г. Красноярск |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А33-13942/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" декабря 2013 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Магда О.В.,
при секретаре судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский экспресс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 октября 2013 года
по делу N А33-13942/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Сазонцевым С.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский экспресс" (ИНН 2460078360, ОГРН 1062460046967) (далее - ООО "Восточно-Сибирский экспресс", ответчик) о взыскании 213 935 рублей штрафа за превышение грузоподъемности.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 14.08.2013 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.10.2013 исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский экспресс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 213 935 рублей штрафа, а также 7 278 рублей 70 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии со статьей 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) штраф за перегруз вагона должен быть исчислен, исходя из провозной платы за перевозку фактической массы груза и провозной платы за перевозку массы груза, указанной в накладной. Однако истцом размер провозной платы взят за перевозку массы груза, указанной в накладной (42 787 рублей), что фактически означает получение штрафа в размере провозной платы за перевозку 5 вагонов груза. Кроме того, судом первой инстанции не применены положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как размер штрафных санкций явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства.
В судебное заседание истец и ответчик не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
22.05.2013 по транспортной железнодорожной накладной СМГС N АС570630 со станции отправления "Карабула" Красноярской железной дороги до станции направления "Маньчжурия" Китайской железной дороги в вагоне N 54820535 обществом с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский экспресс" (грузоотправитель) направлен груз - лесоматериалы круглые хвойных пород - лиственница сибирская. Масса груза, определенная грузоотправителем в накладной, составила 60 120 кг. (л.д. 13-15).
При контрольной перевеске вагона N 54820535 в статике на тензометрических весах "Веста СД" (учетный номер N 333, паспорт N 1067) на станции "Карабула" Красноярской железной дороги перевозчиком были обнаружены излишки перевозимого груза, о чём был составлен акт общей формы от 23.05.2013 N 13999 (л.д. 18).
Согласно акту общей формы от 23.05.2013 N 13999 вес брутто составил 95 230 кг при таре вагона 25 600 кг, вес нетто составил 69 630 кг. В соответствии с расчетом предельного отклонения в результатах определения массы груза на станции отправления и на перегоне предельное отклонение результатов измерения 3,11% от массы груза по документу составило 1 959 кг. В результате расчета излишек массы против документа составил 4 671 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона - 1 671 кг.
По факту обнаружения в пути следования недостоверности указанных в транспортной железнодорожной накладной СМГС N АС570630 (л.д. 16) сведений о массе груза перевозчиком был составлен коммерческий акт от 23.05.2013 N КРС1300458/20, в котором зафиксированы данные о перевесе вагона N 54820535 с грузом - лесоматериалы круглые хвойных пород - лиственница сибирская (л.д. 20-24).
Согласно акту общей формы от 25.05.2013 N 14302 после повторной проверки дозировки груза перевозчиком была произведена контрольная перевеска вагона N 54820535 в статике на тензометрических весах "Веста СД" (учетный номер N 333, паспорт N 1067) на станции "Карабула" Красноярской железной дороги. При перевеске было установлено, вес брутто составил 85 810 кг, при таре вагона 25 600 кг, вес нетто составил 60 210 кг. С учетом рекомендации МИ3115 2008 года предельное отклонение результатов измерения 3,11% от массы груза по документу составило 1 959 кг. Вес по документу - 63 000 кг, грузоподъемность - 66 000 кг. В результате расчета недостача против документа составила 831 кг. (л.д. 19).
Уведомлением от 27.05.2013 N 10 перевозчик сообщил грузоотправителю о начислении 213935 рублей штрафа за превышение грузоподъемности вагона N 54820535, предложил добровольно оплатить штраф в течение 10 дней (л.д. 29-30).
Расчет штрафа произведен перевозчиком в соответствии со статьей 12 СМГС: 42 787 рублей (размер провозной платы за перевозку груза) х 5 = 213 935 рублей.
Размер платы за перевозку груза определен перевозчиком на основании Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1, 2).
Уведомление от 27.05.2013 N 10 направлено перевозчиком в адрес грузоотправителя 10.06.2013 заказным письмом, что подтверждается почтовой квитанцией N 27383.
Уведомление оставлено грузоотправителем без удовлетворения.
Ссылаясь на неоплату ответчиком штрафа за превышение грузоподъемности вагона N 54820535 в сумме 213 935 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.
Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
Статьей 9 СМГС предусмотрено, что определение массы и количества мест производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления.
В соответствии со статьей 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.
Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом, определение массы груза, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
В силу статьи 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявленных на перевозку грузобагажа).
В соответствии со статьей 12 СМГС в случае, если при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (пункт 3 статьи 12 СМГС), штраф с него взыскивается в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек.
Согласно статье 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Пунктом 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что в соответствии со статьей 102 Устава за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
При обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил при обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.
Как следует из материалов дела, на станции "Карабула" Красноярской железной дороги истцом был установлен факт превышения грузоподъемности вагона N 54820535, о чём составлен акт общей формы от 23.05.2013 N 13999.
Для фиксации нарушения истцом был составлен коммерческий акт от 23.05.2013 N КРС1300458/20, в котором также отражены данные о перевесе вагона N 54820535 с грузом - лесоматериалы круглые хвойных пород - лиственница сибирская.
Ответчик о начисленном штрафе уведомлен истцом письмом от 27.05.2013 N 10, направленным перевозчиком в адрес грузоотправителя 10.06.2013 (почтовая квитанция N 27383), которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции обоснованно признал его верным.
Поскольку факт превышения грузоподъемности вагона N 54820535 подтвержден материалами дела, доказательства оплаты штрафа ответчиком в материалы дела не представлены, требование истца о взыскании 213 935 рублей штрафа является обоснованным, в связи с чем правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом, исходя из следующего.
Согласно § 3 статьи 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего:
1) были приняты к перевозке грузы, не допускаемые к перевозке на основании пунктов 1 - 6 § 1 статьи 4;
2) грузы, допускаемые к перевозке на основании § 7 статьи 5 только с соблюдением особых условий, были приняты к перевозке без соблюдения условий, предусмотренных для данного груза;
3) при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).
Штрафы по пунктам 1 и 2 данного параграфа взыскиваются в соответствии со статьей 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку по железной дороге, на которой было обнаружено такое нарушение.
Штраф по пункту 3 данного параграфа взыскивается в соответствии со статьей 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек. Этот штраф не подлежит взысканию, если в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления, отправитель сделал в накладной в графе "Особые заявления отправителя" запись о необходимости взвешивания железной дорогой загруженного вагона.
Предусмотренные настоящим параграфом штрафы железная дорога вправе взыскивать независимо от возмещения возможного ущерба и других штрафов, уплачиваемых отправителем/получателем в соответствии с настоящим Соглашением.
Таким образом, истец правомерно рассчитал размер штрафа на основании параграфа 3 статьи 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении в сумме 213 935 рублей (42 787 рублей х 5). Плата за перевозку излишка массы груза сверх допустимой грузоподъемности вагона - 1671 кг. составляет 42 787 рублей, которая определена на основании Постановления Федеральной Энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)".
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что суд первой инстанции не применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и не уменьшил размер взыскиваемого штрафа, также подлежит отклонению ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как следует из положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 42 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 2 Информационного письма от 14 июля 1997 года N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" и пункте 1 Постановления от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
При этом, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Бремя предоставления доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства возложено на ответчика.
Однако, нарушенное ответчиком обязательство не является по своей природе денежным, в связи с чем ставка рефинансирования или средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств не могут являться критериями для определения соразмерности штрафа последствиям нарушения ответчиком обязательства, что следует из содержания пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Рассчитанный истцом размер штрафа соответствует нормам действующего законодательства, то есть при введении такой нормы законодатель исходил из ситуации, когда возможно взыскание штрафа в указанном размере.
Отсутствие у истца убытков, каких-либо иных неблагоприятных последствий вследствие нарушения ответчиком своих обязательств, не может быть признано безусловным основанием для применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку неустойка (штраф, пени) в соответствии с действующим законодательством носит кроме компенсационной, также и штрафную функцию, и наличие у ответчика неблагоприятных последствий в связи с нарушением им обязательств является следствием применения к нему данного вида гражданско-правовой ответственности.
Кроме того, как следует из материалов дела, ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком в суде первой инстанции не заявлялось.
Таким образом, арбитражным апелляционным судом не установлено нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 октября 2013 года по делу N А33-13942/2013 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей относятся на заявителя жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 октября 2013 года по делу N А33-13942/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13942/2013
Истец: ОАО "РЖД", ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания-филиала ОАО РЖД
Ответчик: ООО "Восточно-Сибирский экспресс"