Развитие системы госзакупок. Итоги 2007 г.
Рассматривая основные изменения системы размещения государственных и муниципальных заказов в 2007 г., можно с уверенностью сказать, что система развивалась очень динамично и революционно. Это относится и к количественным, и к качественным показателям ее функционирования. Однако, поскольку официальные статистические данные за 2007 г. будут доступны позже, в рамках данной статьи мы остановимся на анализе изменений основополагающего компонента системы госзаказа - нормативной базы.
Помимо того, что в течение 2007 г. вышло достаточно большое количество подзаконных актов (постановлений и распоряжений Правительства РФ), изменения коснулись и базового нормативного акта, регламентирующего систему размещения государственного и муниципального заказа - Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон). В этот Закон изменения вносились трижды: федеральными законами от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ. Учитывая большой объем и значимость внесенных корректив, мы последовательно рассмотрим каждый из упомянутых законов, выделяя в них ключевые и значимые с практической точки зрения изменения.
Федеральный закон N 53-ФЗ
Данным нормативным актом принципиально изменена юридическая конструкция Закона: теперь его действие распространяется на все государственные и муниципальные заказы вне зависимости от их цены. Единственное предусмотренное исключение - ситуация, когда заказ на услуги размещается у международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также у международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (ч. 2 ст. 1). Закупки, проводимые наличным или безналичным способом на сумму менее 100 тыс. руб. (сумма регламентируется указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У), которые ранее не подпадали под действие Закона, теперь отнесены к категории "у единственного поставщика" и должны осуществляться в порядке, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55.
Уточнены понятия "государственный и муниципальный заказчик". Теперь государственными, муниципальными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета. В отношении бюджетных учреждений и иных получателей средств бюджетов регионального и муниципального уровня ситуация сложнее: чтобы стать государственными или муниципальными заказчиками, они должны получить соответствующие полномочия от региональных органов власти или органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 4).
Увеличены пороговые значения применения процедур запроса котировок - до 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 42), открытого аукциона в электронной форме - до 1 млн. (ч. 3 ст. 32).
В соответствии с новой редакцией ст. 5 по результатам размещения заказа может быть заключен не только государственный или муниципальный контракт. В случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, допускается заключение иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Дано определение понятия "одноименные товары, работы, услуги" - под ним понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ч. 6.1 ст. 10).
Кроме того, в Законе устранена имевшаяся ранее неоднозначность с начальной ценой контракта - теперь во всех случаях под начальной ценой понимается максимальная цена заключаемого контракта (ч. 1 ст. 6).
Расширена сфера применения запрета на изменение существенных условий заключаемых контрактов. В новой редакции это требование распространяется и на контракты, заключенные по результатам запроса котировок и закупок у единственного поставщика (ч. 5 ст. 9).
У заказчиков появилась возможность корректировать количество товаров, объем работ, услуг, предусмотренных заключенным контрактом. Размер допустимых изменений увеличен с 5 до 10% (ч. 6 ст. 9).
Еще одним нововведением является то, что в случае расторжения контракта из-за его неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчик получает право заключить контракт с участником размещения заказа, заявке которого присвоен второй номер, - с его согласия. При этом контракт заключается на условиях и по цене, предложенных победителем торгов, с учетом ранее поставленного объема товара, выполненного объема работ, оказанного объема услуг (ч. 8.1 ст. 9).
Имевшиеся проблемы с исполнением контрактов обусловили необходимость появления еще одного пункта Закона, требующего включить в контракт обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, работ или услуг (ч. 12 ст. 9).
В Законе появились сроки, ранее которых не может быть заключен контракт, - это пять дней по итогам котировок и 10 дней по итогам торгов (ч. 5 ст. 27, ч. 1.1 ст. 29, ч. 1.1 ст. 38). Указанное время дается участникам размещения заказа на обжалование его результатов.
Обозначено правовое регулирование проведения торгов с выделением лотов. Теперь по каждому из разыгранных лотов требуется заключать отдельный контракт (ч. 2.1 ст. 10). Если торги проводятся по нескольким лотам, они признаются несостоявшимися только в отношении тех лотов, где подана лишь одна заявка или не подано ни одной (ч. 11 ст. 25, ч. 11 ст. 35) либо по которым ни один участник размещения заказа не признан участником конкурса (аукциона) или только один участник размещения заказа признан участником конкурса (аукциона) (ч. 4 ст. 27, ч. 12 ст. 37).
Изменения внесены и в части извещения о проведении торгов. Во-первых, объем сведений, указываемых в извещении, в целом сокращен (ст. 21 и 33). Во-вторых, заказчики получили право вносить изменения в извещения о проведении торгов, но не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней с момента внесения изменений, а на участие в аукционе - на 15 дней (ч. 4.1 ст. 21, ч. 3.1 ст. 33).
Важным событием стало появление у заказчика права вносить коррективы в конкурсную документацию (документацию об аукционе) не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие соответственно в конкурсе или аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней с момента внесения таких изменений, а срок подачи заявок на участие в аукционе - на 15 дней (ч. 3 ст. 24, ч. 9 ст. 34).
Внесена ясность и более четко регламентированы моменты, связанные с порядком подачи заявок на участие в торгах. Теперь на конверте с заявкой на участие в конкурсе допускается указывать наименование и адрес участника, подавшего заявку. Однозначно определено, что заказчик не может отказать в приеме конверта с заявкой на участие в конкурсе, если на нем не указаны сведения об участнике (ч. 2, 10 ст. 25). Также исключено имевшееся ранее право комиссии потребовать от участника разъяснений положений заявки и документов, представленных в ее составе (ч. 7 ст. 26).
В части рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе появились следующие изменения:
- срок рассмотрения заявок увеличен до 20 дней (ч. 1 ст. 27);
- цена стала обязательным критерием оценки и сопоставления заявок (ч. 4 ст. 28);
- при равенстве условий побеждает ранее поступившая заявка (ч. 8 ст. 28);
- для заказчиков федерального уровня исключена обязанность публикации протокола оценки в официальном печатном издании (ч. 11 ст. 28).
В дополнение к имевшемуся заказчики получили возможность учитывать квалификацию участников при проведении конкурсов на выполнение проектных, изыскательских и аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия народов России, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, а также на оказание медицинских, аудиторских услуг, услуг в области оценочной деятельности и услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа (ч. 5 ст. 28).
В отношении аукционов с 1 января 2008 г. вступило в силу требование об обязательном размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд путем проведения аукциона (ч. 4.1 ст. 10).
В отношении запроса котировок сделаны следующие ключевые изменения в процедуре проведения:
- разграничен порядок проведения на сумму до 250 тыс. руб. и выше (ч. 1 ст. 45);
- ссылки на конкретные марки, товарные знаки и т.п. обязательно должны сопровождаться словами "или эквивалент" (ч. 2 ст. 45);
- по согласованию с контролирующим органом предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если при повторном запросе котировок не подана ни одна котировочная заявка (ч. 8 ст. 46).
В части закупок у единственного поставщика внесено достаточно много корректив, которые можно в целом охарактеризовать как уточнение и значительное расширение списка оснований для применения данной процедуры (ст. 55).
Федеральный закон N 257-ФЗ
Единственное внесенное данным законом изменение, которое вступило в силу с 1 января 2008 г., касается уточнения ч. 4.1 ст. 10 Закона.
Итак, рассмотрев эти два закона, можно утверждать, что система размещения государственных и муниципальных заказов кардинально изменилась. Коррективы коснулись, в числе прочего, и принципиальных базовых подходов, на которых построена работа специалистов, отвечающих за закупки в госорганах. Тем не менее необходимо отметить, что наиболее значимые изменения в Закон были внесены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ. Подробному рассмотрению этого, бесспорно, революционного по сути нормативного акта мы посвятим следующую статью.
Наиболее значимые изменения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ.
Обращает на себя внимание прежде всего то, что уточнен понятийный аппарат государственных/муниципальных закупок. В этой редакции Федерального закона N 94-ФЗ (далее - Закон) расширено понятие государственных нужд: помимо указанного ранее, добавлены потребности государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации или субъектов РФ и для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Россия, а также региональных целевых программ (ч. 1 ст. 3).
Понятие "государственный заказчик" значительных изменений не претерпело. С 1 января 2008 г. вводится единственное уточнение о том, что к категории госзаказчиков будут относиться не государственные внебюджетные фонды в целом, а только их органы управления (ч. 1 ст. 4).
Скорректированы определения одноименных товаров, работ, услуг: теперь отнесение производится к соответствующей группе, а не подгруппе номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ч. 6.1 ст. 10).
В общие положения Закона также внесены существенные коррективы. В части специализированной организации ключевых изменений два:
1. Основой взаимодействия специализированной организации с заказчиком или уполномоченным органом на размещение заказа может быть исключительно контракт (ч. 1 ст. 6).
2. Выбор специализированной организации может осуществляться как по процедурам торгов, так и по результатам запроса котировок цен (ч. 2 ст. 6).
Внесены изменения и в раздел, касающийся комиссий по размещению заказа:
при проведении открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнение, финансирование проката или показа национального фильма в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Причем число таких лиц должно составлять не менее 50% от общего числа членов комиссии (ч. 3.1 ст. 7);
членами комиссии не могут быть физические лица, осуществляющие непосредственный контроль в сфере размещения заказов, - должностные лица уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 7);
в составе аукционной комиссии появилась новая должность - аукционист. Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов этой комиссии большинством голосов (ч. 5 и 5.1 ст. 37);
к функциям комиссий добавилось ведение протокола об отказе от заключения контракта (ч. 6-8 ст. 7). Требования к оформлению такого протокола и обязанностям заказчика по его составлению четко прописаны в ч. 3.1 ст. 9 Закона;
с 1 января 2009 г. появляется новое требование к квалификационному составу комиссий: в их составе должен быть минимум один человек, прошедший профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд (ч. 3 ст. 7).
Существенно скорректировано законодательство в части регулирования государственного или муниципального контракта. Расширен перечень оснований для отказа от заключения контракта между заказчиком и победителем процедуры размещения заказа: теперь таким основанием становится еще и наличие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, если размер такой задолженности превышает 25% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 3 ст. 9).
Хотя Законом установлено, что в общем случае цена государственного или муниципального контракта является фиксированной, расширено количество исключений: например, допускается заключение контракта с оплатой по цене единицы услуги и/или работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и/или ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг (ч. 4.2 ст. 9), а также в случае закупок услуг естественных монополий при изменении их цен (тарифов), регулируемых государством (ч. 6.4 ст. 9).
Уточнено право заказчика изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ, услуг при размещении заказа на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических или аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия народов России, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских и аудиторских услуг (ч. 6 ст. 9). С последними изменениями Закона у заказчика появилось право увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, которая предложена участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчик предусмотрел в конкурсной документации или документации об аукционе. Правда, при этом цена единицы товара фиксируется, то есть не может превышать цены единицы товара, полученной по результатам процедуры размещения заказа (ч. 6.5 ст. 9).
Последним ключевым моментом изменений регламентации заключения государственного или муниципального контракта является уточнение положений, связанных с обеспечением приемки поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг (ч. 12 ст. 9): теперь для проверки соответствия качества заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбирая их согласно правилам, установленным Законом.
В отношении способов размещения заказа добавлено одно ключевое уточнение (ч. 4.1 ст. 10), вступающее в силу с 1 января 2009 г.: размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе автомобильных дорог общего пользования, а также временных построек, киосков, навесов и подобных построек для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. При этом размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования, реализуется путем проведения конкурса или аукциона.
Изменены требования к участникам торгов. Во-первых, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (лота) составляет 50 млн руб. и более, заказчик, уполномоченный орган вправе требовать от участников размещения заказа наличия опыта выполнения аналогичных работ в течение последних пяти лет. При этом стоимость таких работ должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (лота), на право заключить который проводится аукцион (ч. 2.1 ст. 11). Во-вторых, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны проверить отсутствие участников размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом. Проверка участника на соответствие иным требованиям является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа, конкурсной или аукционной комиссии (ч. 6 ст. 11).
Кроме того, в Законе появилось уточнение, касающееся предоставления преференций субъектам малого предпринимательства: если в ходе проведения торгов или запроса котировок не подана ни одна заявка или заявка, поданная единственным участником размещения заказа - субъектом малого предпринимательства, не соответствует предъявляемым требованиям и условиям, повторное размещение заказа, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, теперь не проводится и объем товаров, работ, услуг учитывается в общем годовом объеме преференций (ч. 6-7 ст. 15).
Существенной корректировке подверглось информационное обеспечение процедуры размещения заказов. С 1 января 2010 г. перестанут существовать официальные сайты регионального и муниципального уровня, а все сведения будут публиковаться на едином официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ или муниципальных нужд (ч. 1 ст. 16). В эти же сроки утрачивает силу обязательное требование о публикации информации о размещении заказов. Статьей 16.1 Закона регламентируется деятельность специальной организации, которая может быть привлечена для оказания услуг по обслуживанию и обеспечению функционирования указанного сайта.
Раздел, посвященный контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов, был заменен полностью. Расширен перечень контролируемых субъектов: в их число вошли уполномоченный на ведение официального сайта федеральный орган исполнительной власти, организация, оказывающая услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченные на ведение реестров, заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, операторы электронных площадок (ч. 1 ст. 17). Следует отметить, что проверке не подлежат результаты оценки заявок на участие в конкурсе по следующим критериям (ч. 1 ст. 17):
функциональные (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
качество работ, услуг и/или квалификация участника конкурса;
художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или муниципального контракта;
качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства.
Статьей 17.1 установлена обязанность представления информации в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Также в Законе четко определены обязанность указанных органов по соблюдению государственной, коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны, уровень ответственности за подобные нарушения и источники возмещения вреда, вызванного разглашением (ст. 17.2).
В части формирования реестров государственных и муниципальных контрактов появилось уточнение: теперь в реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и иных заключенных в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 гражданско-правовых договорах (ч. 1 ст. 18). Кроме того, если в условия государственного или муниципального контракта были внесены изменения, заказчики обязаны в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направить соответствующие сведения в органы, уполномоченные на ведение реестров контрактов (ч. 3 ст. 18).
Процедурная часть размещения заказов путем проведения конкурса существенных изменений не претерпела, за исключением раздела оценки и сопоставления заявок: теперь совокупная значимость критериев должна составлять 100% (ч. 2 ст. 28) и установлено соотношение между ценовыми и неценовыми критериями (ч. 6 ст. 28).
С 1 октября 2007 г. вступили в силу специфические требования, касающиеся проведения "творческих" закупок. Теперь Закон содержит четкое разграничение двух принципиально разных видов таких закупок. Творческий подряд (то, чего еще нет и что необходимо создать) - заказ на создание произведения или оригинальное исполнение произведения, а также финансирование проката или показа фильма (ст. 31.1-31.7).
Творческая поставка (то, что уже существует) - приобретение произведений литературы и искусства, исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 18 ч. 2 ст. 55).
В первом случае проводится открытый конкурс, во втором, независимо от суммы, разрешается размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя).
Особенности проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, финансирование проката или показа национального фильма регламентируются гл. 2.1. Частью 2 ст. 31.1 однозначно определены те виды творческих работ, при закупке которых применяются особые условия и требования данной главы. К ним относятся:
литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ;
драматические, музыкально-драматические, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
архитектурные проекты, проекты произведений градостроительства, садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
производные произведения;
составные произведения (за исключением баз данных).
Все иные, не перечисленные выше, виды творческих работ под действие гл. 2.1 не подпадают.
Закупки творческих работ имеют особенность: заказчик обязан предоставить участникам конкурса не менее 20 дней на подготовку заявки при размещении заказа на прокат или показ национального фильма и не менее 60 дней в случае размещения заказа на создание произведения литературы, искусства или исполнения. При этом в извещении и конкурсной документации, помимо общих для процедуры открытого конкурса сведений, заказчик должен указать требуемые сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место исполнения. Кроме того, в конкурсной документации дополнительно указываются:
условия финансирования проката или показа национального фильма;
требования к описанию произведения литературы или искусства, исполнения или кинопроекта и/или требования к представлению проектов (эскизов, макетов, чертежей, изображения и др.), а также к демонстрации части исполнения, предоставлению кинопроекта;
дополнительные критерии оценки заявок участников конкурса;
порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а также порядок, место, сроки предоставления проектов произведений литературы или искусства, демонстрации части исполнения, форму проектов таких произведений, порядок, место, сроки предоставления кинопроекта, если требование предоставления таких проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов либо требование о демонстрации части исполнения установлено заказчиком. При этом проекты произведений литературы и искусства, кинопроекты предоставляются участниками размещения заказа одновременно с подачей заявки на участие в конкурсе. К особенностям процедуры оценки и сопоставления заявок можно отнести значительно больший срок этого этапа - до 60 дней - и специфические критерии оценки заявок. Закон позволяет заказчику установить следующие критерии оценки:
художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или / муниципального контракта;
качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства;
цена контракта. Вместе с тем введено ограничение, направленное на уменьшение возможных злоупотреблений: совокупная значимость критериев, указанных в п. 1, 2 и 4, не может превышать 45%.
Во всех остальных пунктах принципиальных отличий творческих закупок от стандартной процедуры открытого конкурса Закон не предусматривает.
Порядок размещения заказа путем проведения аукциона претерпел значительные корректировки, касающиеся уточнения отдельных моментов и этапов процедуры. Наиболее значимым стало изменение процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме (ст. 41).
Процедурная часть запроса котировок осталась практически прежней, тем не менее следует обратить внимание на следующее:
1. Изменились требования по периодичности использования процедуры. Заказчик, уполномоченный орган не вправе размещать заказ на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала путем запроса котировок (ч. 3 ст. 42).
2. Упростилась котировочная заявка: вместо указания сведений участник просто соглашается исполнить условия контракта, прописанные в извещении (п. 4 ст. 44).
3. Заказчики получили право на дозакупку способом запроса котировок продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые нужны для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, на любую сумму в случае, если уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов органами выдано предписание об отмене результатов торгов (ч. 6 ст. 42).
В разделе Закона, регламентирующем закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), произошли значительные изменения. Для рассмотрения данного раздела все случаи применения процедуры закупки из единственного источника следует разделить на три группы:
1. Требующие согласования с органом, уполномоченным на осуществление контроля соответствующего уровня.
2. Требующие уведомления органа, уполномоченного на осуществление контроля соответствующего уровня.
3. Не требующие ни согласования, ни уведомления органа, уполномоченного на осуществление контроля (решение принимает заказчик).
В отношении первой группы (п. 11 и 13 ч. 2 ст. 55) изменение только одно: с 1 октября 2007 г. муниципальные заказчики проводят согласование в органе, уполномоченном на осуществление контроля, соответствующего субъекта РФ. Во второй группе коррективы более существенные:
к основанию закупки вследствие непреодолимой силы добавились обстоятельства, требующие срочного медицинского вмешательства (п. 6 ч. 2 ст. 55);
появилось новое основание - возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями или унитарными предприятиями (п. 5 ч. 2 ст. 55). В третьей группе расширился список оснований применения процедуры размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Добавились:
закупка в официальных СМИ всех документов по результатам проведения конкурсов и аукционов (п. 15 ч. 2 ст. 55);
размещение заказов на продукты творчества в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права (п. 18, 19 ч. 2 ст. 55);
Кроме того, теперь возможно размещение заказа на:
посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия (п. 20 ч. 2 ст. 55);
оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 21 ч. 2 ст. 55);
оказание преподавательских услуг физическими лицами (п. 22 ч. 2 ст. 55).
В разделе Закона, касающемся обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссий изменений не так много. Во-первых, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения котировочных заявок, обжалование может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку (ч. 2 ст. 57). Во-вторых, органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, публикуют на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также копию решения, предписания, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы (ч. 1, 8 ст. 60). В случае принятия решения о приостановлении размещения заказа государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу (ч. 4 ст. 60).
Оценивая и анализируя изменения нормативной базы размещения государственных и муниципальных заказов, внесенные в 2007 г., можно сделать общий достаточно оптимистический вывод: законодатель последовательно идет по пути анализа правоприменительной практики и устранения имеющихся недостатков системы. Тем не менее существенный блок проблем пока не нашел своего разрешения, и в 2008 г. процесс совершенствования законодательства скорее всего продолжится.
А. Храмкин,
директор Института госзакупок РАГС, председатель
Ассоциации экспертов по госзакупкам
"Бюджет", N 3, 4, март, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.