Транспортное средство находится в нерабочем состоянии. 29 декабря его сняли с учета в ГИБДД. Номерные знаки сдали в органы регистрации. В дальнейшем возможен его демонтаж. В бухгалтерском учете оно временно останется на счете 01. В какой момент можно прекратить уплату транспортного налога?
Автотранспорт - это имущество, которое обязательно регистрируют в госорганах. Регистрация связана не столько с переходом права собственности на автомобиль, сколько с правом на его эксплуатацию, то есть с допуском к участию в дорожном движении*(1). Для проведения госрегистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники есть специальный порядок*(2). Если транспортное средство нельзя эксплуатировать, то его надо снять с учета в ГИБДД.
Транспортный налог относится к региональным налогам*(3). Порядок его уплаты и ставки вводят законы субъектов Российской Федерации. Плательщиками транспортного налога признают как физлиц, так и юридических, на которых Госавтоинспекция или Гостехнадзор зарегистрировали транспортные средства*(4). Значит, обязанность уплачивать транспортный налог в бюджет связана c регистрацией в ГИБДД транспортного средства, а не с наличием автомобиля на балансе. До тех пор, пока транспорт зарегистрирован на компанию, она должна перечислять налог в бюджет. С момента снятия транспортного средства с учета в органах ГИБДД обязанность по уплате транспортного налога прекращается.
Косвенное подтверждение такого вывода можно найти в Налоговом кодексе *(5). Ведь при снятии транспортного средства с регистрации в течение налогового периода сумму налога к уплате рассчитывают с учетом коэффициента. Его определяют как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на фирму, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Аналогичное правило расчетов действует по отношению к авансовым платежам по транспортному налогу, если региональное законодательство предусматривает их уплату.
Итак, из норм Налогового кодекса следует, что обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента снятия транспортного средства с учета в органах ГИБДД. В рассматриваемом случае последним месяцем уплаты транспортного налога будет декабрь 2007 года.
Если обратиться к арбитражной практике, то она весьма неоднозначно рассматривает данный вопрос. Так, в пользу фирмы высказываются судьи Конституционного Суда*(6). Они отметили, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговую базу определяют по критериям, которые позволяют, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Поскольку транспортное средство, не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, то нет экономических оснований для обложения этого объекта транспортным налогом.
Арбитры Уральского округа отклонили довод налоговиков о занижении фирмой базы по транспортному налогу в связи с тем, что в декларации не отражены транспортные средства, находящиеся на балансе*(7). Как указали судьи, только факт отражения автомобиля на балансе компании не порождает обязанности по уплате транспортного налога. Инспекторы же доказательства регистрации и использования фирмой этого транспорта не представили. Аналогичный вывод о том, что обязанность по уплате транспортного налога возложена лишь на тех, чей транспорт зарегистрирован в ГИБДД, высказывают и арбитры Волго-Вятского округа*(8).
В то же время, по мнению федеральных арбитров Московского округа*(9), отсутствие государственной регистрации транспортного средства не может служить основанием для освобождения фирмы от уплаты транспортного налога. Поскольку спорные транспортные средства висели на балансе компании и подлежали регистрации в Гостехнадзоре, то их надо считать объектом налогообложения транспортным налогом. То обстоятельство, что указанный транспорт фактически не был зарегистрирован, не может служить основанием для освобождения от уплаты налога, пеней и налоговых санкций.
Н. Мозалева,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 марта 2008 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ
*(2) утв. пост. Правительства РФ от 12.08.1994 N 938
*(3) ст. 14 НК РФ
*(4) ст. 357 НК РФ
*(5) п. 3 ст. 362 НК РФ
*(6) Определение КС РФ от 14.12.2004 N 451-О
*(7) Пост. ФАС УО от 06.03.2006 N Ф09-1150/06-С1
*(8) Пост. ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548
*(9) Пост. ФАС МО от 31.05.2006 N КА-А41/4543-06
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.