г. Вологда |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А13-9451/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Гавриловой Н.В. по доверенности от 19.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 октября 2013 года по делу N А13-9451/2013 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу (далее - отдел, административный орган) об оспаривании постановления от 07.08.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление Департамента рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Департамент с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на недоказанность в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы не признал.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы жалобы, пояснил, что заявитель осуществляет регулярную деятельность по содержанию автодорог с целью обеспечения безопасности дорожного движения, к административной ответственности привлекается впервые.
Заслушав объяснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.07.2013 Департамент допустил нарушение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения на следующих участках дороги города Череповца: бульвар Доменщиков, д. 39, ул. Менделеева, д. 1, ул. Мира, д. 1, выразившееся в плохой видимости дорожных знаков 1.23 "Дети", 3.24 "Ограничение скорости 40", светофора из-за веток деревьев.
Указанные нарушения зафиксированы в актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.07.2013 и приложенных к ним фотоматериалах.
Названные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения от 17.07.2013 серии 35 ОВ N 025632 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 44).
По данному факту уполномоченным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 30.07.2013 серии 35 ВЮ N 001422 (л.д. 92), и заместителем начальника отдела вынесено постановление от 07.08.2013, которым Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 10).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене.
Статьей 12.34 КоАП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону указанного правонарушения образуют несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Пунктом 2 названной статьи установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) указано, что под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения) определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В части 2 статьи 17 Закона N 257-ФЗ определено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах установлены Национальным стандартом "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2004), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст.
Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
Пунктом 7.3.1 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что при установке транспортных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (не обеспечена видимость дорожных знаков на следующих участках дороги города Череповца: бульвар Доменщиков, д. 39, ул. Менделеева, д. 1, ул. Мира, д. 1, выразившееся в плохой видимости дорожных знаков 1.23 "Дети", 3.24 "Ограничение скорости 40", светофора из-за веток деревьев) подтверждается представленными в материалы дела документами, а именно актами о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.07.2013, приложенными к ним фотоматериалами, определением от 17.07.2013 серии 35 ОВ N 025632 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, письмом от 26.07.2013 об обрезке кроны деревьев в районе спорных дорожных знаков до составления протокола 30.07.2013.
Довод подателя жалобы о том, что на Департаменте лежит обязанность по организации содержания автодорог, но не само их содержание, не может быть принят, так как публично-правовые обязанности органов местного самоуправления не могут быть переданы в рамках гражданских правоотношений.
По материалам дела Департамент заключил муниципальный контракт от 20.02.2013 N К06-13 с обществом с ограниченной ответственностью "Клин" (далее - ООО "Клин") на выполнение работ по озеленению городских территорий (цветочное оформление и уход за зелеными насаждениями). Комплекс работ, входящий в предмет контракта, перечислен в Техническом задании, являющимся неотъемлемым приложением к контракту.
В силу подпункта "д" пункта 5 Технического задания к контракту, ООО "Клин" обязано производить санитарную обрезку на территориях общего пользования, у светофорных объектов и дорожных знаков по заявке заказчика (Департамента).
Из объяснений директора ООО "Клин" Комисарова В.В. от 29.07.2013 следует, что заявки на вышеуказанные работы с начала заключения контракта от заказчика не поступали. Кроме того, из письма ООО "Клин" от 26.07.2013 N 32, усматривается, что заявка на обрезку крон деревьев в районе дорожных знаков по улицам: Доменщиков, д. 39, Менделеева, д. 1, Мира, д. 1 города Череповца, была подана Департаментом только 22.07.2013, работы по обрезке были произведены 23-24.07.2013.
Таким образом, Департаментом не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, заключение муниципального контракта не освобождает заявителя от ответственности за выполнение публично-правовых обязательств.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 2 этой же статьи КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Департамент имел возможность для соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка содержания автомобильных дорог.
Заявитель не представил доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер по соблюдению правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил наличие в действиях (бездействии) заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установлены.
Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными лицами.
Податель жалобы указывает, что административным органом в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не описано событие правонарушение, в постановлении нет ссылки на ГОСТ Р 52289-2004.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 4 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье.
Недостатки протокола об административном правонарушении восполнены в ходе производства по делу об административном правонарушении, что не противоречит КоАП РФ и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Изложенный в апелляционной жалобе довод об отсутствии в процессуальных документах ссылки на ГОСТ, в рассматриваемом случае не влияет на выводы о наличии состава административного правонарушения.
Следовательно, допущенные административным органом недостатки являются несущественными и не влекут недопустимость использования протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по делу.
Оснований для снижения размера штрафа с учетом смягчающих ответственность обстоятельств не имеется, так как штраф назначен административным органом в минимальном размере.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 октября 2013 года по делу N А13-9451/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца - без удовлетворения.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9451/2013
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства
Ответчик: ОГИБДД УМВД по г. Череповцу