Выпускающим цехам предприятия (производство фанеры, вагонки и др.) предоставлена хозяйственная самостоятельность, а расчетные цены базируются на фактических ценах реализации, которые непрерывно меняются. Это затрудняет планирование не только на год, но даже на квартал. Как поступить в такой ситуации?
Существуют различные методики формирования расчетных цен, у каждой из них имеются свои достоинства и недостатки. По мнению автора, наиболее эффективна методика, которая базируется на нормативной себестоимости продукции, так как она повышает объективность оценки деятельности предпринимательских подразделений и их заинтересованность в снижении затрат на производство и реализацию продукции. Приведем пример формирования расчетных цен.
1. Выручка от продаж (полная) (стр. 010 "Отчета о прибылях и убытках") | - 42 600 тыс. руб. |
2. Себестоимость продаж (полная) (сумма стр. 020 + 030 + 040 "Отчета о прибылях и убытках") |
- 35 210 тыс. руб. |
3. Нормативная себестоимость продаж | - 34 600 тыс. руб. |
4. Прибыль от продаж (1 - 2) или стр. 050 "Отчета о прибылях и убытках" | - 7390 тыс. руб. |
5. Чистая прибыль от продаж | - 5616 тыс. руб. |
6. Норматив распределения чистой прибыли между предприятием и бизнес-центром (подразделением) 60 : 40, следовательно, в расчетные цены включается 40% чистой прибыли |
|
7. Прибыль, включенная в расчетные цены: 2246 тыс. руб. (5616 х 40%) | |
8. Нормативная или расчетная рентабельность товаров - 6,5% (2246 : 34 600) |
Как видно из приведенного расчета, показатель расчетной рентабельности зависит от норматива распределения чистой прибыли, который определяется руководством предприятия при разработке финансового плана на очередной год с учетом его инвестиционной программы и дивидендной политики. В целях создания предпринимательским подразделением относительно стабильных условий деятельности установленный норматив распределения чистой прибыли и производная от него расчетная рентабельность в течение года изменению не подлежат.
Руководствуясь расчетной рентабельностью, каждое подразделение самостоятельно определяет расчетные цены на все производимые им товары.
1. Товар - холодильник "Снежок", отпускная цена | - 20 000 руб. |
2. Нормативная себестоимость холодильника | - 16 500 руб. |
3. Фактическая себестоимость | - 17 000 руб. |
4. Расчетная цена товара | - 17573 руб. (16 500 х 1,065) |
5. Прибыль подразделения | - 573 руб. (17 573 - 17 000) |
6. Фактическая прибыль от реализации товара | - 3000 руб. (20 000 - 17 000) |
7. Фактическая чистая прибыль от реализации товара | - 2280 руб. (3000 х 0,76) |
8. Прибыль предприятия (чистая) | - 1707 руб. (2280 - 573) |
Таким образом, из общей суммы чистой прибыли от реализации холодильника 2280 руб. предпринимательское подразделение получило 573 руб., т.е. не 40%, а только 25%; остальные 75% (1707 руб.) поступят в распоряжение предприятия. Если бы бизнес-центру удалось снизить себестоимость изделия по сравнению с нормативной, например, с 16 500 руб. до 16 000 руб., то прибыль подразделения составила:
17 573 - 16 000 = 1573 (руб.).
Следовательно, из общей прибыли от реализации этого изделия 4000 руб. (20 000 - 16 000) налог на прибыль составляет 960 руб. (4000 х 24%), чистая прибыль - 3040 руб. Из нее в централизованный фонд предприятия поступили 1467 руб. (3040 - 1573), или 48%, а в бизнес-центр - 52%, т.е. больше принятого норматива распределения внутренних расчетных цен, заинтересовавшего предпринимательские подразделения как в увеличении производства и реализации товаров, так и в снижении их себестоимости.
Г. Киперман,
профессор Института микроэкономики
15 мая 2008 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71