г. Красноярск |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А33-20409/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью КФ "Кырдал"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" октября 2013 года по делу N А33-20409/2012, принятое судьей Ивановой Е.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью КФ "Кырдал" (ИНН 2465002420, ОГРН 1022402483377; далее - заявитель, общество, ООО КФ "Кырдал") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа от 16.11.2012 N 15/5311дг в продлении срока размещения временного сооружения; об обязании устранить допущенные нарушения.
Определением от 13 марта 2013 года Арбитражный суд Красноярского края привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Юшкову Веру Эрнестовну.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" октября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- пропуск заявителем срока обращения за продлением срока размещения временного сооружения, установленного пунктом 2.11 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г.Красноярска от 9.02.2010 N 55, не является основанием для отказа в продлении срока размещения временного сооружения;
- ссылка на нарушение заявителем условий договора в части пользования арендуемым земельным участком по окончании срока действия договора является несостоятельной.
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв на апелляционную жалобу общества не представили.
Заявитель, ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью ООО КФ "Кырдал" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402483377.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью КФ "Кырдал" (арендатор) заключен договор от 02.08.2010 N 1201 аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору земельный участок с кадастровым номером 24:50:04:00005:0089, находящийся по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14, на срок до 17.04.2011 для использования в целях размещения торгового павильона в границах, указанных в плане участка, общей площадью 152,69 кв.м.
По акту приема-передачи 01.01.2010 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска передал, а общество с ограниченной ответственностью КФ "Кырдал" приняло земельный участок с кадастровым номером 24:50:04:00005:0089, общей площадью 152,69 кв.м, находящийся по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14.
Распоряжением администрации Советского района г. Красноярска от 19.04.2010 N 592 срок размещения временного торгового павильона, площадью 79,52 кв.м, расположенного на земельном участке общей площадью 152,69 кв.м по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14, продлен с 01.01.2010 по 30.04.2012. Дополнением от 27.05.2011 N 3290 к договору аренды срок действия договора от 02.08.2010 N1201 продлен до 30.04.2012.
24.10.2012 ООО КФ "Кырдал" обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением (вх. от 29.10.2012 N 10911-ел) о продлении срока размещения временного сооружения - аптеки, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14.
Письмом от 16.11.2012 N 15/5311 Департамент градостроительства отказал ООО "Кырдал" в продлении срока размещения временного сооружения, мотивируя это пропуском срока обращения за продлением, который установлен до момента истечения срока действия прежнего правоустанавливающего документа, а также невыполнением ООО "Кырдал" условий договора аренды земельного участка, что выразилось в пользовании им по окончании срока действия договора.
Полагая, что отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в продлении срока размещения временного сооружения, изложенный в письме от 16.11.2012, не соответствует действующему законодательству, нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 3.40, 3.41, 3.42., 3.43 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, Департамент градостроительства администрации города Красноярска выполняет, в том числе следующие функции:
- разрабатывает схемы размещения временных сооружений на территории города и обеспечивает их утверждение в соответствии с правовыми актами города,
- организует размещение временных сооружений на территории города в соответствии с правовыми актами города,
- осуществляет контроль за установкой временных сооружений и их содержанием на территории города,
- в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных временных сооружений.
Следовательно, оспариваемый отказ вынесен уполномоченным органом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Департамент доказал законность оспариваемого решения об отказе в продлении срока размещения спорного временного сооружения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Департаментом в продлении размещения временного сооружения - аптеки, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14, явилось нарушение обществом Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в том числе, отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение).
Положение (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения об отказе в продлении срока размещения временного сооружения) устанавливает порядок размещения временных сооружений на территории города Красноярска (пункту 1.1.).
Согласно пункту 1.2. Положения под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению. Временные сооружения должны возводиться в одноэтажном исполнении, без подвального этажа, без организации котлована, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3.4 настоящего Положения (автостоянка).
К временным сооружениям относится, в том числе павильон (пункту 1.3.17. Положения).
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.1, 1.3.6, 1.3.11, 1.3.15, 1.3.17, 1.3.19, 1.3.22 настоящего Положения, обращаются в уполномоченный орган согласно пункту 1.9 настоящего Положения.
Пункт 1.9 в качестве уполномоченного органа определяет администрацию района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Согласно пункту 1.10 Положения решение о разрешении на размещение временного сооружения, указанного в пункте 1.3.4 настоящего Положения принимается заместителем Главы города, в ведении которого находятся вопросы размещения временных сооружений в форме распоряжения. Органом, уполномоченным на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, является управление архитектуры администрации города.
Согласно пункту 2.11 Положения, продление срока размещения временного сооружения осуществляется на основании обращения заявителя в уполномоченный орган за 2 месяца до истечения указанного в правовом акте срока размещения временного сооружения с приложением следующих документов: копии распоряжения руководителя администрации района в городе о разрешении на размещение временного сооружения; фотоизображения временного сооружения на момент подачи заявления; исполнительной съемки земельного участка; договора аренды земельного участка и справки департамента муниципального имущества и земельных отношений об отсутствии задолженности по арендной плате либо договора безвозмездного срочного пользования земельным участком - в случае размещения временного объекта на земельном участке, переданном в аренду или безвозмездное срочное пользование; действующих согласований (заключений) контролирующих и надзорных служб и организаций в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения - в случае, если на момент получения согласований (заключений) был определен срок их действия; сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - в случае размещения временного объекта на принадлежащем заявителю земельном участке.
Согласно пункту 2.15 Положения распоряжение руководителя администрации района в городе о продлении срока размещения временного сооружения является основанием для продления срока договора аренды земельного участка на срок не более одного года при отсутствии задолженности по арендной плате, а также при выполнении обязанностей, предусмотренных договором.
С учетом изложенного, правоотношения по использованию неразграниченного земельного участка в муниципальном образовании город Красноярск на праве аренды с целью размещения временного сооружения возникают на основании юридического состава: распоряжения на продление срока размещения временного сооружения и договора аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Советского района г.Красноярска от 19.04.2010 N 592 срок размещения временного торгового павильона, площадью 79,52 кв.м, расположенного на земельном участке общей площадью 152,69 кв.м по адресу: г.Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14, продлен с 01.01.2010 по 30.04.2012. Дополнением от 27.05.2011 N 3290 к договору аренды срок действия договора от 02.08.2010 N1201 продлен до 30.04.2012.
ООО КФ "Кырдал" обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением (вх. от 29.10.2012 N 10911-ел) о продлении срока размещения временного сооружения - аптеки, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14, - 24.10.2012, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.11 Положения.
Письмом от 16.11.2012 N 15/5311 Департамент градостроительства отказал ООО "Кырдал" в продлении срока размещения временного сооружения, мотивируя это, в том числе пропуском срока обращения за продлением, который установлен до момента истечения срока действия прежнего правоустанавливающего документа.
Вместе с тем, исчерпывающий перечень оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения установлен пунктом 2.14 Положения, в котором такое основание как пропуск срока на обращение с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения отсутствует.
Согласно пункту 2.14 Положения основанием для отказа в продлении срока размещения временного сооружения является:
- наличие подготовленного администрацией города проекта правового акта о предоставлении земельного участка для строительства;
- размещение временного сооружения на земельном участке, предварительно согласованном для размещения объекта недвижимости, если срок предварительного согласования истекает в течение следующего календарного года;
- размещение объекта с нарушением норм действующего законодательства;
- наличие отрицательных заключений, отсутствие согласований (заключений) контролирующих и надзорных служб и организаций;
- невыполнение заявителем условий договора аренды земельного участка либо договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенного на основании распоряжения о разрешении на размещение временного объекта;
- невыполнение заявителем в установленный срок требований об устранении нарушений и приведении временного сооружения в соответствие с проектом временного сооружения;
- изменение внешнего облика временного сооружения в процессе его эксплуатации и несоответствие согласованному проекту (эскизу) временного сооружения, а также, если сооружение не вписывается в сложившийся архитектурный облик города;
- проведение работ по формированию земельного участка, предоставляемого для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Следовательно, установленный в пункте 2.11 Положения N 55 срок для обращения с заявлением носит организационный характер и его пропуск не является основанием для отказа в рассмотрении заявления по существу.
В качестве второго основания отказа в продлении срока размещения временного сооружения - аптеки, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14, указано невыполнением ООО "Кырдал" условий договора аренды земельного участка, что выразилось в пользовании им по окончании срока действия договора.
Как следует из материалов дела, между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью КФ "Кырдал" (арендатор) заключен договор от 02.08.2010 N 1201 аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору земельный участок с кадастровым номером 24:50:04:00005:0089, находящийся по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14, на срок до 17.04.2011 для использования в целях размещения торгового павильона в границах, указанных в плане участка, общей площадью 152,69 кв.м.
Дополнением от 27.05.2011 N 3290 к договору аренды срок действия договора от 02.08.2010 N1201 продлен до 30.04.2012.
Арендные отношения по поводу земельных участков регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 610 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно условиям договора от 02.08.2010 N 1201 (в редакции дополнения от 27.05.2011) срок действия данного договора истек 30.04.2012.
Согласно пункту 6.2 договора аренды от 02.08.2010 N 1201 по окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендатором земельным участком после окончания срока действия договора не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя.
В силу пункта 6.5 договора продление срока аренды участка возможно по соглашению сторон. Для продления срока аренды арендатор обращается с соответствующим заявлением не позднее, чем за 1 (один) месяц до окончания срока действия договора, с приложением документа, являющегося основанием для продления договора аренды.
В соответствии с пунктами 4.4.9 и 6.6 договора аренды при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть участок арендодателю, демонтировав временные сооружения.
Согласно части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
С учетом обстоятельств дела и, исходя из вышеназванных норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о прекращении договора аренды в связи с истечением срока его действия 30.04.2012.
Следовательно, указанный договор прекратил свое действие на момент обращения общества с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения (24.10.2012), законные основания пользования спорным земельным участком по истечении срока разрешения и договора аренды, то есть после 30.04.2012, у общества отсутствовали.
Кроме того, как следует из материалов дела и письменных пояснений представителя Департамента, распоряжением администрации города от 25.11.2010 N 1356-ж земельный участок по адресу: г.Красноярск, Советский район, пр-т 60 лет образования СССР, 14, предварительно согласован Юшковой В.Э., о чем общество было уведомлено письмом от 11.12.2012.
Законность указанного распоряжения проверена судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела N А33-4021/2013, решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.06.2013 делу N А33-4021/2013, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013, обществу с ограниченной ответственностью КФ "Кырдал" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения от 25.11.2010 N 1356-ж "О предварительном согласовании Юшковой В.Э. места размещения объекта".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации общество на момент рассмотрения дела в суде правомерно владело и пользовалось спорным земельном участком на основании договора аренды, возобновленного на неопределенных срок при отсутствии со стороны ответчика соответствующих возражений, пункт 6.2 договора аренды от 02.08.2010 N 1201 является ничтожным как несоответствующий части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из положений статей 431, 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6.2, 4.2.9, 6.6 договора аренды от 02.08.2010 N 1201 следует, что пользование земельным участком по истечении срока действия договора возможно при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Такие возражения департаментом были заявлены, в связи с чем, договор аренды земельного участка от 02.08.2010 N 1201 прекратил свое действие в связи с окончанием его срока 30.04.2012.
Заявитель, ссылаясь на то, что обществу принадлежит преимущественное право на заключение нового договора аренды, не учитывает положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие на момент обращения общества с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения договора аренды земельного участка между Департаментом и обществом, учитывая факт предварительного согласования спорного земельного участка иному лицу, суд апелляционной инстанции считает обоснованным отказ Департамента в продлении срока размещения временного сооружения - аптеки, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. 60 лет образования СССР, 14.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" октября 2013 года по делу N А33-20409/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20409/2012
Истец: ООО КФ "Кырдал"
Ответчик: Департамент градостроительства администрации г. Красноярска
Третье лицо: В.Э. Юшкова, Юшкова Вера Эрнестовна