г. Хабаровск |
|
29 декабря 2008 г. |
Дело N А80-55/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Чаунское горно-геологическое предприятие": не явились;
от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чаунское горно-геологическое предприятие" на решение от 04 мая 2008 года по делу N А80-55/2008 Арбитражного суда Чукотского автономного округа Дело рассматривал судья Шепуленко М.Ю.
по заявлению закрытого акционерного общества "Чаунское горно-геологическое предприятие"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу
об отмене постановления от 31.07.2007 N 164 о привлечении к административной ответственности
Закрытое акционерное общество "Чаунское горно-геологическое предприятие" (далее - общество, ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие") обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу (далее - административный орган, Управление Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу) об отмене постановления от 31.07.2007 N 164 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, в частности, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" и Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 65, 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" и на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Управление Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу в период с 04.07.2007 по 26.07.2007 осуществило оперативную проверку по соблюдению природоохранных мероприятий на объектах ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие", в частности, на участке промышленной базы 4 км. и химлаборатории.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не оборудованы места для временного хранения отходов предприятия в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; твердые бытовые отходы смешаны с производственным отходами; отсутствуют специальные площадки для хранения металлолома, который разбросан хаотично; отсутствуют поддоны для хранения пустой бочкотары; территория промышленной зоны покрыта масляными пятнами; отсутствует отдельный контейнер для хранения промасленной ветоши; отсутствие производственного экологического контроля; отсутствие мероприятий по охране окружающей среды; отсутствие лицензии для осуществления деятельности по использованию и размещению опасных отходов.
По результатам проверки составлен акт оперативной проверки по проверку по соблюдению природоохранного законодательства от 30.07.2007 N 08-04г/180, содержащий предписания по устранению нарушений природоохранного законодательства, выявленных в ходе проверки, и в присутствии законного представителя ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" - генерального директора Гутова С.А., составлен протокол от 30.07.2007 N 164 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
31.07.2007 начальником Западно-Чукотского комплексного отдела Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу Коршуновым В.Ф. вынесено постановление N 164 о привлечении ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях и соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 10 000 рублей до 100 000 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Статьями 11, 19 названного Закона предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной сред и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервации и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусматривает обязанности субъектов хозяйственной деятельности по производственному контролю в области охраны окружающей природной среды (производственный экологический контроль).
Судом установлено, что ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" допущены следующие нарушения в области охраны окружающей природной среды: отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; отсутствие производственного экологического контроля; отсутствие мероприятий по охране окружающей среды (протокол об административном правонарушении от 30.07.2007 N 164).
Судом обоснованно отклонена ссылка общества на ведение последним экологического контроля, поскольку из акта оперативной проверки по соблюдению природоохранного законодательства от 30.07.2007 N 08-04г/180 усматривается, что ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" допущены вышеназванные нарушения в области охраны окружающей природной среды, свидетельствующие как об отсутствии данного контроля, так и о недостаточной организации такого контроля при наличии Плана мероприятий по охране окружающей среды до 2010 года, согласованного 06.04.2004 с заместителем Главного государственного инспектора по охране природы Росприродконтроля по Чукотскому автономному округу, а также наличия ежегодных соответствующих приказов. Кроме этого, наличие названных документов при отсутствии осуществления самих мероприятий по ведению экологического контроля свидетельствует о нарушениях в этой области, вменяемых обществу.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения и наличия вины в его действиях.
В то же время, вывод суда о соблюдении административным органом установленного порядка привлечения общества к административной ответственности не соответствует обстоятельствам дела.
Статьей 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, в частности, устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; проверяются полномочия законных представителей юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции установлено, что рассмотрение дела в отношении ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" об административном правонарушении и вынесении постановления от 31.07.2007 N 164 о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. произошло в отсутствие законного представителя названного юридического лица, что усматривается из постановления от 31.07.2007 N 164.
Из протокола об административном правонарушении от 30.07.2007 N 164, составленного с участием законного представителя ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие" - генерального директора Гутова С.А., усматривается, что в нем отсутствует информация о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Другие доказательства надлежащего извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, поскольку административным органом нарушен установленный законом порядок привлечения общества к административной ответственности, оспариваемое постановление необходимо признать незаконным и отменить.
При наличии таких обстоятельств решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 04 мая 2008 года по делу N А80-55/2008 отменить.
Признать недействительным и отменить постановление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу от 31.07.2007 N 164 о привлечении закрытого акционерного общества "Чаунское горно-геологическое предприятие" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
В.Ф. Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-55/2008
Истец: ЗАО "Чаунское горно-геологическое предприятие"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ЧАО
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1181/2009
29.12.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2224/2008-А80
29.12.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4462/08
10.09.2008 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2224/08