г. Томск |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А27-14230/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: И.И. Бородулиной, А.Л. Полосина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Воронкова Игоря Валерьевича на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.11.2013 по делу N А27-14230/2013 (судья Г. П. Обухова)
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о привлечении арбитражного управляющего Воронкова Игоря Валерьевича (ОГРН 304420501300340, ИНН 420511649769) к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Воронкова Игоря Валерьевича (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности.
Решением суда от 18.11.2013 арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, арбитражный управляющий обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В обоснование апелляционной жалобы арбитражный управляющий указывает на неправильное применение судом норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) и КоАП РФ; на необоснованность выводов о длящемся характере выявленных нарушений; на неустановление события административного правонарушения; на малозначительность правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление не согласно с доводами арбитражного управляющего, считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судбеное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.04.2013 по делу N А27- 3049/2013 в отношении ликвидируемого должника ООО "Итал Трейдинг" введена процедура банкротства - конкурсное производство сроком на 3 месяца; конкурсным управляющим утвержден Воронков И. В.
В результате проведенной проверки Управлением выявлены нарушения арбитражным управляющим при проведении процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении ООО "Итал Трейдинг" требований статей 20.3, 28, 128, 129, 131, 143 Закона N 127-ФЗ.
По факту выявленных нарушений 26.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В связи с этим Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Управления, пришел к выводам о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему административного правонарушения; об отсутствии нарушений порядка привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии счастью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленныхзаконодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния
Объектом административного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Объективную сторону правонарушения составляет нарушение любых норм законодательства о банкротстве. Субъектом правонарушения является арбитражный управляющий.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 1 статьи 128 Закона N 127-ФЗ установлено, что опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р газета "Коммерсант" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом N 127-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 28 Закона N 127-ФЗ установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Согласно пункту 8 статьи 28 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать: наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета); наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве; фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес; установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 Закона N 127-ФЗ опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика); наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 142 настоящего Федерального закона; адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Воронковым И. В. не исполнена обязанность по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о признании ООО "Итал Трейдинг" банкротом и об открытии конкурсного производства; текст объявления о признании ООО "Итал Трейдинг" банкротом и об открытии конкурсного производства, опубликованного в газете "Коммерсантъ" не содержит сведений об индивидуальном номере налогоплательщика - арбитражного управляющего, о страховом номере его индивидуального лицевого счета, об установленной арбитражным судом дате следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве; о государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации саморегулируемой организации, индивидуальном номере налогоплательщика - саморегулируемой организации.
Также судом первой инстанции установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 N 292, в сообщении допущено сокращенное наименование саморегулируемой организации.
Указанные обстоятельства фактически арбитражным управляющим не оспариваются, что свидетельствует о наличии в действиях Воронкова И. В. события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Пунктом 2 статьи 20.3 Закона N 127-Фз установлено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в том числе осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Судом первой инстанции установлено и арбитражным управляющим не оспаривается, что на основании приказа N 1 от 24.04.2013, подписанного Воронковым И. В., инвентаризация товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности, денежных средств, основных средств ООО "Итал Трейдинг" должна быть проведена в период с 24 по 25 апреля 2013 года, при этом сведения о результатах инвентаризации включены арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве только 22.07.2013.
Указанное обстоятельство свидетельствует о совершении Воронковым И. В. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка арбитражного управляющего на совершение такого нарушения по неосторожности не опровергает факта наличия в действиях Воронкова события вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии со статьей 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Согласно пунктам 2 - 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299, (далее - Общие Правила) арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедуры банкротства - конкурсного производства составляет отчет конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства; в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В силу положений пунктов 10, 11, 13 Общих Правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2013 по делу N А27-3949/2013 признаны недостаточными документы, представленные с отчетом конкурсного управляющего для рассмотрения по существу его ходатайства о завершении конкурсного производства, Воронковым И. В. не представлены доказательства выполнения в полном объеме всех обязанностей конкурсного управляющего.
Указанным определением суд обязал Воронкова И. В. в срок до 09.08.2013 представить в материалы дела дополнительные документы, а именно: расшифровку активов должника согласно данным бухгалтерского баланса от 01.07.2011, доказательства выбытия имущества должника, доказательства его оплаты в случае отчуждения имущества по возмездным сделкам; сведения об имуществе, зарегистрированном за должником по месту осуществления деятельности в Томской области, в том числе об имуществе, зарегистрированном за должником в течение трех лет до даты возбуждения производства по делу о банкротстве; анализ сделок должника на предмет признаков преднамеренного банкротства; акт приема-передачи имущества, документации от ликвидатора должника конкурсному управляющему; доказательства выбытия имущества должника (оборудования), приобретенного у ООО "Далекс" по договору купли-продажи от 12.03.2008; реестр текущих платежей. Судебное разбирательство по делу отложено до 20.08.2013.
В установленный судом срок Воронковым И. В. обязанность по представлению необходимых документов не исполнена, что повлекло необоснованное затягивание процедуры банкротства.
Ссылка арбитражного управляющего на представление в суд всех необходимых документов подлежит отклонению.
Из направленных в суд 09.08.2013 документов следует, что Воронковым И. В. не представлены расшифровка активов должника согласно данным бухгалтерского баланса от 01.07.2011, доказательства выбытия и оплаты имущества должника в полном объеме, в том числе в отношении приобретенного у ООО "Далекс" по договору купли-продажи от 12.03.2008, анализ сделок должника на предмет признаков преднамеренного банкротства.
Направление документов 16.09.2013 не опровергает факта неисполнения Воронковым И. В. определения суда от 11.07.2013, поскольку документы подлежали представлению до судебного заседания, назначенного на 22.08.2013.
Апелляционной инстанцией отклоняется ссылка арбитражного управляющего на возникновение обязанности по представлению дополнительных документов в ходе судебного заседания 11.07.2013, а также на необоснованность истребования судом доказательств выбытия имущества, приобретенного должником у ООО "Далекс", поскольку данные обстоятельства не освобождают от представления затребованных документов в установленный судом срок.
В случае несогласия арбитражного управляющего с определением суда от 11.07.2013 в части затребования доказательств выбытия имущества, приобретенного должником у ООО "Далекс", Воронков И. В. мог обжаловать такое определение в установленном законом порядке.
С учетом изложенного факт нарушения арбитражным управляющим пунктов 2, 4 статьи 20.3, статей 28, 128, 129, 143 Закона N 127-ФЗ является установленным, следовательно, в действиях арбитражного управляющего имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
С субъективной стороны предусмотренноечастью 3 статьи 14.13 КоАП РФ нарушение проявляется в умышленном или неосторожном невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства.
Арбитражный управляющий в силу специфики своей профессиональной деятельности должен знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность конкурсного управляющего, и обязан предпринять все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае арбитражным управляющим не указано обстоятельств, объективно препятствующих ему своевременно опубликовать необходимую информацию относительно конкурсного производства, разместить необходимую информацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а также предоставить по требованию суда документы в рамках дела о банкротстве.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего в ходе судебного разбирательства не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом Управления в присутствии арбитражного управляющего; арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ; наказание назначено в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вменяемое арбитражному управляющему административное правонарушение не носит длящегося характера, судом отклоняются, поскольку не имеют правового значения.
С учетом установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) срок давности привлечения Воронкова И. В. за нарушения, имевшие место в апреле, мае, июле 2013 года, не пропущен.
В обоснование апелляционной жалобы арбитражный управляющий указывает на неправильное применение судом первой инстанции статьи 1.7 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Из материалов дела следует, что нарушения арбитражным управляющим требований статей 128, 129 Закона N 127-ФЗ имели место до внесения изменений в часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ (апрель, май 2013 года), нарушения требований статьи 143 Закона N 127-ФЗ допущены после вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ (июль 2013 года).
Таким образом, вменяемое арбитражному управляющему правонарушение допущено, как на момент действиячасти 3 статьи 14.13 КоАП РФ в редакции Федеральногозакона от 19.05.2010 N 92-ФЗ, так и в период действия КоАП РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в связи с чем оснований для применениячасти 2 статьи 1.7 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось.
Относительно доводов арбитражного управляющего о малозначительности совершенного административного правонарушения арбитражный апелляционный суд указывает следующее.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силупункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силучастей 2 и3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению предусмотренных законом обязанностей в ходе проведения конкурсного производства.
Доводы арбитражного управляющего не свидетельствуют об отсутствии общественной опасности и не могут являться основаниями для освобождения от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, оценив приведенные апеллянтом основания, не усматривает наличия исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применитьстатью 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства; нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленныхстатьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.11.2013 по делу N А27-14230/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Воронкова Игоря Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14230/2013
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Ответчик: Воронков Игорь Валерьевич