Ликвидация предприятия
На основании ст. 57 Федерального Закона N 14-ФЗ происходит ликвидация обществ. При этом порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.
А что такое ликвидация? Под ликвидацией понимается прекращение деятельности предприятия как юридического лица. При этом его права и обязанности ни к кому не переходят в порядке правопреемства. Ликвидация предприятия может происходить как в добровольной, так и принудительной форме.
Чаще всего предприятие ликвидируется потому, что отсутствуют перспективы его дальнейшего развития, то есть предприятие считается убыточным. Но иногда и по другим причинам учредители могут принять решение о ликвидации предприятия, в том числе и вполне успешного с экономической точки зрения.
Что же касается принудительной формы ликвидации, то она осуществляется по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Это может быть в случаях банкротства, признания недействительной регистрации, отсутствия лицензии, осуществления деятельности, запрещенной законом или противоречащей установленным целям, и др.
Существуют определенные условия деятельности предприятия, невыполнение которых влечет его ликвидацию.
Например, ЗАО (ООО) содержит в штате более 50 человек. При таких условиях общество должно в течение года обязательным порядком преобразоваться в ОАО. Если в течение этого срока общество не уменьшится до 50 человек либо не преобразуется в ОАО, то в судебном порядке общество будет подлежать ликвидации (п. 3 ст. 7 ФЗ от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 3 ст. 7 ФЗ от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ (ред. 27.07.2006 г.) "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Другое условие, по которому может произойти ликвидация предприятия, - это неполная оплата уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации.
Каковы должны быть действия самого общества? Оно должно объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера, зарегистрировав это уменьшение в установленном порядке. Если оно этого не сделает, то оно должно принять добровольное решение о своей ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 14-ФЗ).
Есть еще один повод для ликвидации. Это произойдет в случае, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость его чистых активов оказывается меньше минимального размера его уставного капитала, который установлен законом на дату государственной регистрации общества (п. 3 ст. 20 Закона N 14-ФЗ).
Ликвидация юридического лица может быть возложена по решению суда на учредителей общества. Однако это может и осуществлять орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица.
Если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется вследствие его признания несостоятельным (банкротом), то происходит это в соответствии со ст. 65 ГК РФ.
Предприятие может быть признано банкротом в случае установления судом его неплатежеспособности. При этом оформляется объявление о неплатежеспособности с реализацией имеющихся активов в пользу его кредиторов.
Добровольная ликвидация предприятия может иметь место по решению учредителей юридического лица в связи с истечением срока, на который предприятие создано, или при достижении целей его создания. Причин для прекращения деятельности фирмы у учредителей может быть множество, но самой распространенной является кредиторская задолженность перед поставщиками и бюджетом.
А теперь давайте поподробнее рассмотрим сам порядок ликвидации предприятия.
Решение о ликвидации принимается общим собранием участников или акционеров с обязательным составлением протокола. При этом решение должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, которые принимают участие в этом собрании (п. 4 ст. 49 ФЗ от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
А вот совет директоров или правление принять такого решения не могут. Однако они могут поставить на обсуждение собрания участников вопрос о ликвидации предприятия (общества).
А вот начать процедуру ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) можно, только если решение об этом принято на общем собрании всеми участниками единогласно (п. 8 ст. 37 ФЗ от 08.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Если же решение принимается уполномоченным органом управления, то должна быть соблюдена установленная законом и учредительными документами процедура принятия решений такого органа. Так, согласно п. 3 ст. 55 НК РФ, если предприятие было ликвидировано до конца календарного года, то последним налоговым периодом по налогам, для которых налоговым периодом не является календарный месяц или квартал, будет являться период от начала года до дня завершения ликвидации.
Для ликвидации предприятия необходимо перво-наперво принять решение об этом.
Затем в обязательном порядке провести инвентаризацию имущества и обязательств и взыскать имеющуюся в предприятии дебиторскую задолженность.
Следующим этапом должно быть составление промежуточного ликвидационного баланса. Проверить все свои обязательства. При этом необходимо в полном объеме расплатиться со своими кредиторами, рассчитаться с учредителями.
После выполнения всех этих условий составить ликвидационный баланс.
Как уже было отмечено, решение о ликвидации предприятия принимается общим собранием учредителей. Именно на общем собрании учредителей назначаются и утверждаются состав ликвидационной комиссии, проект порядка ликвидации, а также назначаются и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению предприятием и сама ликвидации предприятия как юридического лица. В случае если участником (акционером) ликвидируемого предприятия является государство или муниципальное образование, то в состав ликвидационной комиссии будет включаться представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.
Каков бы состав ликвидационной комиссии ни был, его необходимо согласовать с регистрирующим органом. В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц при ликвидации осуществляют налоговые органы. Принятое решение о ликвидации необходимо в трехдневный срок довести до сведения налоговому органу, в котором предприятие зарегистрировано (ст. 20 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (ред. 01.12.2007 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Ликвидационная комиссия сразу с момента образования становится единственным органом управления юридическим лицом. При этом полномочия прежних органов (руководителя, совета директоров, общего собрания) сразу же прекращаются.
В ЕГРЮЛ вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
И уже с этого момента не допускается государственная регистрация никаких изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица. Не допускается также и государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо. А также не допускается государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
А учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. Они также объявляют о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
До момента ликвидации комиссия должна поместить объявления о ликвидации предприятия в предназначенных для этого печатных изданиях. При этом обязательной является публикация только в журнале "Вестник государственной регистрации", издаваемом ФНС России. Но предприятия могут помещать свои объявления о ликвидации и в других печатных изданиях.
Чтобы подать объявление о ликвидации юридического лица в журнал "Вестник государственной регистрации", необходимо представить:
1) бланк-заявку в двух экземплярах;
2) сопроводительное письмо с указанием реквизитов (ИНН, адрес, телефон, факс) предприятия-заявителя в двух экземплярах;
3) копию решения о ликвидации организации,
4) порядок и сроки предъявления требований кредиторов к предприятию.
План ликвидации предприятия разрабатывает и утверждает ликвидационная комиссия.
Он должен обязательно включать в себя:
1) проведение инвентаризации имущества предприятия;
2) составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент его ликвидации;
3) сверку расчетов по всем видам платежей с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
4) анализ и оценку дебиторской задолженности с обязательной разработкой мероприятий по ее взысканию;
5) анализ и характеристику кредиторской задолженности;
6) подготовку сведений о размерах и составе активов предприятия;
7) определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия;
8) определение порядка расчетов с кредиторами;
9) установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;
10) список увольняемого персонала ликвидируемого предприятия;
11) установление всех предприятий, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. При этом если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другого предприятия, то это предприятие должно быть также ликвидировано;
12) определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после расчетов с кредиторами;
13) подготовку документов для исключения предприятия из государственного реестра юридических лиц;
14) порядок и сроки закрытия счетов в банках;
15) порядок передачи на хранение в архив документов по личному составу общества.
В архив должны быть переданы приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы, протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, а копия ее передается в регистрирующий орган.
Только налоговая проверка может подтвердить отсутствие задолженностей перед бюджетом. Очень часто реальной причиной ликвидации является неудовлетворительное состояние бухгалтерской отчетности и уклонение должностных лиц предприятия от ответственности за совершение налоговых, таможенных или иных правонарушений. В связи с этим при ликвидации предприятия получают гарантированную налоговую проверку.
На основании ст. 58 ФЗ N 14-ФЗ оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками общества. Осуществляется это ликвидационной комиссией в следующем порядке.
Сначала осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли, затем уже осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества. Делается это пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Остановимся на порядке государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом. Происходит она по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Созданная ликвидационная комиссия должна уведомить регистрирующий орган о завершении ликвидации юридического лица. Сделать она это должна не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации юридического лица.
После завершения ликвидации юридического лица в регистрирующий орган должны в обязательном порядке поступить документы, которые должны включить в себя: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.
Для подачи документов в регистрирующий орган существует определенный порядок.
Документы могут представляться в регистрирующий орган лично, а могут быть и отправлены ценным почтовым отправлением, к которому должна быть обязательно приложена опись посланных документов.
Представляемое заявление должно быть обязательно заверено подписью уполномоченного лица. При этом подпись должна быть заверена нотариусом. В заявлении заявитель должен указать свои паспортные или другие данные, удостоверяющие личность, должен обязательно быть указан ИНН.
Заявителями при государственной регистрации юридического лица могут быть следующие лица:
1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
2) учредитель юридического лица при его создании;
3) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
4) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
5) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
При этом датой представления документов при осуществлении государственной регистрации будет являться день их получения регистрирующим органом. Если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, то ему выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Причем расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. Если документы были направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Сама государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность.
Всем известно, что при ликвидации предприятия перед составлением ликвидационного, то есть разделительного, баланса в обязательном порядке необходимо провести инвентаризацию (п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ), порядок которой установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. N 49).
Так, инвентаризация активов и пассивов баланса проводится в период, официально заявленный предприятием в "Вестнике государственной регистрации" для рассмотрения требований кредиторов. А в этот промежуток времени ликвидационная комиссия рассчитывается со своими контрагентами.
Она оценивает и реализует имущество предприятия, взыскивает дебиторскую задолженность, списывает безнадежные долги, завершает арбитражные дела, в которых предприятие участвовало в качестве истца или ответчика.
Целью инвентаризации является не только получение информации о состоянии дел на момент прекращения деятельности предприятия, но и производится "консолидация" активов для их дальнейшей продажи.
Инвентаризация имущества при ликвидации предприятия позволит выявить фактическое наличие имущества. Поможет сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета и проверить полноту отражения в учете обязательств. При этом инвентаризации должно подлежать все имущество предприятия независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (это находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также иное имущество, не учтенное предприятием по каким-либо причинам. Инвентаризация должна проводиться по каждому материально ответственному лицу.
Если в процессе инвентаризации по имуществу будут выявлены какие-либо отклонения в учетных данных, то необходимо будет составить сличительные ведомости, в которых будут отражены расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
При этом суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей должны указываться в сличительных ведомостях в соответствии с их произведенной оценкой в бухгалтерском учете.
По ценностям, не принадлежащим предприятию, но числящихся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Все действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88 (с изм. и доп. на 03.05.2000 г.) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации").
Проводя инвентаризации имущества и обязательств при ликвидации предприятия, необходимо соблюдать определенные нормы законодательства, в противном случае может оказаться, что инвентаризация будет признана недействительной.
Коротко остановимся на моментах инвентаризации.
Начнем с того, что состав инвентаризационной комиссии должен быть в обязательном порядке утвержден руководителем. Если хотя бы один член комиссии во время проведения инвентаризации отсутствует, это должно быть документально подтверждено.
Приказ об инвентаризации должен содержать в себе сроки проведения инвентаризации.
В ходе инвентаризации во время перерывов в работе комиссия должна закрывать доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи.
Все приходно-расходные документы должны быть завизированы председателем инвентаризационной комиссии.
Материально ответственные лица должны выдать вам расписки о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию.
При инвентаризации должны сопоставляться данные бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот.
Итоги инвентаризационной описи должны быть выверены на каждой странице (число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей). Должен быть проставлен итог в натуральных показателях, даже если расчет проводился в денежном измерении.
На каждой странице должна иметь место запись "Цены, итоги проверил" и подписи материально ответственного лица.
Все ошибки и исправления должны быть подписаны и заверены членами комиссии.
После утверждения результатов инвентаризационная опись не должна в себе содержать незаполненные строки (они должны быть прочеркнуты).
И наконец на последней странице инвентаризационной описи должны присутствовать подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии. Материально ответственное лицо должно также подтвердить, что он принимал указанное в описи имущества на ответственное хранение.
Бывают на практике случаи, когда ликвидированное предприятие подает заявление в Федеральную налоговую службу о проверки законности ликвидации. Они ждут ответа, но Федеральная налоговая служба данное заявление не рассматривает.
При этом вы хотите добиться справедливости, что же вам надо предпринять?
В этом случае решения регистрирующего органа могут быть вами обжалованы в суде.
Минфин в своем письме от 7 октября 2007 г. N 03-01-11/5-116 сообщает о рассмотрении департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики жалобы на решение Федеральной налоговой службы об оставлении без рассмотрения заявления о проверке законности ликвидации юридического лица.
Так, федеральная налоговая служба, осуществляя свою деятельность, руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ.
Главой 19 НК РФ предусмотрен порядок обжалования актов налоговых органов. В этой же главе предусмотрен порядок действия или бездействия должностных лиц налоговых органов.
А отношения, которые возникают в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации или ликвидации, регулируются ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (ред. 01.12.2007 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Именно этим законом предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации. А потому принятое решение регистрирующего органа можно обжаловать в судебном порядке.
Как уже говорилось, при ликвидации предприятия необходимо рассчитаться с дебиторами и кредиторами.
Сделать это должна ликвидационная комиссия, предварительно подготовив промежуточный ликвидационный баланс.
Анализируя данные баланса, ликвидационная комиссия сможет сопоставить находящиеся в распоряжении предприятия денежные средства и другие ликвидные активы с имеющейся кредиторской задолженностью.
В каком порядке удовлетворять требования кредиторов, сказано в ст. 64 ГК РФ. В данной статье предусмотрено пять очередей. При этом требования каждой очереди удовлетворяются только после полного погашения задолженности перед кредиторами предыдущей очереди.
И если средств окажется недостаточно, то они будут распределяться между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.
Что при этом еще надо знать? В п. 5 ст. 39 НК РФ указано, что распределение имущества в случае ликвидации юридического лица не признается реализацией товаров (работ, услуг). А если же стоимость передаваемого имущества превышает первоначальный взнос, то передача имущества в сумме превышения признается реализацией и она облагается НДС.
У ликвидируемого предприятия при передаче имущества участникам не возникает расходов в целях исчисления налога на прибыль. И стоимость передаваемого имущества не учитывается в составе затрат (п. 1 ст. 270 НК РФ).
При этом у участника ликвидируемого предприятия не подлежит налогообложению только доход в виде имущества, который был им получен в пределах вклада (взноса). Это следует из подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ.
А порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в случае превышения выплат, получаемых участником при ликвидации организации, над его взносом в уставный капитал зависит от квалификации таких выплат.
Так, суммы, полученные участником сверх взноса в уставный капитал, в целях гл. 25 НК РФ не рассматриваются как дивиденды. На этом основании участник самостоятельно включает их в состав внереализационных доходов и облагает при расчете налога на прибыль по ставке 24%. (Минфин России, Письмо от 17.03.2006 г. N 03-03-04/2/81).
И все же давайте отметим, что в первую очередь удовлетворяются требования тех граждан, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.
Ко второй очереди относятся расчеты по оплате труда и выходным пособиям, а также выплата вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
А все остальные кредиторы относятся к пятой очереди.
Остановимся подробнее на порядке завершения расчетов с кредиторами второй и четвертой очередей.
Думаем, что всем очень интересно знать, как проходит процедура расчета с сотрудниками ликвидируемого предприятия.
Остановимся и на этом немного.
Увольнять работников следует с использованием ссылки на п. 1 ст. 81 Трудового кодекса.
При этом помните, что уволить работника по данному основанию можно даже и в период отпуска или болезни. Допускается также увольнение работниц во время беременности. Руководству необходимо только предупредить работников о предстоящем увольнение не менее чем за два месяца (ст. 180 ТК РФ). Делать это необходимо персонально и под расписку.
В соответствии с абз. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора увольняемому работнику должно выплачиваться выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Также кроме этого в период трудоустройства (но не свыше двух месяцев со дня увольнения) предприятие ежемесячно обязано выплачивать сотруднику среднюю зарплату. Однако эти выплаты производятся за вычетом выходного пособия. Уволить работника можно и без предупреждения, на основании его личного заявления.
Но в этом случае работодателю кроме указанных выше выплат придется заплатить еще и дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка. Выплачивается работникам при увольнении и компенсация за неиспользованный отпуск.
Сразу необходимо отметить, что с начисленных при увольнении выплат, предусмотренных трудовым законодательством, включая и компенсацию за неиспользованный отпуск, не начисляются ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
А согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не нужно удерживать с этих сумм и НДФЛ. Однако в данном случае это не распространяется на компенсации за неиспользованный отпуск. Эти выплаты облагаются НДФЛ в общем порядке.
В налоговом учете при исчислении налога на прибыль выплаты работникам, увольняемым в связи с ликвидацией предприятия, признаются в составе расходов на оплату труда (п. 9 ст. 255 НК РФ).
Рассмотрим, как при ликвидации предприятия следует произвести расчеты с бюджетом.
До тех пор пока не будет внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении лиц, предприятие полностью исполняет обязанности налогоплательщика в общем порядке. И в первую очередь это будет касаться требований о представлении налоговых деклараций и уплате налогов по операциям, совершаемым ликвидационной комиссией для завершения деятельности юридического лица.
При этом, помните, сдавать декларации надо даже и в тех случаях, когда в период ликвидации у предприятия не возникает никакой налоговой базы. В этом случае представляются "нулевые" декларации. Если этого предприятие не сделает, то оно будет привлечено к налоговой ответственности. При этом на должностные лица предприятия могут быть наложены административные взыскания.
При ликвидации предприятия налоговая инспекция назначает выездную проверку с целью проверки налогового законодательства за последние налоговые периоды. Подвергнутся проверке и текущие налоговые обязательства.
При этом налоговики могут проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам, при ликвидации предприятия это возможно (ст. 89 НК РФ).
И учитывая, что выездная налоговая проверка охватывает не только последние три отчетных года, но и год, в котором происходит ликвидация предприятия, то фактически проверяются не три, а уже почти четыре года. Но это как раз и не противоречит части первой Налогового кодекса.
О начале выездной проверки предприятие в обязательном порядке уведомляют. Процедура оформления полученных результатов ничем не отличается от приведенных стандартов в части первой НК РФ.
Но есть один маленький момент, его необходимо учитывать. На основании ст. 63 и 64 ГК РФ можно сделать такой вывод: что выездная налоговая проверка должна быть проведена до истечения срока, установленного ликвидируемым предприятием для заявления требований кредиторами.
Но встречаются случаи, когда налоговики не укладываются в указанный срок и заканчивают проверку на любой стадии ликвидации. Такое их действие не противоречит законодательству о налогах и сборах, так как в нем отсутствуют четкие нормы, обязывающие налоговую инспекцию проводить выездную проверку до утверждения предприятием промежуточного ликвидационного баланса.
По инициации налогового органа при ликвидации предприятия производится сверка расчетов с бюджетом, по истечению которой формируется акт сверки расчетов предприятия.
Что касается уплаты налоговых платежей ликвидируемым предприятием, то порядок следует искать в ст. 49 НК РФ.
Запись о ликвидации юридического лица вносится в ЕГРЮЛ только после полного погашения задолженности по уплате налогов и сборов, это необходимо помнить. Это касается не только основного долга по налогам, но и пеней, а также штрафов. А если на все у предприятия не хватит денежных средств, то оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов должны погасить его учредители (участники).
Если по результатам акта сверки окажется задолженность предприятия перед бюджетом, то налоговая инспекция имеет право принимать меры принудительного взыскания задолженности в соответствии со ст. 46 и 47 НК РФ. Сделать она это может и до момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса (см. Письмо Минфина России от 25.11.2005 г. N 03-02-07/1-314).
Но ведь в результате сверки расчетов может оказаться в предприятии и переплата налогов и сборов в бюджет, что тогда?
В этом случае налоговая инспекция первоначально сделает зачет имеющейся переплаты в счет погашения имеющейся задолженности. При этом подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или взысканных налогов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально между налогами, по которым числится задолженность. Обратите внимание, зачет возможен, даже если задолженность и переплата возникли по налогам, уплачиваемым в разные бюджеты (абз. 2 п. 4 ст. 49 НК РФ).
Если после произведенного взаимозачета остались суммы переплаты, то они по письменному заявлению предприятия подлежат возврату.
На основании подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается только после ликвидации фирмы.
"Горячая линия бухгалтера", N 7-8, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.