О некоторых вопросах, которые придется решать военнослужащему
(гражданину, уволенному с военной службы)
после вселения в жилое помещение
Вопрос реализации права военнослужащих на жилье за последние два десятилетия перерос из актуального в болезненный. В настоящее время ему уделяется огромное внимание; при этом, данной теме посвящены различные статьи, в которых описываются проблемы получения военнослужащими жилых помещений и даются практические советы.
Вместе с тем, вселение в квартиру не означает, что все жилищные проблемы военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) (далее - граждане) решены и можно расслабиться. Гражданам придется столкнуться с дополнительными возложенными на них законом обязанностями, которые необходимо будет добросовестно исполнять.
В настоящей статье автор остановится на обязанности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Жилые помещения гражданам предоставляются, как правило, по договорам социального найма, а также в собственность (в случае реализации государственного жилищного сертификата и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации).
Так, в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Статьей 65 Жилищного кодекса Российской Федерации на нанимателя жилого помещения возложена обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Понятие платы за жилое помещение для каждой из указанных категорий граждан обладает своим специфическим содержанием. Наниматели жилых помещений вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники же помещений не вносят плату за пользование жилым помещением. Однако они обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 134 Жилищного кодекса Российской Федерации). Важно отметить, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, а не нанимателя жилого помещения.
Основанием для возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от принадлежности к той или иной из указанных категорий плательщиков является наступление различных обстоятельств: для нанимателей жилых помещений - заключение договора социального найма; для собственников жилых помещений - возникновение права собственности на жилые помещения.
Заключение договоров на предоставление различных видов коммунальных услуг с соответствующими организациями и оплату коммунальных услуг является прерогативой собственников жилого фонда и управляющих организаций. Они осуществляют оплату расходов на содержание и ремонт, а также оплату коммунальных услуг из средств, уплаченных нанимателями и иными пользователями жилых помещений в соответствии с договорами, заключенными с организациями, оказывающими соответствующие виды услуг.
Также важно отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность злоупотребления своими правами собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, не являющимися участниками товарищества собственников жилья и проживающими в доме, где создано указанное товарищество. В силу того что указанные граждане не являются членами товарищества собственников жилья, они не обязаны вносить периодические взносы, в состав которых, в частности, входит и плата за жилое помещение и возмещение стоимости оказанных коммунальных услуг. Поэтому согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации они вносят плату за жилое помещение на основании отдельного договора с управляющей организацией.
Законом установлены сроки внесения платы за жилое помещение, которые могут быть изменены договором управления многоквартирным домом. По общему правилу плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются подготовленные управляющей организацией платежные документы, представленные не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Указанный срок также может быть изменен договором управления многоквартирным домом.
Законом также установлен размер неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. Указанный размер неустойки является фиксированным и не подлежит увеличению иначе как федеральным законом (ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае изменения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги наймодатель, управляющая организация обязаны известить в письменной форме нанимателей, собственников жилых помещений в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в измененном размере.
Разумно было бы предположить, что внесение платы за жилое помещение предполагает использование гражданином соответствующих услуг и помещения в целом. Однако в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации неиспользование помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии пользователей помещений сохраняется обязанность внесения платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из средних нормативов потребления.
По общему правилу плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Однако размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Важной составляющей платы за жилое помещение является оплата коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, критерии определения качества предоставляемых услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации*(1). Плата за коммунальные услуги может включать в себя широкий перечень услуг, однако в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за коммунальные услуги в обязательном порядке включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Необходимо отметить, что в отношении ряда коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливается фиксированный размер тарифов*(2). К таким услугам относятся тарифы на услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления.
Законодатель в разделе Жилищного кодекса Российской Федерации, посвященном плате за жилое помещение, еще раз подчеркивает, что нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество обязан собственник помещения в многоквартирном доме. Собственник выполняет обязанность по несению соответствующих расходов путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Сроки проведения мероприятий по ремонту многоквартирного дома и величина расходов на его проведение определяются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время если собственники не проявят надлежащей инициативы в проведении собрания или определении мер, необходимых для проведения ремонта, размер затрат устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В следующей статье автор расскажет о трудностях, с которыми придется столкнуться гражданам - собственникам жилых помещений при выборе управления многоквартирным домом.
С.В. Никифоров,
юрисконсульт подразделения в/ч 54799, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2006 г. N 307.
*(2) Например, постановление Правительства Москвы "Об утверждении цен, ставок, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год" от 21 ноября 2006 г. N 907-ПП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых вопросах, которые придется решать военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) после вселения в жилое помещение
Автор
С.В. Никифоров - юрисконсульт подразделения в/ч 54799, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1