Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2013 г. N 13АП-24404/13
г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А56-41020/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Типикиной Е.С. по доверенности от 19.12.2013 N 052.
от ответчиков: государственного инспектора Ленинградской области по охране природы Скобликова В.А. - не явился, извещен.
- Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - Литвинчук А.В. по доверенности от 18.01.2013 N 1-23/2013-9.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24404/2013) Муниципального казенного учреждения "Специализированная служба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2013 по делу N А56-41020/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Специализированная служба"
к Государственному инспектору Ленинградской области по охране природы Скобликову В.А., Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Специализированная служба" (188679 Ленинградская область, Всеволожский район, пос.им.Морозова, ул.Спорта, д.5, ОГРН 1124703001158, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора Ленинградской области по охране природы В.А.Скобликова от 20.06.2013 N 0449-13/Д о назначении административного наказания.
В качестве второго заинтересованного лица судом к участию в деле привлечен Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (197342 г.Санкт-Петербург, ул.Торжковская, д.4, далее - Комитет).
Решением от 18.10.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что деятельность Учреждения не связана с обращением с отходами, земельный участок, занятый под размещение кладбища, ему на каком-либо праве не передавался; Учреждение не является субъектом инкриминируемых ему административных правонарушений.
Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, доводы которого поддержаны представителем Комитета в судебном заседании.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие государственного инспектора Скобликова В.А., уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Комитета от 25.04.2013 N 1-15-0232-13/ВД 07.06.2013 уполномоченным должностным лицом Комитета проведена внеплановая документарная проверка соблюдения МКУ "Специализированная служба" законодательства Российской Федерации, международных норм и стандартов в области обращения с отходами, по результатам которой составлен Акт проверки N 1-15-0232-13/ВД.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило коллективное обращение жителей пос.им.Морозова, поступившее из Всеволожской городской прокуратуры, и материалы рейдовой проверки, проведенной по распоряжению председателя Комитета от 08.04.2013 N 1-14-0140-13/Р.
В Акте внеплановой проверки зафиксировано наличие установленных на обочине дороги с южной стороны общественного кладбища в пос.им.Морозова контейнеров объемом 0,7 куб.м для сбора отходов с территории кладбища. Контейнеры без крышек, установлены непосредственно на почве без наличия твердого, водонепроницаемого, химически стойкого покрытия, исключающего загрязнение почвы, заполнены отходами производства и потребления.
Рядом с контейнерами непосредственно на почве на площади до 1,5 кв.м размещены отходы: остатки от венков, разбитые памятники из металла, пластиковая тара от напитков, полиэтиленовая пленка, ветошь.
14.06.2013 государственным инспектором Ленинградской области по охране природы составлен протокол N 0449-13/Д об административном правонарушении и 20.06.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания, которым МКУ "Специализированная служба" признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.1 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, МКУ "Специализированная служба" обжаловало его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно оспариваемому постановлению, по статье 8.1 КоАП РФ квалифицированы допущенные Учреждением нарушения статей 22, 24, 35, 73, 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При этом административный орган исходил из того, что состав названного административного правонарушения образует несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
Между тем, в соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Юридическое лицо может являться субъектом указанного административного правонарушения в случае, если оно осуществляет деятельность по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, выводу из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что Учреждение создано на основании постановления администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 15.03.2012 N 48 для следующих целей некоммерческого характера: организация и осуществление мероприятий по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Доказательства того, что выявленные нарушения экологических требований допущены Учреждением при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в материалах дела отсутствуют. Общественное кладбище к вышеперечисленным объектам не относится. Несоблюдение требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" в процессе осуществления деятельности по содержанию территории кладбища не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях МКУ "Специализированная служба" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает ошибочным.
Однако данный вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Оспариваемым постановлением Учреждению вменено в вину также несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Ответственность за указанные нарушения предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Под накоплением отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно пунктам 6.9-6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", действующих с 18.09.2011, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
В ходе проверки установлено и Учреждением не оспаривается, что в процессе осуществления деятельности по содержанию общественного кладбища, Учреждением заключены договоры со специализированной организацией - ООО "Флагман" на вывоз отходов с территории кладбища по мере их накопления.
Учреждению вменено в вину:
- не разработка проекта нормативов образование отходов и лимитов на их размещение;
- не проведение инвентаризации источников образования и мест временного хранения отходов и источников выбросов;
- отсутствие паспортов опасных отходов и документов, подтверждающих отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности.
- отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок разработки и утверждения нормативов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Из пункта 4 Порядка разработки и утверждения нормативов следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Пункт 3 статьи 14 данного Закона предусматривает необходимость составления паспорта опасных отходов на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Неисполнение Учреждением указанных положений законодательства подтверждается материалами дела и по существу заявителем не оспаривается.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях МКУ "Специализированная служба" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, является правомерным.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом указанного административного правонарушения, апелляционным судом отклоняется. В соответствии с пунктом 7.1 Положения о деятельности муниципального общественного кладбища пос.им.Морозова, утвержденного постановлением Совета депутатов МО "Морозовское городское поселение" от 26.09.2012 N 23, на специализированную службу возложена ответственность за благоустройство и санитарное состояние территории кладбища. Территория кладбища оборудуется контейнерами для складирования мусора на пересечении межквартальных дорожек. В обязанности специализированной службы вменена систематическая уборка центральных аллей и межквартальных дорог, своевременный вывоз мусора (пункт 7.2.2).
Согласно пункту 2.3 Устава МКУ "Специализированная служба", Учреждение обеспечивает содержание и благоустройство территории общественного кладбища МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области".
Довод представителя заявителя о том, что Учреждение не является субъектом земельных правоотношений, поскольку земельный участок, на котором расположено кладбище, не передан Учреждению, не имеет правового значения при оценке соблюдения Учреждением предусмотренных Уставом и Положением о деятельности муниципального общественного кладбища обязанностей специализированной службы.
Санкцией статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В рассматриваемом случае Учреждение привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности Комитетом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2013 года по делу N А56-41020/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Специализированная служба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.