Комментарий к распоряжению Министерства транспорта РФ
от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие Методических
рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов
на автомобильном транспорте"
Министерство транспорта РФ ввело в действие новые нормы расхода горюче-смазочных материалов и методику их расчета.
Новые рекомендации практически не отличаются от правил, действовавших до 2008 года. Дополнен перечень автомобилей и соответствующих им базовых норм расхода топлива. Изменены некоторые коэффициенты, корректирующие расход топлива в определенных дорожных и климатических условиях, а также сами обстоятельства их применения.
За этим новым документом наверняка последуют указания Минфина России применять эти нормативы в налоговом учете. А налоговые инспекторы не преминут воспользоваться случаем и оспорить сверхнормативные топливные расходы. Поэтому мы предвосхитим наставления контролирующих ведомств и расскажем, почему можно не ограничивать топливные затраты.
Затраты на покупку ГСМ для служебного транспорта включают в состав материальных или прочих расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В период с 1 января 2008 года до момента принятия публикуемого распоряжения списывать ГСМ следовало по нормам, утвержденным приказом руководителя фирмы. Недовольства ревизоров это не вызывало. Однако до нового года инспекторы считали, что такие расходы должны учитываться только в пределах норм. Для этого нужно было использовать лимиты из руководящего документа N Р3112194-0366-03 (утвержден Минтрансом России 29.04.2003 и согласован с МНС России 09.04.2003) и письма ФНС России от 29.03.2006 N ГИ-6-17/337. Такую позицию можно было найти в письмах Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640 и УФНС России по г. Москве от 10.07.2007 N 24-17/0536.
Однако, по нашему мнению, вы можете не использовать при расчете налога на прибыль нормативы расхода ГСМ. В Налоговом кодексе нет требования о нормировании подобных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). К тому же выводу склонялись и судьи в то время, когда действовали старые нормы Минтранса России и налоговые инспекторы предписывали их соблюдать (постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.11.2007 N Ф03-А37/07-2/4346, ФАС Московского округа от 25.09.2007 N КА-А41/9866-07).
Впрочем, и сами инспекторы когда-то признавали, что ограничивать расходы на топливо незаконно. Например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2002 N 26-12/44873 они указывали, что расходы на ГСМ можно учесть в размере фактических затрат, однако превышение норм Минтранса должно быть экономически оправданно.
Обоснованием может служить приказ руководителя фирмы, утверждающий собственные нормы расхода ГСМ. При разработке этих норм в качестве ориентира можно использовать положения документа Минтранса, техническую документацию к автомобилю, другую информацию его изготовителя. При этом можно предусмотреть, что в отдельных случаях эти нормы могут быть увеличены (например, в зимнее время, для городских поездок в часы пик или из-за изношенности двигателя автомобиля).
Подтверждением того, что топливо было потрачено в производственных целях, является путевой лист (постановление Госкомстата России от 28.11.97 N 78). В путевом листе нужно проставить показания спидометра, фактический расход топлива, места отправления и назначения. Как правило, его выписывают на одну смену работы водителя.
Пример
ООО "Сусанин" оказывает транспортные услуги. По договору транспортной экспедиции фирма должна перевести стройматериалы со склада из Московской области в Москву.
Водителю фирмы из кассы под отчет было выдано 2000 руб. для заправки автомашины бензином. Кроме того, водитель получил путевой лист.
В конце дня водитель представил в бухгалтерию авансовый отчет о покупке 50 литров бензина. Стоимость 1 литра - 24 руб.
К отчету приложены чеки ККТ на сумму 1200 руб., в том числе НДС - 183 руб.
В путевом листе водитель указал пункты назначения, время выезда и возвращения, пробег автомобиля и фактический расход бензина, равный 25 литрам.
Все поездки осуществлялись для перевозки материалов по заключенному фирмой договору.
Бухгалтер должен сделать такие проводки:
- 2000 руб. - выданы водителю деньги на бензин;
- 1017 руб. (1200 - 183) - приобретено 50 литров бензина;
- 183 руб. - принят к учету НДС с бензина;
- 508,5 руб. (1017 руб. : 50 л х 25 л) - списано 25 литров бензина на основании путевого листа;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-3
- 91,5 руб. - принят к вычету НДС по бензину.
На всю стоимость фактически израсходованного бензина (508,5 руб.) можно уменьшить доходы фирмы при расчете налога на прибыль.
Е.Ю. Шишлова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.