Важен не вопрос, а правильный запрос
Как известно, любая компания имеет право обратиться за разъяснениями по тому или иному налоговому вопросу к специалистам Минфина или ФНС России. Однако далеко не каждая организация получит ответы на свои вопросы. Причиной этому чаще всего становятся неточности в оформлении письменного запроса. Поговорим о том, как правильно подготовить такое обращение и куда именно его следует направить.
В первую очередь рассмотрим общий порядок, согласно которому ведомства должны давать свои разъяснения. Начнем с Минфина России. Финансовое ведомство обязано ответить на запрос компании в течение 2 месяцев со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц*(1).
Ждать ответа от налогового ведомства придется в 2 раза меньше - 30 календарных дней. Однако данный срок также может быть увеличен на 30 дней "с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления"*(2). Если запрос компании не относится к компетенции налогового ведомства, то такие обращения в 5-дневный срок оно направляет в орган, уполномоченный давать подобные разъяснения, о чем сообщает заявителю.
Ответ на запрос должен быть дан в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя. Ответы приходят в виде писем, в которых есть дата и регистрационный номер. Заявителю присылают оригинал документа с подписью исполнителя. Печать ведомства в письме не ставится.
Правильно оформляем...
Основное условие - запрос должен содержать как можно более полную информацию об организации. Не лишним будет указать не только наименование компании, ее ИНН, адрес, телефон, но и другие данные (например, коды ОКАТО, ОГРН и пр.). Кроме того, желательно, чтобы направляемое в ведомство письмо имело исходящий номер и дату. Запрос подписывает руководитель фирмы или иное уполномоченное лицо (в этом случае к запросу необходимо приложить копию доверенности). Аналогичные требования предъявляются и к запросам, в которых фирма просит разъяснений не для себя, а для другой организации. Здесь ответа можно ждать только при условии, если в письме указана полная информация о плательщике и приложена доверенность на осуществление функции уполномоченного представителя.
Письмо Минфина России от 19 декабря 2007 г. N 03-03-07/24
В связи с тем что в письме отсутствует информация о налогоплательщике, а также отсутствует доверенность на осуществление функции уполномоченного представителя конкретного налогоплательщика, полагаем, что право на получение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах распространяется на Вас лишь в связи с исполнением собственных обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, возникающих по основаниям, предусмотренным Кодексом.
Поскольку соответствующих вопросов в обращении не содержится, считаем, что оснований для его рассмотрения не имеется.
Обращаясь за разъяснениями в Минфин России, необходимо иметь в виду следующее. Официальную позицию от имени этого ведомства вправе излагать только министр финансов, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и его заместители*(3). Это значит, что подписывать письма ведомства могут только указанные должностные лица. А что делать и каковы последствия, если вы получили ответ, на котором стоит подпись другого лица?
Здесь возможны 2 варианта. Во-первых, если вас не устраивает позиция ведомства, изложенная в письме, вы можете не использовать его в работе. Ведь в любом случае полученное разъяснение не является нормативно-правовым актом.
Письмо Минфина РФ от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138
По итогам анализа статуса и правовых последствий указанных письменных разъяснений "..." Минфин России разъясняет, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.
Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц.
Второй вариант - воспользоваться рекомендациями финансового ведомства. При этом не исключено, что при проверке налоговая инспекция может придраться к письму, подписанному ненадлежащим лицом. И как следствие - посчитать, что такое разъяснение не является основанием для освобождения компании от ответственности, предусмотренного пунктом 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Однако в случае судебного разбирательства наличие данного письма может быть расценено судом как смягчающее обстоятельство.
Давать официальные разъяснения от имени налогового органа вправе руководитель, его заместители и иные уполномоченные на то должностные лица*(4).
Запрос компания может передавать в ведомство лично через канцелярию (при этом нужно обязательно получить отметку о вручении) или направить по почте заказным письмом с описью вложения.
...И направляем
Организация имеет право направлять запросы в налоговую инспекцию по месту учета. Статья 21 Налогового кодекса содержит перечень вопросов, по которым следует обращаться к налоговой службе. Это, в частности, информация:
о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
о правах и обязанностях налогоплательщиков;
о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
о порядке заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).
Кроме того, финансовое ведомство рекомендовало компаниям обращаться в налоговые инспекции по месту постановки на учет за разъяснениями по уплате налогов в конкретных хозяйственных ситуациях*(4).
При этом компания может направить свой запрос и напрямую в Федеральную налоговую службу. В таком случае писать письма следует по адресу: 127381, Москва, ул. Неглинная, 23. Однако стоит отметить, что, скорей всего, налоговое ведомство перенаправит такой запрос в инспекцию по месту учета компании или в соответствующее управление. А данное обстоятельство существенно увеличит сроки получения ответа.
Если же организацию интересуют вопросы применения законодательства о налогах и сборах либо актов налогового законодательства, то запрос нужно писать в Министерство финансов России. Его почтовый адрес следующий: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9.
А за разъяснениями по уплате региональных или местных налогов обращаться нужно соответственно в региональные или местные финансовые органы (министерства, департаменты, управления). Они не являются территориальными органами Минфина России, не подчиняются ему, а входят в структуру региональных и местных органов исполнительной власти. Отметим, что специалисты финансовых органов, как и Минфин России, должны ответить на запрос в течение 2 месяцев со дня его поступления.
Общество с ограниченной В Министерство финансов России
ответственностью "Сапфир" Почтовый адрес: 109097, Москва,
ИНН/КПП 7715021313/771501001 ул. Ильинка, д. 9
ОГРН 102771545874
Код ОКАТО 45286557000
Юридический адрес: 115563, г. Москва,
Борисовский проезд, д. 8, корп. 3
Тел./факс: (495) 711-11-13, e-mail: user@sapf r.ru
Исх. N 115 от 11 февраля 2008 г.
Запрос
ООО "Сапфир" просит разъяснить следующий вопрос. Организация
работает на общей системе налогообложения. В декабре 2007 года компания
воспользовалась услугами иностранного консультанта по вопросам,
непосредственно связанным с ее производственной деятельностью. С
консультантом был заключен гражданско-правовой договор. При этом
организация полностью возместила расходы иностранного специалиста на
поездку в Россию. Может ли компания учесть указанные затраты при
исчислении налога на прибыль?
Генеральный директор ООО "Сапфир" Калинина /О.В. Калинина/
-------------
А.Н. Соколовская,
налоговый консультант
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 3 ст. 34.2 НК РФ
*(2) п. 4.3.2.3 приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@
*(3) письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116
*(4) письмо Минфина России от 21.09.2004 N 03-02-07/39
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.