Системы мониторинга бизнеса
В настоящее время экономика России развивается достаточно высокими темпами, однако действующая во многих компаниях система предоставления информации о происходящих на рынке процессах и изменениях зачастую отличается ограниченностью и неполнотой. Существующие источники информации, необходимые для принятия управленческих решений, нередко отражают деятельность компаний в статике, в то время как они работают в условиях динамичных изменений внешней и внутренней среды. В этих условиях для значительного сокращения предпринимательского риска применяются как традиционные меры (прогнозирование рисков, усиление контроля над ценами и товарными потоками; оценка надежности контрагентов, страхования и др.), так и методическое и техническое обеспечение работы менеджеров для эффективного анализа и управления ресурсами и процессами экономического субъекта.
Для успешного решения практических задач управления компаниям требуются адекватные инструменты управления, в частности система экономического мониторинга, охватывающая все подразделения и основные бизнес-процессы, интегрированная с системой внутрифирменного бюджетирования. Это достигается путем разработки и внедрения соответствующих методик и информационных систем либо адаптации имеющихся систем к новым требованиям.
В результате руководители высшего звена могут оценить эффективность бизнеса компании на основе ключевых (или контрольных) показателей, а стратегическое планирование получает необходимую информационную поддержку. Финансовая служба может контролировать движение денежных средств, а также оперативно управлять остатками средств на счетах и в реальном времени получать информацию о дебиторской или кредиторской задолженности внешних и внутренних контрагентов. Менеджерам (руководителям подразделений) предоставляется возможность оценивать эффективность деятельности подчиненных, оперативно принимать решения о необходимых действиях.
При построении системы экономического мониторинга предлагается рассматривать компанию как систему взаимоувязанных и необходимых ресурсов - технологических, финансовых, трудовых и т.д. (см. рисунок).
/----------\ /---------------------------\ /---------\
|Финансовый| | Логистика | |Маркетинг|
|менеджмент|\ |(отношения с контрагентами)| /| |
\----------/ | \---------------------------/ | \---------/
| |
| | | | |
| |
/----------\ | /----------------------------------\ | /---------\
| Бюджет | \----| |----/ | Продажи |
| | |Система экономического мониторинга| | (план) |
\----------/ /----| |-----\\---------/
| | \----------------------------------/ | |
| | | |
| | | | |
|
/----------\ | /---------------------------\ /------------\
| Ключевые |/ | Управление персоналом | |Производство|
|показатели| | (мотивация) | | (план) |
\----------/ \---------------------------/ \------------/
Взаимосвязь системы мониторинга с функциональными областями компании
Организация системы включает следующие основные этапы:
разработка и внедрение соответствующей методики;
оптимизация (или построение) организационной структуры управления;
распределение задач, прав и ответственности менеджеров;
создание технических условий для работы (автоматизация рабочих мест).
По сути, ядром системы экономического мониторинга является информационная модель - совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих состояние объекта, количественное выражение которых и есть результат работы системы. Основой технической базы такой системы выступают специализированные программные продукты (комплексы), которые можно классифицировать по масштабам применения.
Для малого, а в некоторых случаях и среднего бизнеса применяются простые "коробочные" системы. В этом сегменте доминируют российские продукты, в основном это программы, предназначенные для наиболее простых функций: надстройки-шаблоны для широко распространенных продуктов, например для "1С" или электронных таблиц MS Excel.
Системы для средних и крупных компаний - это в основном уже интегрированные комплексы, поскольку дают возможность вести одновременно и управленческий, и финансовый учет. Как правило, это специализированные разработки, и поэтому для них особенно важны процедуры внедрения и, следовательно, квалификация консультантов. В этом сегменте больше продуктов западных, чем отечественных.
Системы для крупнейших компаний, в первую очередь вертикально интегрированных структур в сырьевом и промышленном секторах экономики, - это масштабные системы управления. В мире таких систем существует не более десятка, отечественных пока нет. Для осуществления проекта по внедрению такой системы нужна команда экспертов, имеющая солидный опыт.
Стратегия развития компании, особенности методики и масштабы системы мониторинга определяют уровень технических решений. Система должна основываться на анализе факторов, применимых к конкретной компании и актуальных в конкретных условиях хозяйствования. Можно выделить несколько частных характеристик для системы мониторинга:
всеобъемлющий характер. Система должна затрагивать все уровни деятельности компании. Благодаря такой структуре системы становится возможным отследить влияние каждого принимаемого решения на итоговый показатель;
гибкость. Система должна предусматривать возможность изменения показателей оценки эффективности в зависимости от результатов и условий хозяйствования;
возможность применения при компенсации. Показатели, выделяемые в рамках такой системы, должны участвовать в системе компенсации и мотивации персонала компании;
возможность использования при планировании. Показатели такой системы должны использоваться при составлении планов компании. Важно соотносить нефинансовые показатели с финансовыми. "Нефинансовые показатели должны предсказывать будущие финансовые результаты, иначе говоря, нефинансовые показатели должны служить определяющими показателями эффективности, а финансовые - лаговыми, т.е. они должны суммировать результаты по мере их поступления"*(1);
минимальность. Для руководителей каждого уровня необходимо определить относительно небольшое количество показателей оценки эффективности, в противном случае могут возникнуть проблемы с расчетом компенсации и мотивацией сотрудников, а также может снизиться информативность показателей.
Определив ключевые показатели деятельности, важно понимать, что они снижают свою пригодность во времени. Это связано с влиянием следующих факторов:
"позитивное обучение" - по мере использования того или иного показателя для сравнения его с нормативным значением или с аналогичным показателем другой компании или подразделения происходит снижение разброса его значений. Этот эффект отражает процесс обучения, возникающий при планировании и анализе. По мере снижения разброса значений показателя снижается его информативность, и поэтому необходимы поиск и внедрение в систему новых показателей;
"искаженное обучение" - данный эффект возникает, когда снижение разброса значений показателя происходит без увеличения эффективности, как в случае с позитивным обучением или с нанесением определенного вреда. Например, если менеджер мотивирован показателем прибыли, то он может откладывать признание издержек или начисление амортизации для обеспечения высокой прибыли, которая не отражает реальное увеличение эффективности;
"отбор" - связан с позитивным обучением и проявляется в том, что неэффективные подразделения вынуждены прекращать или реорганизовывать свою деятельность, выравнивая тем самым значение показателя эффективности;
"подавление" - в случае если различия между значениями показателя эффективности значительны и не меняются во времени, то такой показатель также снижает свою информативность. Если данные различия объективно обусловлены и различия не могут быть устранены, то показатель должен подлежать замене;
консенсус - при отсутствии необходимой информации сравнение оценок эффективности может происходить на основании опыта аналитика.
Таким образом, из-за снижения пригодности показателей оценки эффективности компании необходимо вовремя заменять неинформативные показатели в системе экономического мониторинга в соответствии с целями и задачами управления.
Можно сказать, что идеальных показателей для оценки эффективности не существует. Руководители и специалисты могут лишь выбирать наиболее отвечающие их целям и задачам, и в этом заключается одна из проблем формирования систем мониторинга для поддержки управленческих решений в компаниях.
Бывают ситуации, когда руководство компании не всегда четко себе представляет, зачем нужны системы поддержки управления. Как следствие этой ситуации, цели внедрения, во-первых, не взаимоувязаны со стратегическими целями компании, во-вторых, недостаточно формализованы. Многие компании пытались и пытаются формализовать и автоматизировать текущую ситуацию в компании, нисколько не улучшая ее. Однако в этом случае становится очевидной и справедливой мысль о том, что "если вы будете продолжать работать так, как работали, вы будете получать то, что получали".
Некоторые компании пытаются самостоятельно внедрять современные инструменты и методики, однако в ряде случаев из-за отсутствия соответствующего опыта или знаний, апробированных методик и отлаженных технологий они не получают успешного результата.
Характерными проблемами компаний при самостоятельном внедрении подобных систем являются следующие:
отсутствие целостной концепции системы у руководства компании;
отсутствие специалистов с достаточной профессиональной компетенцией;
неполнота формализованной нормативной документации и информации в компании;
недостаточная готовность инфраструктуры к внедрению автоматизированной системы;
низкий уровень вовлеченности сотрудников компании в проект.
Публикуемые в профессиональной литературе методики или типовые программные продукты зачастую не обладают должными функциональными возможностями или слабо адаптируются к специфике деятельности конкретной компании. В таком случае компания может нести значительные организационные, технические и, как следствие, финансовые риски. В такой ситуации достаточно действенной мерой может быть приглашение внешних консультантов, имеющих системный подход и хорошую методологическую базу. Кроме того, важным достоинством внешнего консультанта является его независимость, что дает возможность объективного анализа ситуации в компании, а также приобретения опыта в проведении аналитических работ и практической реализации консалтинговых проектов. Однако нельзя не отметить, что в России руководители малых и средних предприятий обращаются к услугам консультантов прежде всего для того, чтобы получить подтверждение своим собственным взглядам, и если выводы консультантов не совпадают с их собственными, они могут остаться нереализованными, несмотря на то, что являются по сути правильными.
Компании "среднего" бизнеса пользуются консалтинговыми услугами недостаточно активно, очевидно, по тому, что их владельцы зачастую являются одновременно и управляющими, а в крупных компаниях, напротив, работают профессиональные менеджеры. Консультантам иногда проще найти общий язык с менеджерами, потому что им необходимо обоснование решений для владельца бизнеса. В результате крупные компании более широко внедряют современные системы и методики управления.
Основным недостатком в привлечении внешних консультантов для компаний является риск получения заказчиком некачественных и непрофессиональных услуг. Однако данный риск компания может минимизировать, обратившись в высокопрофессиональную консалтинговую компанию, обладающую значительным опытом работы и входящую в рейтинги ведущих фирм данного профиля, имеющих высокую репутацию в бизнес-сообществе.
Важный фактор выбора консультантов - наличие в рамках одной консалтинговой компании и разработчиков IT-решений, и бизнес-консультантов, что позволяет вырабатывать сбалансированные комплексные решения. Такие компании обладают большим опытом оказания консалтинговых услуг для компаний различных типов и отраслей, имеют различные профессиональные наработки и оригинальные методики, а также располагают широким кадровым потенциалом, позволяющим успешно решать широкий спектр задач при внедрении современных методов и технологий управления компанией.
Ю. Прохоров,
к.э.н., ведущий консультант
ООО НВП "ИНЭК"
"Финансовая газета", N 19, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Мейер Маршал В. Оценка эффективности бизнеса. - М.: Вершина, 2004. - С. 22.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71