город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2013 г. |
дело N А01-854/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Надежда"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея (судья Кочура Ф.В.)
от 07 августа 2013 года по делу N А01-854/2013
по иску муниципального унитарного предприятия "Надежда" (ИНН 0104007681)
к администрации муниципального образования "Каменномостское сельское поселение",
при участии третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея,
о признании недействительной государственной регистрации права собственности, о признании права хозяйственного ведения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Надежда" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" (далее - администрация) о признании недействительным и отмене зарегистрированного за администрацией права собственности на здание администрации, литер А, площадью 34,7 кв. м, здание мясного павильона, литер Г, площадью 129 кв. м и торговый павильон из метало-каркаса, площадью 160 кв. м, расположенные по адресу: Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Привокзальная, 16, признании за предприятием права хозяйственного ведения на указанное выше недвижимое имущество и обязании ответчика оформить акт передачи данного имущества истцу на праве хозяйственного ведения в соответствии с распоряжением N 55-Р от 28.04.2001.
В судебном заседании суда первой инстанции конкурсный управляющий предприятия заявил частичный отказ от требований, изложенных в пункте первом искового заявления от 20 мая 2013 года и просил производство по делу в данной части прекратить.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - управление).
Решением от 07 августа 2013 года Арбитражный суд Республики Адыгея принял отказ муниципального унитарного предприятия "Надежда" от исковых требований, изложенных в пункте первом искового заявления от 20 мая 2013 года, производство по делу в данной части прекратить. В удовлетворении искового заявления муниципального унитарного предприятия "Надежда" к администрации муниципального образования "Каменномостское сельское поселение" о признании права хозяйственного ведения на здание администрации, литер А, площадью 34,7 кв. м, здание мясного павильона, литер Г, площпдью129 кв. м и торговый павильон из метало-каркаса, площадью 160 кв. м, расположенные по адресу: Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Привокзальная, 16 и обязании ответчика оформить акт передачи указанного имущества истцу на праве хозяйственного ведения в соответствии с распоряжением N 55-Р от 28.04.2001 суд отказал.
Суд указал на отсутствие доказательств того, что спорное имущество находилось в собственности муниципального образования на момент вынесения распоряжения главы Каменномостского поселкового округа Майкопского района N 55-р от 28.04.2001.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования (с учетом отказа от части исковых требования) удовлетворить.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что суд не рассмотрел обстоятельства, на которые истец ссылался в обоснование своих требований, в том числе не учел обстоятельство фактического владения предприятием спорным имуществом, несения бремени по его содержанию; в результате своего бездействия по оформлению акта передачи имущества, ответчик создал себе условия для его регистрации в свою собственность и ограничил в правах созданное им же унитарное предприятие на законную регистрацию прав хозяйственного ведения, что может рассматриваться как вывод имущества из конкурсной массы.
Кроме того, апеллянт указал, что суд возложил на предприятие обязанность по уплате государственной пошлины в размере 16 000 рублей, в то время как оплате подлежит государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
В отзыве администрация против доводов жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований предприятие указало, что в рамках конкурсного производства должника конкурсным управляющим было выявлено нахождение на балансе МУП "Надежда" здания администрации, литер А, площадью 34,7 кв. м, здание мясного павильона, литер Г, площадью 129 кв. м и торговый павильон из металлокаркаса, площадью 160 кв. м, расположенные по адресу: Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Привокзальная, 16.
Указанное имущество в соответствии с распоряжением главы местного самоуправления Каменномостского поселкового округа N 55-р от 28 апреля 2001 года было передано МУП "Надежда" в составе всего имущественного комплекса рынка на праве хозяйственного ведения.
02 июля 2005 года между администрацией и МУП "Надежда" был заключен договор на передачу комплекса - рынка в п. Каменномостский на праве хозяйственного ведения предприятию.
Пункт 1.1. указанного договора предусматривал, что администрация передает предприятию имущественный комплекс - рынок, перечень имущества которого был перечислен в акте передачи (акт прилагается к договору).
Полагая, что у предприятия с момента вынесения распоряжения N 55 от 28.04.2001 возникло право хозяйственного ведения на спорное имущество, а также в связи с тем, что у истца и ответчика акт приема-передачи имущества не сохранился, конкурсный управляющий МУП "Надежда" обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.03.2012 по делу N А01-1782/2011 МУП "Надежда" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
31 марта 2011 года администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации принятия на учет как бесхозных объектов недвижимого имущества - здания администрации, литер А площадью 27,6 кв. м, здания мясного павильона, литер Г, площадью 116,4 кв. м, здания торгового павильона, площадью 160 кв. м, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Привокзальная.
29 апреля 2011 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены регистрационные записи с номерами 01-01-03/006/2012-900, 01-01-03/006/2012-901 и 01-01-03/006/2012-902 о принятии на учет спорных объектов недвижимого имущества, как бесхозных.
Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея по делу N 2-507/2012 от 25.05.2012, вступившим в законную силу, за администрацией было признано право муниципальной собственности в том числе и спорные объекты недвижимости расположенные в поселке Каменномостский, по ул. Привокзальной.
В судебном заседании суда первой инстанции стороны пояснили, что недвижимое имущество, право на которое установлено указанным решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25.05.2012, является одним и тем же имуществом, право хозяйственного ведения на которое просит признать истец.
30 июля 2012 года за администрацией было зарегистрировано право собственности на спорные объекты недвижимости.
Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта муниципального рынка, спорные строения - здание администрации, литер А, площадью 34,7 кв. м, здание мясного павильона, литер Г, площадью 129 кв. м - были возведены в 1960 году.
В указанный период применялась презумпция государственной собственности на любые объекты недвижимости, если не имелось доказательств принадлежности их на праве собственности иному лицу, закрепленная постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 29.07.1925 "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество".
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 было осуществлено разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
К числу объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в том числе были отнесены предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находящиеся на территории соответствующих городов.
В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в качестве муниципальных субъектов, которым подлежало передаче государственное имущество, указаны города (кроме городов районного подчинения) и районы (кроме районов в городах).
Статьей 2 Закона Республики Адыгея от 30.12.2004 N 283 "О наделении муниципального образования "Майкопский район" статусом муниципального района, об образовании и наделении статусом поселений муниципальных образований в его составе и установлении их границ" в редакции Закона Республики Адыгея от 08.08.2011 N 25 муниципальное образование "Каменномостский поселковый округ" было наделено статусом сельского поселения, изменено его наименование на "Каменномостское сельское поселение".
Таким образом, муниципальное образование "Каменномостское сельское поселение" не относится к числу субъектов, у которых возникло право муниципальной собственности на государственное имущество на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Пунктом 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ устанавливалось, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Законом Республики Адыгея от 28.12.2007 N 143 установлен порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче муниципальными районами вновь образованным поселениям в их составе (далее - передаваемое имущество), порядок направления в Кабинет Министров Республики Адыгея согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований и перечень документов, необходимых для принятия решения о разграничении имущества.
Из материалов дела не следует, что муниципальному образованию "Каменномостское сельское поселение" было передано в собственность спорное имущество в порядке, установленном вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
Согласно ответу администрации муниципального образования "Майкопский район" от 09.12.2013 N 5101 на запрос суда администрацией района не принималось решение о передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Каменомосткое городское (сельское) поселения".
Отсутствие у администрации Каменномостского поселкового (сельского) поселения прав в отношении спорного имущества исключает возможность передачи такого имущества в хозяйственное ведение предприятию. Поскольку распоряжение главы Каменномостского поселкового округа от 28.04.2001 N 55-р принято в отношении имущества, которым указанное поселение не вправе распоряжаться, указанное распоряжение, равно как и последующий договор не могли породить возникновение права хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия "Надежда". Фактическое владение указанным имуществом, равно как и несение бремени содержания указанного имущества муниципальным предприятием само по себе не создает для него титул хозяйственного ведения.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, а доводы, заявленные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как не имеющие правового значения.
Довод апеллянта, касающийся необоснованного взыскания с предприятия государственной пошлины в размере 16 000 рублей подлежат отклонению, поскольку истцом заявлено требование о признании права хозяйственного ведения в отношении трех объектов (12 000 рублей - по 4 000 рублей за каждый объект), а также требование об обязании ответчика оформить акт передачи данного имущества истцу (4 000 рублей), что соответствует положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07 августа 2013 года по делу N А01-854/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-854/2013
Истец: МУП "Надежда"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Каменномостское сельское поселение"
Третье лицо: Майкопский районный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственоой регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Администрация муниципального образования Майкопский район, Арбитражный управляющий АХТАОВ Аслан Мухарбиевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея