г. Вологда |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А13-4013/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гуляевой О.Н. по доверенности от 17.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 октября 2013 года по делу N А13-4013/2013 (судья Кургин А.Ф.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Северсталь" (ОГРН 1023501236901; далее - ОАО "Северсталь") о взыскании 28 008 руб. 22 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику за время ожидания на станции назначения приема вагонов по ставкам, установленным тарифным руководством N 2 и платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами. не принадлежащие перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час (1 МРОТ равен 100 руб.) установленной договором.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования, просило взыскать плату в размере 13 877 руб.03 коп., исключив из расчета время 2 часа 30 минут.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.10.2013 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Северсталь" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 10 557 руб. 34 коп. платы за пользование вагонами и 1521 руб. 55 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ОАО "Северсталь" с решением не согласилось в части удовлетворенных исковых требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в данной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- ссылки суда первой инстанции на нормы законодательства Российской Федерации, устанавливающие порядок оформления случаев бросания составов, являются неправомерными;
- в качестве надлежащих доказательств по делу N А13-4013/2013 суд первой инстанции принял акты общей формы, составленные с нарушением законодательства Российской Федерации и не подтверждающие обстоятельства, на которые сослался истец при подаче иска. Указанные акты не позволяют определить период времени, на который должна начисляться плата за вагоны. Кроме того, они не содержат указания на причину простоя вагонов в ЗТК. Между тем согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в актах общей формы, составленных для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, должны указываться причина задержки вагонов, время начала и окончания задержки;
- суд необоснованно взыскал плату за пользование вагоном N 68737881 как за вагон собственный привлеченный в размере 620 руб. 40 коп. (с НДС);
- начисление истцом и взыскание судом первой инстанции платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" является незаконным;
- договором N 4-28 не предусмотрено взыскание платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
ОАО "Северсталь" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, направило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя и необходимостью подготовки правовой позиции с учетом отзыва ОАО "РЖД" на жалобу. Суд апелляционной инстанции рассмотрев ходатайство отклонил его, так как отсутствуют основания предусмотренные статьей 158 АПК РФ. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 21.10.2011 ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Северсталь" (владелец) заключили договор N 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Северсталь" по станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги.
На основании параграфа 15.1 договора владелец уплачивает перевозчику:
а) плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику за время нахождения вагонов на пути необщего пользования, либо за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2;
б) плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику за время ожидания на станции назначения подачи или приёма вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час. Расчёт происходит из расчёта 1 МРОТ равен 100 руб.
Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий:
- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;
- отказ владельца в приёмке вагонов, в том числе порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику;
в) плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час (1 МРОТ равен 100 руб.) за время нахождения на путях общего пользования станции Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги вагонов, не принадлежащие перевозчику, свыше 2,0 часов после наступления интервала сдачи по причине ожидания уборки вагонов владельцем. Задержка уборки вагонов с путей общего пользования оформляется актом общей формы, служащим основанием для начисления платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД";
г) за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Кошта, необходимое для устранения причин, послуживших основанием для неприёма перевозчиком вагонов, либо за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании возврата на путь необщего пользования для устранения причин, послужившим основанием для приёма перевозчиком вагонов, либо за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании возврата на путь необщего пользования для устранения причин, послужившим основанием для неприёма вагонов перевозчиком, владелец уплачивает перевозчику:
- плату за пользование вагонами, принадлежащим перевозчику, по ставкам, установленным в таблице 9 Тарифного руководства N 2;
- плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 0,1 МРОТ за каждый час нахождения одного вагона на инфраструктуре ОАО "РЖД" (1 МРОТ равен 100 руб.).
Основанием для начисления платы является акт общей формы, составленный в соответствии с параграфом 13 настоящего договора.
В период с июля по сентябрь 2012 года факт задержки вагонов ОАО "Северсталь" на станции назначения по причинам, не зависящим от Перевозчика, подтвержден актами общей формы ГУ-23 ВЦ, подписанными ОАО "Северсталь" без возражений и накопительными ведомостями формы ФДУ-92.
Согласно подпункту "а" пункта 15.1 параграфа 15 договора ответчик уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику за время ожидания на станции назначения подачи или приёма вагонов и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
Плата за пользование привлеченными ОАО "РЖД" вагонами в "брошенных" поездах составила 5369 руб. 23 коп.
Подпунктом "б" пункта 15.1 параграфа 15 договора установлена обязанность ответчика вносить плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими "Перевозчику", за время ожидания на станции назначения подачи или приёма и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 0,1 МРОТ равный 100 руб. за каждый вагон за один час.
Плата за использование "инфраструктуры" (плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику) в "брошенных" поездах за спорный период составила 8507 руб.80 коп.
Всего плата за пользование вагонами в "брошенных" поездах составила сумму 13 877 руб. 03 коп. за взысканием которой истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом в обжалуемой части.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 настоящего Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Из системного толкования приведенных положений видно, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких
вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. Данное
толкование норм права нашло отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
Поэтому размер платы за услугу по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включенную в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, устанавливается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации
Тарифы, сборы и плата в виде предоставления железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение времени ожидания его подачи и уборки сторонами установлены параграфом 15 договора N 4-28 пунктом 15.1 а) плату за пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику за время простоя по причинам, зависящим от Владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2. При этом Тарифное руководство N 2 использовалось истцом в целях определения размера платы как договорное условие, а пунктом 5.1.в) плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими Перевозчику, за время ожидания на станции назначения не зависящими от Перевозчика, в размере 1МРОТ за каждый вагон за один час.
Таким образом, размер платы сторонами установлен договором N 4-28, что соответствует статье 421 ГК РФ.
В соответствии с частью первой статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее Правила N 26), основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования в "брошенных" поездах является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов и нарушение срока доставки (статья 39 УЖТ РФ).
Право Перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено пунктом 4.7 Правил N 26.
Задержки вагонов в пути следования в "брошенных" поездах по причине независящей от перевозчика подтверждены накопительными ведомостями (карточка) и актами общей формы, которые являются документами, удостоверяющие факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях.
При расчете платы истец исходил из пункта 9 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта Тарифное руководство N 2, утверждённое Распоряжением МПС РФ N 449р от 15.08.2002, согласно которому при исчислении платы, период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
Довод апеллянта о том, что суд необоснованно взыскал плату за пользование вагоном N 68737881 как за вагон собственный привлеченный в размере 620 руб. 40 коп. (с НДС) отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 в аренду ОАО "РЖД" в срок до 31.12.2012 передавались вагоны, принадлежащие ОАО "Вторая грузовая компания" (ОАО "ВГК") по договору N 18 от 26.01.2012. Данные вагоны получили название "вагоны собственные привлечённые" (ВСП). Приказом ФСТ N 444-т/4 от 27.12.2011 утверждён порядок расчёта тарифов на перевозки грузов в привлечённых вагонах. Спорный вагон ВСП N 68737881 является собственным привлечённым вагоном, что подтверждено договором N 18 и справкой АБД ПВ.
В связи с этим плата за использованный вагон правомерно взыскана судом первой инстанции.
Поскольку истцом пропущен срок исковой давности, то исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в части взыскания платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику по ставкам установленным Тарифным руководством N 2 в сумме 2049 руб.54 коп. (пункт 15.1 а) и плату за использование инфраструктуры ОАО РЖД" вагонами не принадлежащими перевозчику в сумме 8507 руб.80 коп. (пункт 15.1 б), всего 10 557 руб.34 коп.
Довод ответчика о том, что в актах общей формы, представленных в материалы дела, в нарушение пункта 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 не указана причина и время задержки вагонов, причина неприема вагонов грузополучателем, время простоя вагонов отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в представленных в материалы дела актах в качестве причины задержки вагонов указана - ожидание уборки вагонов ОАО "Северсталь", время начала и окончания задержки вагонов также указано. Таким образом, акты оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Утверждение ответчика о том, что незаконным является взыскание платы за пользование инфраструктурой ОАО "РЖД" в размере 8507 руб. 80 коп. отклоняется судом, поскольку пунктом "б" параграфа 15 договора установлена обязанность ОАО "Северсталь" вносить плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час (1 МРОТ равен 100 руб.). Указанный договор подписан сторонами без разногласий, в судебном порядке не оспорен.
Факт задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций Кошта и Череповец-2, по причинам, не зависящим от перевозчика, подтверждается ведомостями подачи-уборки вагонов и актами общей формы.
Ссылка ответчика на то, что договором N 4-28 не предусмотрено взыскание платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" в течение неполного часа, в связи с чем, начисление платы по ведомостям подачи и уборки вагонов в размере 10 руб. за отрезок времени свыше 15 мин, но менее 60 мин является несостоятельной.
Согласно пункту 9 "Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2), утв. распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.08.2002 N 449р, при исчислении платы период времени от 15 мин до одного часа принимается за полный час.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 октября 2013 года по делу N А13-4013/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4013/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "СеверСталь"