Как поступать в этом случае - решать вам. Отказ не квалифицируется как ограничение объема аудита.
Наличие копии базы у аудиторов способствует снижению временных затрат на проверку. Передача базы также позволяет самим бухгалтерам значительно меньше отвлекаться от текущей работы на распечатывание регистров учета по требованию проверяющих. Однако тот же результат можно получить, просто обеспечив аудитору рабочее место с сетевым доступом к программной базе (с ограниченными полномочиями).
Ненужные слова
Всегда нужно быть готовыми к тому, что придется отвечать на письменные запросы проверяющих. Дело в том, что аудитор имеет право направлять запросы руководству изучаемой им компании.
ПСАД N 10, утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
"..."
5. Процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут требовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации, выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения и обычно включают:
"..." направление запросов руководству аудируемого лица относительно событий после отчетной даты, которые могли бы повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность "...".
Кроме того, аудитор вполне может счесть необходимым направить запрос любому из контрагентов проверяемой организации. В этом случае запрос направляет не сам аудитор, а руководство компании по его просьбе. А ответ на такой запрос третья сторона направляет непосредственно аудитору.
И в заключение небольшой совет. Настоятельно рекомендуем при общении с аудиторами избегать следующих фраз:
это программа так посчитала;
так написано в журнале, значит, мы все сделали правильно;
мы всегда так делали;
мы вам платим деньги, вот вы сами и разбирайтесь.
И.В. Перелетова, генеральный директор компании "Консалтинговая группа "Зеркало"
Стоимость аудиторской проверки формируется исходя из временных и трудозатрат аудиторской группы на проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в его офисе, а также на подготовку отчета по окончании проверки. В аудиторской практике эти затраты исчисляются человеко-часами. Кроме того, стоимость услуг зависит от имени аудиторской фирмы, срока ее существования на рынке, квалификации аудиторской группы и др.
Для максимально точной оценки стоимости проверки аудиторские компании первоначально просят заказчика заполнить бланк, содержащий основные показатели его финансово-хозяйственной деятельности (вид осуществляемой деятельности, период существования компании, документооборот и объем выручки за проверяемый период, количество сотрудников в штате и т.д.).
Стоимость договора может быть увеличена. Например, при необходимости проведения дополнительных аудиторских процедур в связи с изменением обстоятельств. Это оформляют допсоглашением, которое становится неотъемлемой частью договора.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ аудируемое лицо обязано "осуществлять содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки". В случае противодействия со стороны проверяемой компании (в частности, отказа предоставлять запрашиваемые аудитором документы) аудитор вправе выдать заключение с отказом от выражения своего мнения.
Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании "РЕАЛ-АУДИТ"
Т.Е. Тюфтина,
служба Правового консалтинга компании "Гарант", аудитор
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ
*(2) Пост. КС РФ от 01.04.2003 N 4-П
*(3) п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ
*(4) письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282
*(5) п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.