г. Воронеж |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А35-3237/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Администрации города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза по уборке города Курска": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Курского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "Строй-Интер": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2013 по делу N А35-3237/2013 (судья Н О.А. Матвеева) по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза по уборке города Курска" к Администрации Курского района Курской области о признании недействительным разрешения на строительство Nru 46511000-034 от 16.07.2008, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Компания "Строй-Интер" (ИНН 4628006509), Администрация города Курска,
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным Разрешения на строительство N ru 46511000-034 от 16.07.2008, выданного Администрацией Курского района Курской области ООО "Компания "Строй-Интер".
Определением от 30.04.2013 Арбитражного суда Курской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью "Компания "Строй-Интер" (ИНН 4628006509), Администрация города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.10.2013 по делу N А35-3237/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Курска обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что ООО "Компания "Строй-Интер" обратилась в Администрацию Курского района Курской области за выдачей разрешения на строительство полигона ТБО на земельном участке кадастровый номер 46:11:142107:0002 общей площадью 141 064 кв.м., тогда как правоустанавливающим документом - договором аренды земельного участка N 110132ю от 30.04.2008 - ООО "Компания "Строй-Интер" предоставлено 80 000 кв.м. Следовательно, разрешение на строительство N ru 46511000-034 от 16.07.2008 не соответствует пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как выдано в отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок площадью 141 064 кв.м. Кроме того, в соответствии с разрешением на строительство N ru 46511000-034 от 16.07.2008 ООО "Компания "Строй-Интер", правомочно осуществлять строительство полигона ТБО на земельном участке площадью 141 064 кв.м. Таким образом, разрешение на строительство N ru 46511000-034 от 16.07.2008 нарушает права заявителя на проектирование и строительство завода по сортировке и комплектованию ТБО, в соответствии с дополнительным соглашением от 24.06.2011 о переуступке обязательств по инвестиционному контракту N 316 от 23.12.2005. Заявитель апелляционной жалобы также указывает, что МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска" обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным разрешения на строительство N ru 46511000-034 от 16.07.2008 в пределах трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация Курского района Курской области и ООО "Компания "Строй-Интер" ссылаются на то, что ООО "Ресурсная фирма "Снакоснаб" и ООО "Компания "Строй-Интер" в аренду был предоставлен неделимый участок общей площадью 15,0000 га., т.е. на момент предоставления ООО "Компания "Строй-Интер" разрешения на строительство полигона ТБО в г.Курске у Общества имелись необходимые правоустанавливающие документы на земельный участок.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Курска с открытым акционерным обществом "Ресурсная фирма "Станкоснаб" был заключен инвестиционный контракт N 316 на реализацию проекта строительства мусоросортировочного комплекса для г. Курска от 23.12.2005.
Предметом контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству комплекса по сортировке, переработке и полной утилизации твердых бытовых отходов (ТБО).
На основании соглашения от 15.10.2007, заключенного между Администрацией города Курска, ООО "Строй-Интер", ООО "Компания "Строй-Интер" и ООО "Ресурсная фирма "Станкоснаб", ООО "Компания "Строй-Интер" приняло на себя права и обязанности по инвестиционному контракту на реализацию проекта строительства мусоросортировочного комплекса для города Курска от 23.12.2005 N 316 в части проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации полигона по хранению и захоронению твердых бытовых отходов.
Между Администрацией города Курска и ООО "Компания "Строй-Интер", ООО "Ресурсная фирма "Станкоснаб" 30.04.2008 был заключен договор аренды N 110132 ю, на основании Постановления Администрации города Курска N939 от 258.04.2008, согласно которому арендодатель передает, а арендаторы принимают в аренду земельный участок общей площадью 150000,00 кв.м., имеющий кадастровый номер 46:11:142107:0002 для завершения проектирования завода по сортировке и компактированию ТБО для г. Курска и для завершения строительства полигона ТБО в г.Курске.
Администрацией Курского района Курской области 16.07.2008 ООО "Компания "Строй-Интер" было выдано разрешение N ru 46511000-034 на строительство полигона ТБО по адресу: Курская область, Курский район, Пашкинский сельсовет, д. Чаплыгина.
Полагая, что выданное Администрацией Курского района Курской области разрешение на строительство N ru 465111000-034 от 16.07.2008 является незаконным и нарушает законные интересы МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска", заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока на обращение в суд с рассмотренными требованиями, а также о том, что разрешение на строительство N ru 465111000-034 от 16.07.2008 соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Законодатель установил трехмесячный срок на обращение в суд с указанными требованиями с момента, когда заявитель узнал, либо должен был узнать о нарушении своих прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на оспаривание ненормативного акта и не находит оснований для переоценки данных выводов с учетом того, что заявленные причины о пропуске срока не признаны уважительными.
Кроме того, при принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силучастей 1 и2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренныхКодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных даннойстатьей Кодекса.
Получение разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства законодатель предусмотрел в целях безопасного осуществления данного вида работ, поэтому жизненный цикл продукции строительного производства (от разработки проектно-строительной документации до возведения объекта капитального строительства и сноса (демонтажа)) отражается документально в строго определенном порядке, с обязательной регламентацией объема и стоимости выполняемых работ, подробной и последовательной фиксацией данных об их исполнении.
Частью 4 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 5 и6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии сч. 6 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Порядок выдачи разрешения на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства регламентированстатьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренномчастью 12.1 статьи 48 этого Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии состатьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренныхчастью 3.4 статьи 49 этого Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренныхчастью 6 статьи 49 этого Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии состатьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренныхчастями 7 и9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Таким образом, комплектность документов, предусмотренных законом для выдачи разрешения на строительство, проверяется уполномоченным органом на стадии рассмотрения соответствующего заявления о выдаче разрешения на строительство.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что для получения разрешения на строительство полигона ТБО по адресу: Курская область, Курский район, Пашкинский сельсовет, д. Чаплыгина, ООО "Компания "Строй-Интер" в Администрацию Курского района Курской области были представлены все необходимые документы, предусмотренныеч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренныхчастями 7 и9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (сч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Из анализа имеющихся в материалах дела доказательств арбитражным судом первой инстанции верно установлено, что у Администрации Курского района Курской области отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа ООО "Компания "Строй-Интер" в выдаче разрешения на строительство.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у ООО "Компания "Строй-Интер" правоустанавливающего документа на земельный участок для строительства объекта капитального строительства - полигона ТБО, общей площадью 141 064 кв.м., поскольку договором аренды земельного участка N 110132ю от 30.04.2008 ООО "Компания "Строй-Интер" предоставлено только 80 000 кв.м. отклоняется, исходя из следующего.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик представляет в уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, в состав которых входят правоустанавливающие документы на земельный участок (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Курска (арендодатель) и ООО "Компания "Строй-Интер", ООО "Ресурсная фирма "Станкоснаб" (арендаторы) 30.04.2008 был заключен договор аренды N 110132 ю земельного участка, общей площадью 150000кв.м., кадастровый номер 46:11:142107:0002, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Пашкинский сельсовет, д. Чаплыгина, который передан арендаторам по акту приема-передачи от 30.04.2004.
Основанием для заключения договора является постановление Администрации города Курска от 28.04.2008 N 939. В данном постановлении указано следующее:
п. 1 - предоставить неделимый земельный участок площадью 15,0000 га по адресу: Курская область, Курский район, МО Пашковский с/с, д.Чаплыгина в аренду сроком на 364 дня ООО "Ресурсная фирма "Снакоснаб" для завершения проектирования завода по сортировке и компактированию твердых бытовых отходов для г. Курска, ООО "Компания "Строй-Интер" для завершения строительства полигона твердых бытовых отходов в г. Курске;
п. 3 - ООО "Ресурсная фирма "Снакоснаб" завершение проектирования осуществить без ограничения использования ООО "Компания "Строй-Интер" части земельного участка, занятого незавершенными строительством объектами, предусмотренными условиями утвержденной проектно-сметной документации (материалов) полигона твердых бытовых отходов в г. Курске.
В положительном заключении государственной экспертизы ОГУ "Государственная экспертиза проектов Курской области" в отношении объекта "Полигон твердых бытовых отходов в г. Курске" указано следующее: площадь карты 1 пускового комплекса (1 очереди строительства) - 47689 кв.м., площадь карт 2 пускового комплекса (2 и 3 очереди строительства) - 93375 кв.м.
Таким образом, изначально в соответствии с проектом площадь полигона ТБО составляла 141064 кв.м.
Только в целях начисления арендной платы в пункте 2 Постановления Администрации города Курска от 28.04.2008 N 939 указано: считать площадь земельного участка ООО "Ресурсная фирма "Снакоснаб" - 7,0000га, ООО "Компания "Строй-Интер" - 8,0000га.
Следовательно, ООО "Ресурсная фирма "Снакоснаб" и ООО "Компания "Строй-Интер" в аренду был предоставлен неделимый земельный участок площадью 150000 кв.м.
Апелляционная коллегия находит верным вывод суда области о том, что на момент обращения в Администрацию Курского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство, ООО "Ресурсная фирма "Снакоснаб" располагало необходимыми документами на земельный участок с кадастровым номером 46:11:142107:0002.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что разрешение на строительство N ru 465111000-034 от 16.07.2008 выдано Администрацией Курского района Курской области в соответствии с требованиями закона, в пределах своих полномочий и с соблюдением положенийст. 51 ГрК РФ.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела N А35-4340/2012 по заявлению Администрации города Курска к ООО "Компания "Строй-Интер" о признании права собственности отсутствующим, Арбитражный суд Курской области, а также суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что полигон ТБО изначально создавался как объект недвижимого имущества с получением всей необходимой разрешительной документации и соблюдением градостроительных норм и правил.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, Администрацией города Курска на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии состатьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов не разрешается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2013 по делу N А35-3237/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3237/2013
Истец: МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска"
Ответчик: Администрация Курского района Курской области
Третье лицо: Администрация города Курска, ООО "Компания "Строй-Интер"