"Исполнение налоговых обязательств должно быть максимально упрощено
для налогоплательщика" (интервью с М.П. Мокрецовым, руководителем
Федеральной налоговой службы)
О том, как меняется статистика налогового администрирования и что ждет налогоплательщиков в ближайшее время, - в интервью с Михаилом Павловичем Мокрецовым, руководителем Федеральной налоговой службы.
- Михаил Павлович, на что ориентируется ФНС России, планируя свою деятельность?
- В недавних выступлениях президент В.В. Путин назвал основные направления стратегического развития страны на долгосрочную перспективу. Федеральная налоговая служба в рамках выполнения своей основной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах должна обеспечить решение поставленных задач.
- Результат работы налоговой службы выражается в абсолютных цифрах. Какова статистика прошлого года?
- За 2007 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн. руб. администрируемых службой доходов. Это на 28% больше, чем в 2006 году. Без учета платежей по долгам банкрота ЮКОСа поступления возросли более чем на 1,3 трлн. руб., или на 20%.
Темпы роста поступлений в 2007 году значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики.
- Какие налоги обеспечили такой прирост?
- На 80% - налог на прибыль, НДС, НДФЛ и ЕСН.
- Судя по всему, решающую роль играет налог на прибыль. Какова динамика его поступлений?
- Показатель поступления налога на прибыль (без учета платежей по долгам ЮКОСа) в 2007 году - 1,9 трлн. руб. Но темп роста поступлений этого налога замедлился и составил 112%.
- С чем это связано?
- Со значительным объемом платежей по налогу в 2006 году в результате финансовых операций налогоплательщиков (продажи ценных бумаг и иных финансовых операций), а также роста мировых цен на нефть.
- Что происходит с налогом на добавленную стоимость?
- В 2007 году этого налога поступило в полтора раза больше, чем в 2006-м. Без учета поступлений по долгам ЮКОСа рост составил 124%. В то же время налог теряет свои позиции в доходах федерального бюджета, его удельный вес снизился с 38% в 2004 году до 33% в 2007-м. В условиях развивающейся экономики начисления и вычеты по НДС должны расти пропорционально, а поступления налога динамично увеличиваться. Однако с 2004 года темпы роста вычетов опережают темпы роста начислений.
- И нужно было среагировать...
- Безусловно. Оценив риск для доходов бюджета как высокий, при отсутствии законодательно установленных инструментов контроля служба применила известные в мировой практике технологии управления рисками. Налогоплательщикам объявили границу, за которой начинается жесткий контроль правомерности применения вычетов. Границей риска для НДС стал удельный вес вычетов - 89%. Именно этими мерами удалось удержать удельный вес вычетов в сопоставимых условиях на уровне 88%.
- Отдельный вопрос - возмещение НДС.
- В обществе сложилось устойчивое, но ошибочное мнение, что в большинстве случаев налоговые органы не возмещают НДС годами. Исключение - налогоплательщики, которые, пройдя все стадии арбитражного рассмотрения исков к налоговым органам, получают возмещение НДС на основании положительных решений судов. Но вот что показывают цифры. За 2007 год налогоплательщики заявили к возмещению НДС в размере 1,192 трлн. руб. Отказано в возмещении 119 млрд. руб. Это лишь 10% от общей суммы, заявленной к возмещению. А по решению арбитражных судов в 2007 году возмещено 45 млрд. руб., то есть всего 6% от общего объема возмещения.
- Процедура вынесения решения по возмещению НДС нередко затягивается.
- По инициативе бизнеса в первую часть Налогового кодекса внесены изменения, и с 1 января 2007 года процедура возмещения налога предусматривает ряд действий. Налоговый орган оформляет и вручает акт проверки налогоплательщику, получает от него подписанный акт, рассматривает разногласия и выносит решение.
У каждого действия законодательно установленные сроки исполнения. В результате срок возмещения увеличился с 3 до 6 месяцев. Суммы, заявленные к возврату из бюджета в 1-м полугодии 2007 года, возвращались во второй половине года. По состоянию на 1 января 2008 года переходящий остаток сумм НДС, заявленных к возмещению в 2007 году и подлежащих возмещению в 2008-м, около 360 млрд. руб.
С 2008 года для всех плательщиков НДС установлен единый налоговый период - квартал. Следовательно, в апреле налог поступит по декларациям за I квартал 2008 года, в июле и октябре - по декларациям за II и III кварталы 2008 года. Платежи по НДС за IV квартал 2008 года ожидаются в январе 2009-го. Для возмещения это не имеет значения.
В 2008 году налоговые органы возмещают НДС ежемесячно. Так, в феврале ожидалось, что величина поступления НДС составит минус 80 млрд. руб. Фактическое значение показателя - минус 40 млрд. Это свидетельствует о том, что ряд компаний уплачивают НДС авансом.
- То есть многим удобнее перечислять НДС ежемесячно, чем аккумулировать средства в течение квартала для разового платежа.
- Да, и мы не против ежемесячной уплаты НДС. Налоговые органы должны учитывать подобные поступления и своевременно отражать их в лицевых счетах налогоплательщиков. Нет препятствий и для ежемесячного возмещения, поскольку возврат НДС производится с единого казначейского счета.
- Что вы можете сказать о динамике так называемых зарплатных налогов - НДФЛ, ЕСН, взносов в Пенсионный фонд?
- В 2007 году их показатели увеличились: НДФЛ - на 36%, ЕСН и страховых взносов в ПФР - на 28%. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями. Такие комиссии действуют в налоговых органах и при администрациях субъектов РФ.
Итоги таковы. На начало 2008 года свыше 290 тыс. налогоплательщиков, или 78% от числа заслушанных на комиссиях, увеличили зарплату до среднего уровня по виду экономической деятельности и выше. Удельный вес убыточных организаций среди плательщиков налога на прибыль снизился с 21% в 2006 году до 17% за девять месяцев 2007-го.
В конечном счете показателем легализации теневых операций налогоплательщика становится рост доходов бюджетов, прежде всего территориальных, и государственных внебюджетных фондов. Значит, растут их расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.
- Как увеличились доходы государственных внебюджетных фондов в 2007 году?
- В эти фонды поступило 1,3 трлн. руб., что на 26% больше аналогичного показателя за 2006 год. Показатели, установленные в соответствии с уточненными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов, также значительно превышены: по Пенсионному фонду на 3% (дополнительно поступило 30 млрд. руб.), по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования более чем на 4% (дополнительно поступило 3 млрд. руб.).
- Какие еще меры, на ваш взгляд, нужно предпринять для того, чтобы обеспечить социальные гарантии граждан?
- Использовать положительный международный опыт - установить минимальный размер почасовой заработной платы, который должен обеспечить достойный уровень и качество жизни работающих граждан. Аналогичные системы оплаты труда применяются в Нидерландах, Франции, Японии, США.
- Одно из важных направлений работы службы - урегулирование задолженности.
- В последние годы объем задолженности снижается и в абсолютном выражении, и в относительном. Совокупная задолженность сократилась с 2,5 трлн. руб. в 2004 году до 1,5 трлн. руб. в 2007-м. По сравнению с 2004 годом отношение совокупной задолженности к ВВП уменьшилась с 14,4 до 4,4% в 2007 году, что соответствует показателям развитых стран. В то же время объем задолженности пока высок.
Налоговые органы применяют меры, предусмотренные действующим законодательством по урегулированию задолженности: направляют налогоплательщикам требования, выставляют инкассовые поручения, инициируют процедуры банкротства.
Например, в 2007 году погашено 1,4 трлн. руб. Одновременно шел процесс образования новой задолженности, величина которой за год составила 990 млрд. руб. В итоге накопительный результат: совокупная задолженность за год снизилась на 500 млрд. руб. Но совершенно очевидно, что контроль в этом направлении необходимо усилить. Мы должны добиться большей эффективности в работе с задолженностью.
- Огромное внимание ФНС России уделяет практике досудебного урегулирования налоговых споров. Почему эта работа так важна?
- На определенном этапе постоянно возрастающее количество налоговых споров достигло критического предела и перегрузило судебную систему. В такой ситуации крайне важно уделять особое внимание качеству принимаемых решений о привлечении к ответственности за налоговые нарушения и досудебному урегулированию споров.
В службе сформированы подразделения налогового аудита, которые ведут работу по рассмотрению возражений по актам и жалоб на решения налогового органа, а также жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Созданы своего рода ОТК, которые осуществляют контроль качества, направленный на соблюдение норм законодательства всеми участниками налоговых правоотношений.
- Поясните, пожалуйста.
- Если в 2006 году общее количество налоговых споров увеличилось на 36%, то в 2007 году только на 16%.
Показательна статистика, которую приводит Высший арбитражный суд. В 2007 году число дел, связанных с применением налогового законодательства, уменьшилось в 4 раза - с 202 тыс. до 45 тыс. Если говорить о рассмотрении налоговых споров, нагрузка на суды практически не увеличилась. По сравнению с показателем 2006 года рост составил лишь 1%. Что касается объема работы налоговых органов по досудебному урегулированию споров, за 2007 год он возрос на 43%.
- Как оценивается работа налоговых органов в этом направлении?
- Правительство утвердило критерий оценки - показатель, характеризующий соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренным в досудебном порядке, к числу заявлений, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами. На 2007 год его плановое значение - 67%. В целом по службе данный критерий выполнен. Запланированного значения не удалось достичь только в Северо-Западном федеральном округе.
- Влияет ли работа подразделений досудебного урегулирования на работу других подразделений службы?
- Нельзя снизить количество налоговых споров, не повысив при этом качество работы по контролю и надзору. Необходимо исключить факты предъявления необоснованных налоговых претензий и ненадлежащей работы должностных лиц налоговых органов. Всякое проявление необъективности, некачественное исследование доказательств по делу, неустановление фактических обстоятельств ведет к неурегулированию налогового спора и к законному желанию заявителя обжаловать наши действия или решения. Ненадлежащая работа одних сотрудников создает необоснованный объем работы другим. А это отвлечение сил и средств. Бракодел должен нести ответственность за свою некачественную работу.
Подразделения налогового аудита, исправляя ошибки, отвечают на вопросы, где, кто и почему допускает эти ошибки. А руководитель инспекции, территориального управления службы обязан устранить условия, их порождающие.
- Михаил Павлович, в своем выступлении на расширенной коллегии вы затронули вопрос толкования налогового законодательства.
- К сожалению, все еще актуальный вопрос. Часто причиной разногласий с налогоплательщиками является неоднозначная трактовка законодательства о налогах и сборах, которое противоречиво и сложно в применении. Налоговая служба выступает за упрощение как налогового законодательства в целом, так и правил и процедур его исполнения в частности. Исчисление и исполнение налоговых обязательств должны быть максимально упрощены для налогоплательщика.
Беседовали Т. Пономарева
и Н. Попова
"Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99