г. Ессентуки |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А20-2131/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.09.2013 по делу N А20-2131/2013 (судья Цыраева Ф.А.)
по иску государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Республиканский полиграфический комбинат им. Революции 1905 г." (ОГРН 1120724000187, ИНН 0724002179)
к государственному казенному учреждению "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ" (ОГРН 1020700754084, ИНН 0711057766),
к Министерству по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1130725000086, ИНН 0725010694),
к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1020700756229, ИНН 0711037858),
о взыскании 1 589 987 руб. 47 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Республиканский полиграфический комбинат им. Революции 1905 г." - не явились, извещены;
от ответчика - государственного казенного учреждения "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ" - не явились, извещены;
от ответчика - Министерства по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики - Этуева З.Х. (доверенность от 01.12.2013 N 1), Дзугулов М.Х. (доверенность от 01.12.2013 N 2);
от ответчика - Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Лигидов А.К. (доверенность от 16.11.2012 N 13/5028-1), Жук Л.О. (доверенность от 16.11.2012 N 13/5028),
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г." (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к государственному казенному учреждению "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ" (далее - редакция газеты) и Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин КБР) о взыскании 1 589 987 руб. 47 коп. задолженности за выполненные работы по полиграфическому исполнению номеров газеты "Адыгэ псалъэ" по государственным контрактам от 01.08.2008 N 004-СМИ, от 31.12.2008 N 005-СМИ, а также заключенными в соответствии с ними договорами от 01.08.2008 N 004/01, от 31.12.2008 N 005/1 соответственно. Предприятие просит спорную суммы взыскать с редакции газеты, а при недостаточности у нее средств, взыскание произвести с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям КБР за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики (по уточненным требованиям).
Определением суда от 15.05.2013 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по средствам массовой информации.
Определением суда от 14.06.2013 Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по средствам массовой информации привлечен к участию в деле в качестве соответчика (далее - комитет).
Определением суда от 08.07.2013 произведена замена Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по средствам массовой информации в связи с его реорганизацией на его правопреемника Министерство по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино- Балкарской Республики (далее - Министерство по средствам массовой информации, Минсми КБР).
Решением суда от 13.09.2013 взыскано с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу предприятия 1 589 987 руб. 47 коп. задолженности. Государственное казенное учреждение "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ" и Министерство по средствам массовой информации, от ответственности судом освобождено. Судебный акт мотивирован тем, что редакцией газеты не исполнены договорные обязательства по оплате выполненных истцом работ. При этом контракты, на основания которых заключены договоры с истцом, заключены в интересах республики в целях обеспечения государственных нужд, в связи с чем ответственность по контракту несет республика в лице Минфина КБР как держателя казны республики.
Не согласившись с принятым решением, Минфин КБР обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания денежных средств с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР, принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не полно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению апеллянта, Минфин КБР не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Министерство по средствам массовой информации является как должником по возникшим обязательствам, так и главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета.
Определением суда от 21.10.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 03.12.2013, в котором в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 10.12.2013. Информация размещена на официальном сайте Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании 03.12.2013-10.12.2013 представители Минфина КБР доводы апелляционной жалобы поддержали. Пояснили суду, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о прерывании срока исковой давности, в связи с чем ответчик просит применить срок исковой давности, в удовлетворении иска отказать.
Представители Минсми КБР против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприятие и редакция газеты, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание 03.12.2013-10.12.2013 не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. Отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика - редакции газеты.
Проверив правильность решения от 13.09.2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.01.2008 между Министерством культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики (заказчик) и государственным предприятием Кабардино-Балкарской Республики "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г." (исполнитель") заключен государственный контракт N 004-СМИ на формирование государственного заказа на полиграфическое исполнение 250 номеров газеты "Адыгэ псалъэ" (покупатель) и организация его исполнения, по условиям которого контракт является основанием для заключения прямых договоров между исполнителем и покупателем - ГУ "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ". Исполнитель по заданию заказчика обязуется выполнить на бумаге заказчика работы по полиграфическому исполнению 250 номеров газеты "Кабардино-Балкарская правда" средним тиражом 8 000 экземпляров каждый, в полном соответствии с переданными ему покупателем оригиналами, а заказчик обязуется перечислить покупателю для расчета с исполнителем средства на оплату выполненных услуг по мере финансирования из республиканского бюджета КБР на основании выделенных лимитов. (пункты 1.2, 1.3, 1.4, 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.4 контракта заказчик обязался перечислить покупателю для расчета с исполнителем средства на оплату выполненных услуг по мере финансирования из республиканского бюджета КБР на основании выделенных лимитов.
В пунктах 2.1 и 2.4 стороны установили, что цена контракта составляет 4 948 000 руб. и оплата за оказанные услуги производится ежемесячно по мере поступления средств из республиканского бюджета от заказчика на счет покупателя на основании выделенных лимитов в размере 100% стоимости услуг на основании предоставленных счета, калькуляции, счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц.
Согласно пункту 3.1.1 контракта заказчик обязуется перечислять покупателю для расчетов с заказчиком денежные средства на оплату фактически выполненных работ в течение пяти рабочих дней с момента поступления средств из республиканского бюджета.
Срок действия контракта с 01.01.2008 до 31.12.2008 (пункт 6.1 контракта).
01 января 2008 года на основании государственного контракта от 01.01.2008 N 004-СМИ между ГУ "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ" (покупатель) и государственным предприятием КБР "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г." (исполнитель) заключен договор N 004/01, по условиям которого исполнитель обязался выполнить на бумаге заказчика - Министерства культуры и информационных коммуникаций КБР работы по полиграфическому исполнению 250 номеров газеты "Адыгэ псалъэ" средним тиражом 8 000 экземпляров каждый, а покупатель обязался принять и оплатить выполненные работы. Договор заключен сроком с 01.01.2008 по 31.12.2008 (пункты 6.1 договора).
Цена договора 4 948 000 руб. (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 договора оплата оказанных услуг производится ежемесячно в течение трех рабочих дней после поступления средств из республиканского бюджета от заказчика на счет покупателя на основании выделенных лимитов в размере 100% стоимости услуг на основании предоставленных счета, калькуляции, счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц.
31 декабря 2008 года между Министерством культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики (заказчик) и государственным предприятием Кабардино-Балкарской Республики "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г." (исполнитель") заключен государственный контракт N 005-СМИ на формирование государственного заказа на полиграфическое исполнение 250 номеров газеты "Адыгэ псалъэ" и организация его исполнения, настоящий контракт является основанием для заключения прямых договоров между исполнителем и покупателем - ГУ "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ". Исполнитель по заданию заказчика обязуется выполнить на бумаге заказчика работы по полиграфическому исполнению 250 номеров газеты "Адыгэ псалъэ" средним тиражом 6 000 экземпляров каждый, в полном соответствии с переданными ему покупателем оригиналами, а заказчик обязуется перечислить покупателю для расчета с исполнителем средства на оплату выполненных услуг по мере финансирования из республиканского бюджета КБР на основании выделенных лимитов (пункты 1.2, 1.3, 1.4 контракта).
В пунктах 2.1 и 2.4 стороны установили, что цена контракта составляет 5 364 000 руб. и оплата за оказанные услуги производится ежемесячно по мере поступления средств из республиканского бюджета от заказчика на счет покупателя на основании выделенных лимитов в размере 100% стоимости услуг на основании предоставленных счета, калькуляции, счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц.
Согласно пункту 3.1.1 контракта заказчик обязуется перечислять покупателю для расчетов с заказчиком денежные средства на оплату фактически выполненных работ в течение пяти рабочих дней с момента поступления средств из республиканского бюджета.
Срок действия контракта установлен с 01.01.2009 до 31.12.2009 (пункт 6.1 контракта).
31 декабря 2008 года на основании государственного контракта от 31.12.2008 N 005-СМИ между ГУ "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ" (покупатель) и государственным предприятием КБР "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г." (исполнитель) заключен договор N 005/1, по условиям котрого исполнитель обязуется выполнить на бумаге заказчика - Министерства культуры и информационных коммуникаций КБР работы по полиграфическому исполнению 250 номеров газеты "Адыгэ псалъэ" средним тиражом 5 000 экземпляров каждый, а покупатель обязался принять и оплатить выполненные работы.
Цена договора составляет 5 364 000 руб. (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 договора оплата оказанных услуг производится ежемесячно в течение трех рабочих дней после поступления средств из республиканского бюджета от заказчика на счет покупателя на основании выделенных лимитов в размере 100% стоимости услуг на основании предоставленных счета, калькуляции, счета-фактуры и акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) с учетом фактического исполнения за соответствующий месяц.
Срок действия договора установлен с 01.01.2009 по 31.12.2009 (пункт 6.1 договора).
Предприятием надлежащим образом исполнены договорные обязательства по выполнению на бумаге заказчика - Министерства культуры и информационных коммуникаций КБР работ по полиграфическому исполнению номеров газеты "Адыгэ псалъэ", покупателем принятые работы не оплачены, в связи с чем за ним образовалась задолженность по договору от 01.01.2008 за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в сумме 1 016 233 руб. 47 коп. и по договору от 31.12.2008 за декабрь 2009 года в сумме 573 754 руб., а всего с 1 589 987 руб. 47 коп., что подтверждается актами выполненных работ: от 31.10.2008 N 002024 на сумму 389 518 руб.; от 07.11.2008 N 002073 на сумму 4 248 руб.; от 29.11.2008 N 002243 на сумму 337 775 руб.; от 31.12.2008 на сумму 419 726 руб.; от 31.12.2009 N 00002940 на сумму 524 038 руб., всего на общую сумму 1 675 305 руб., подписанными представителями предприятия и редакции газеты.
Для оплаты выполненных работ истцом выставлены счета-фактуры от 31.10.2008 N 00002343 на сумму 389 518 руб., от 07.11.2008 N 00002391 на сумму 4 248 руб., от 29.11.2008 N 00002559 на сумму 337 775 руб., от 31.12.2008 N 00002814 на сумму 419 726 руб., от 31.12.2009 N 002876 на сумму 524 038 руб., всего на общую сумму 1 675 305 руб.
Нарушение покупателем договорных обязательств по оплате выполненных работ, наличие задолженности, не выплаченной редакцией газеты, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании в субсидиарном порядке с ответчиков задолженности по договору от 01.01.2008 за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в сумме 1 016 233 руб.47 коп. и по договору от 31.12.2008 за декабрь 2009 года в сумме 573 754 руб., а всего с 1 589 987 руб.47 коп. (по уточненным требованиям).
Судом первой инстанции правильно установлено, что правоотношения между сторонами регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работ или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 709 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным сторонами.
В соответствии со статьей 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 94 под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается на основании своих требований и возражений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что подрядчиком на основании государственных контрактов от 01.01.2008 N 004-СМИ, от 31.12.2008 N 005-СМИ должны были быть выполнены работы по полиграфическому исполнению 250 номеров газеты "Адыгэ псалъэ". Выполнение работ на спорную сумму исполнителем и их принятие заказчиком подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ, подписанными представителями предприятия и редакции газеты и скрепленными печатями.
Возражений на исковое заявление в части наличия задолженности и ее размера ответчиками не представлено.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерство по средствам массовой информации в отзыве на исковое заявление признало наличие задолженности, указав, что она образовалась из-за отсутствия бюджетного финансирования из средств республиканского бюджета.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Доказательств оплаты задолженности в размере 1 589 987 руб.47 коп. в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства пришел к выводу о том, что задолженность перед истцом по государственным контрактам от 01.01.2008 N 004-СМИ, от 31.12.2008 N 005-СМИ, составляет 1 589 987 руб.47 коп., что подтверждается материалами дела и сторонами документально не опровергнуто.
При этом требования истца о взыскании долга с ответчиков в субсидиарном порядке (взыскать спорную сумму с редакции газеты, а при недостаточности у нее средств - с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики), судом признаны несостоятельными, поскольку при наличии заключенных государственных контрактов положения гражданского законодательства о субсидиарной ответственности не применяются.
В данных частях решение суда не обжалуется.
Сумма задолженности правомерно взыскана с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 94 государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения контрактов), бюджетное учреждение вправе заключать государственный контракт в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125 и 126 ГК РФ должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование (указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2011 по делу N А15-790/2011, от 28.04.2012 по делу N А32-9897/2011, от 06.06.2013 по делу N А20-4041/2012).
Судом первой инстанции установлено, что контракты от 01.08.2008 N 004-СМИ, от 31.12.2008 N 005-СМИ заключены в интересах Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд, ответственность по данному обязательству несет Кабардино-Балкарская Республика в лице министерства финансов как держателя казны, которое отвечает признакам главного распорядителя бюджетных средств Кабардино-Балкарской Республики, перечисленным в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Министерство финансов обеспечивает осуществление полномочий правительства в области финансовой, бюджетной, налоговой политики, а также координирует деятельность в этой сфере иных органов власти субъекта. При этом судом принято во внимание, что между министерствами имеются разногласия по вопросу о том, кто должен выступать в споре от имени Кабардино-Балкарской Республики.
Судом сделан правомерный вывод, что в данном случае надлежащим ответчиком по обязательствам, вытекающим из государственных контрактов, является Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющее от имени соответствующего публично-правового образования - Кабардино-Балкарской Республики финансирование полиграфического исполнения газеты.
Делая вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики, суд правомерно исходил из того, что финансирование осуществлялось публично-правовым образованием, в связи с чем субъектом обязательств из государственных контрактов является публично-правовое образование в лице министерства финансов.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Минфина КБР о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство по средствам массовой информации, так как ответчиком по данному делу является публично-правовое образование, а не орган, который выступает от его имени. При заключении государственных контрактов Министерство культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики (правопредшественник Министерства по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики) действовало от имени и в интересах Кабардино-Балкарской Республики, доказательства фактического выделения ему средств на оплату спорных работ не представлены ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
Указанный вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 9.10.2007 N 5060/07.
На основании указанных обстоятельств сумма задолженности в полном объеме правомерно взыскана судом с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР за счет казны Кабардино-Балкарской Республики, в иске к Министерству по средствам массовой информации обоснованно отказано.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиками заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, в применении которого судом законно и обоснованно отказано по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
В материалы дела представлен график погашения задолженности в размере 1 895 273 руб. 69 коп. за оказанные полиграфические услуги перед предприятием от 18.01.2010, подписанный представителями предприятия и редакции газеты, скрепленный их печатями. Указанный график согласован министром по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи (подлинник графика имеется в материалах дела).
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2009 N 319-ПП "О передаче в ведение Министерства по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики государственных учреждений и предприятий Кабардино-Балкарской Республики" полномочия по реализации государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, издательской и полиграфической деятельности переданы Министерству по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно представленному графику погашение задолженности в размере 1 895 273 руб. 69 коп. предусмотрено поквартально, начиная с 2010 года по 2015 годы, в том числе в 2010 году в размере 313 000 руб. Предприятие предъявило ко взысканию задолженность в размере 1 589 987 руб. 47 коп.
Суд первой инстанции на основании указанных обстоятельств пришел к правильному выводу о том, что график погашения, согласованный с министром по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и молодежи Кабардино-Балкарской Республики, является признанием долга, уполномоченным лицом, что прерывает течение срока исковой давности. Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив выполнение истцом условий договоров надлежащим образом и в полном объеме, проверив правильность представленного расчета долга, с учетом того обстоятельства, что доказательств оплаты долга ответчиками не представлено, пришел к выводу о том, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, в связи с чем правомерно взыскал с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу истца 1 589 987 руб. 47 коп. задолженности. Редакция газеты и Министерство по средствам массовой информации от ответственности судом освобождены.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы апеллянта отклоняет, и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждены документально.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределены судом в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ с учетом положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение от 13.09.2013 в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.09.2013 по делу N А20-2131/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2131/2013
Истец: ГП КБР "Республиканский полиграфический комбинат им. Революции 1905 г. "
Ответчик: ГКУ Редакция газеты "Адыгэ псалъэ", Министерство по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям КБР, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: ГК КБР по средствам массовой информации, Министерство по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям КБР