г. Самара |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А65-16762/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2013 г. в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Альфа-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013, принятое по делу N А65-16762/2013 (судья Юшков А.Ю.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Альфа-Сервис", г. Казань (ОГРН 1021602849575, ИНН 1655003639),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1091690054763),
и обществу с ограниченной ответственностью "Землеустроитель", г. Лаишево (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653),
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань; общество с ограниченной ответственностью "Земельное бюро Лаишевского района", г. Лаишево;
о признании кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровым номером 16:24:260201:443 и 16:24:260201:444, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:260201:445, об обязании ООО "Землеустроитель" изготовить межевой план на земельный участок с кадастровым номером 16:24:160201:443 и 16:24:260201:444;
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Тимохин А.В. по доверенности от 23.12.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Альфа-Сервис" (далее - истец, ООО "НПП "Альфа-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в Республике Татарстан, ответчик-1) и обществу с ограниченной ответственностью "Землеустроитель" (далее - ответчик-2), в котором просит признать кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенную при проведении межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:260201:443 и 16:24:260201:444, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:260201:445; исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости путем корректировки координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:260201:443 и 16:24:260201:444, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:260201:445.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала по Республике Татарстан, и общество с ограниченной ответственностью "Земельное бюро Лаишевского района".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда первой инстанции о том, что у истца отсутствует право на предъявление настоящего иска, является не правомерным, поскольку исходя из положений части 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки, по требованию любого лица.
Истец исходит из того, что во внесудебном порядке ему не удалось разрешить вопрос об устранении кадастровой ошибки, поскольку собственник смежных земельных участков - ТУ Росимущества в Республике Татарстан, отказался обратиться за исправлением кадастровой ошибки, а филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан 25.12.2012 принято решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:1490.
В апелляционной жалобе истцом заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в целях установления и устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 16:24:260201:443 и 16:24:260201:444, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:260201:445.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, поддержал изложенное в жалобе ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Истец на основании договоров аренды N 145 от 18.04.2000 и от 22.10.2008 с 2000 года является арендатором земельного участка лесного фонда площадью 0.16 га с кадастровым номером 16:24:000000:1490, расположенного в Матюшинском лесничестве Лаишевского района Республики Татарстан. Арендодателем указанного земельного участка в соответствии с соглашением об изменении и дополнении договора аренды лесного участка от 16.03.2010 является Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
Границы арендуемого истцом земельного участка при заключении договоров аренды не были уточнены, в связи с чем истец обратился в ООО "Земельное бюро Лаишевского района" для выполнения кадастровых работ и получил от последнего межевой план N 669-2012 земельного участка.
При составлении межевого плана кадастровый инженер установил, что соседний участок (ранее арендуемый ЗАО "КПОГАТ-3") с кадастровым номером 16:24:260201:445 наложен на арендуемый истцом земельный участок с кадастровым номером 16:24:000000:1490, а именно: границы уточняемого земельного участка пересекают границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:260201:443 и 16:24:260201:444, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:260201:445. Земельный участок с кадастровым номером 16:24:260201:445 прошел государственный кадастровый учет на основании землеустроительного дела N 347-2007, выполненного ООО "Землеустроитель".
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:260201:443 и 16:24:260201:444, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:260201:445, является Российская Федерация.
Истец, полагая, что в государственный кадастр недвижимости были внесены ошибочные координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 16:24:260201:445, а кадастровые сведения о местоположении ранее установленных границ указанного земельного участка не соответствуют их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для учета изменений земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:1490, обратился 01.12.2012 в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением об учете изменений объекта недвижимости.
25.12.2012 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан принято решение об отказе в учете изменений ввиду отсутствия заявления правообладателя об исправлении кадастровой ошибки.
28.02.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра" приняло решение об отказе в выдаче истцу кадастрового паспорта и рекомендовало ему обратиться с заявлением о кадастровом учете изменений характеристик земельного участка, а именно для уточнения местоположения границ данного земельного участка.
Истец 12.03.2013 обратился к ответчикам с просьбой исправить кадастровую ошибку в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:260201:443 и 16:24:260201:444, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:260201:445.
Однако, письмом от 19.04.2013 ТУ Росимущества в Республике Татарстан отказало истцу, а ООО "Землеустроитель" оставило заявление истца без ответа.
В связи с данными обстоятельствами, истец, полагая, что ему во внесудебном порядке не удалось разрешить вопрос об устранении кадастровой ошибки, что делает невозможным реализацию права истца на кадастровый учет местоположения границ арендуемого им земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ законодатель определил, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
При этом техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что право на подачу заявления об исправлении кадастровой ошибки имеет собственник земельного участка - Российская Федерация, а истец таким правом не наделен, является не правомерным.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и законом в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества в соответствии с пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457) возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В силу части 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета (за исключением полномочий, предусмотренный статьей 30 закона) на основании решений указанного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые и считаются органами кадастрового учета.
На территории Республики Татарстан полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в силу части 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15 сентября 2010 года переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (в настоящее время реорганизовано в ФГБУ "ФКП Росреестра").
Таким образом, надлежащим ответчиком по спору является ФГБУ "ФКП Росреестра", а исковое требование к ТУ Росимущества в Республике Татарстан и обществу с ограниченной ответственностью "Землеустроитель" заявлено необоснованно.
Ходатайство о привлечении к делу ФБГУ "ФКП Росреестра" соответчиком от истца не поступило.
Доказательств направления в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" заявления о кадастровом учете изменений характеристик земельного участка, а именно для уточнения местоположения границ данного земельного участка, истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Следовательно, ходатайство истца о назначении по делу судебной экспертизы удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013, принятое по делу N А65-16762/2013, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16762/2013
Истец: ООО "Научно-производственное предприятие "Альфа-Сервис", г. Казань
Ответчик: ООО "Землеустроитель", г. Лаишево, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "Земельное бюро Лаишевского района", г. Лаишево, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан