Государственная инспекция труда: применяемые санкции за нарушения
в сфере предоставления отпуска
Защита прав работников и работодателей обеспечивается законодательно и осуществляется различными способами. Основным из них является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Глава 57 ТК РФ классифицирует органы государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по объему и характеру возлагаемых на них задач и полномочий.
Положения статей главы 57 ТК РФ разъясняют работникам и работодателям, как полноправным сторонам трудовых правоотношений, об основных обязанностях государственных инспекторов труда при осуществлении надзорно-контрольных мероприятий. Невыполнение или ненадлежащее выполнение государственными инспекторами труда законодательно определенных обязанностей может и должно быть использовано работниками или работодателями для защиты своих интересов.
Государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляется специально уполномоченными государственными органами и инспекциями в соответствии с федеральными законами: Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор Российской Федерации, Госэнергонадзор Российской Федерации, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, Госатомнадзор Российской Федерации.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда (статья 353 ТК РФ).
Федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (статья 354 ТК РФ).
Основными задачами федеральной инспекции труда являются (статья 355 ТК РФ):
"обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Основные полномочия федеральной инспекции труда перечислены в статье 356 ТК РФ. Так, в соответствии с возложенными задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
"осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Как видно, изменения, внесенные в часть V ТК РФ Законом N 90-ФЗ, регулируют деятельность государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Теперь, с 6 октября 2006 г. в силу статьи 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда стала дублером и контролером ФСС РФ, так как она осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
Государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется посредством проверок и обследований. По их результатам государственные инспекторы труда предъявляют работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, принимают меры для привлечения работодателей и должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства о труде, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (пункт 4 статьи 7) устанавливает, что проверки должны осуществляться только на основании приказа (распоряжения) руководителя инспекции в соответствии с определенной периодичностью - проведение плановых проверок может осуществляться не чаще одного раза в два года.
Если возникают сомнения в обоснованности действий государственного инспектора труда, то обжаловать его действия следует в Федеральную инспекцию труда Федеральной службы труда и занятости (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости") или в суд.
Решение о направлении государственного инспектора труда на проверку в конкретную организацию принимается руководителем государственной инспекции труда.
В приказе (распоряжении) о направлении на проверку должны быть указаны:
- номер и дата издания приказа;
- наименование государственной инспекции труда;
- фамилия, имя, отчество исполнителя (инспектора);
- наименование организации - объекта проверки;
- цели и задачи проверки;
- основания для проведения проверки (плановая, внеплановая);
- другие необходимые сведения.
Руководитель государственной инспекции труда может делегировать свои полномочия в части направления инспектора для проведения проверки, своим заместителям.
Проводить проверку может только инспектор, сведения о котором указаны в приказе (распоряжении) о направлении на проверку.
Приказы (распоряжения) на проведение проверки должны быть подписаны руководителем и заверены гербовой печатью государственной инспекции труда.
Решение о направлении принимается в соответствии с планом проверок или в связи с поступлением информации об имеющихся нарушениях законодательства о труде от работников, либо от других органов надзора и контроля, например, прокуратуры, должностных лиц и организаций (внеплановые). Проведение внеплановой проверки по анонимному обращению запрещено.
Основные права государственных инспекторов труда регламентированы статьей 357 ТК РФ. Согласно новой редакции указанной статьи государственные инспекторы труда, в целях проведения инспекции организаций, должны теперь не просто беспрепятственно в любое время суток посещать организации всех форм собственности, но делать это строго в рамках закона, в том числе помимо обязанности отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам работы, на инспекторов возложена обязанность выдавать предписания в целях устранения нарушений. Что еще более важно, инспекторы получили право посещать и работодателей - физических лиц, в том числе предпринимателей, то есть приходить в дома обычных граждан (статья 357 ТК РФ). Государственные инспекторы должны теперь действовать не в рамках статьи 357 ТК РФ, а в рамках КоАП РФ, что более законно.
В соответствии с положениями статьи 357 ТК РФ, определяющей права государственных инспекторов труда, проверка осуществляется путем:
- посещения любых организаций в целях проведения инспекции;
- запроса документов и иной информации, необходимой для осуществления надзорно-контрольной функции.
Инспектор не имеет права изымать документы или тем более проводить обыски и выемки. Кроме того, необходимо иметь в виду, что доступ к некоторым документам осуществляется только в присутствии работодателя или его представителей (например, документы бухгалтерской отчетности, документы, содержащие государственную, служебную, коммерческую или иную, охраняемую законом, тайну). Работодатель не обязан обеспечивать государственного инспектора труда копиями документов. Государственный инспектор труда может отразить факты ознакомления с предоставленными документами в материалах проверки, в частности в акте, который составляется по результатам проведения проверки.
Как правило, для ознакомления запрашиваются следующие документы (в зависимости от целей и объема проверки):
- устав и учредительный договор;
- свидетельство о регистрации и постановке на учет в органах статистики;
- документы, подтверждающие полномочия работодателя;
- локальные нормативные акты организации (коллективный договор, штатное расписание, положение об оплате и стимулировании труда, графики сменности, график отпусков и другие);
- документация, которую ведут кадровые службы;
- бухгалтерские документы и сведения, имеющие отношение к предмету проверки, в первую очередь касающиеся оплаты труда, удержаний из заработной платы и другие;
- другие документы и информация, необходимые государственному инспектору труда для осуществления надзорно-контрольных функций.
Государственная трудовая инспекция, как правило, проверяет все документы, касающиеся трудовых отношений: коллективный договор, все, что касается оплаты труда, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры, штатное расписание, табели учета рабочего времени и расчета зарплаты, больничные листы, график отпусков, личные карточки, приказы, трудовые книжки, книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним и так далее.
Нередко в организациях оформляют в произвольной форме документы, форма которых утверждена Постановлением N 1, забывая при этом включить в документы важные условия. Поэтому инспектора проверяют, например, расписку работника и дату его ознакомления с тем или иным приказом. Проверяют инспектора и основания к приказам (заявления, акты, докладные, служебные записки и так далее). Так, проверяя приказ о предоставлении отпуска работнику (работникам), инспектор потребует у работодателя график отпусков, заявление работника о предоставлении отпуска, и так далее. В приказе обязательно должна быть указана дата предоставления (переноса, отзыва) отпуска, а также с какого числа работник обязан приступить к работе.
Конечно же, трудовая инспекция проверит всем ли работникам организации предоставлялся отпуск в последние годы, не было ли случаев непредоставления отпусков более двух лет подряд, была ли продолжительность отпусков не меньше чем установлено законом. Кроме того, если ежегодный отпуск был разделен на части по заявлению работников, то инспектора обязательно проверят продолжительность этих частей.
Контролирующий орган проверит, был ли график отпусков утвержден в установленный ТК РФ срок, соблюдался ли он, а в противном случае, внесены ли в этот документ соответствующие изменения по приказам и заявлениям работников.
При проверке инспектор обязательно установит, не ниже ли размер отпускных установленного законодательством минимума (напомним, что с 1 сентября 2007 г. МРОТ - 2300 руб.). Как правило, инспектора проверяют, выплачены ли в установленный законодательством срок отпускные и все ли суммы выплачены работникам. Место выдачи должно быть обозначено в Правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовых договорах.
Если работники помимо оклада получают, например, премии, у работодателя должен быть документ, регулирующий порядок, основания, критерии начисления премий, в частности Положение о премировании. Проверят инспектора и правильность исчисления среднего заработка для оплаты отпуска, могут заинтересоваться и зарплатой работников, например, оплатой за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, в ночное время, есть ли письменные согласия работников на эту работу.
Проверяя, нет ли у организации незаконно заключенных с работниками гражданско-правовых договоров, и выявив такой случай, инспектор потребует от работодателя восстановить все нарушенные права работника, в том числе выплатить отпускные. Кроме того, организации доначислят все налоги, пени, а также штрафы. Отметим, что новая редакция статьи 11 ТК РФ включает конкретное указание, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Данное изменение принимает злободневный характер, так как в современной практике очень часто происходит подмена трудовых договоров на гражданско-правовые договоры, например, на договор подряда подменяются договоры, в которых нет указания на результат, а указано только время работы, на авторские договоры подменяется часть оплаты труда журналистов или программистов. Цель подмены правовой квалификации договора - работодатель хочет снизить платежи по единому социальному налогу, путем выведения из под налогообложения сумм в части ФСС РФ, и снизить трудовые гарантии работникам. Теперь, в свете изменений к статье 15 ТК РФ, подмена трудовых договоров на договора подряда, в которых нет указания на материальный результат, либо на договор об оказании услуг, заключаемый не с предпринимателем, будет легко пресечена, путем применения положений статьи "о личном выполнении работником за плату конкретного вида поручаемой работы".
При наличии уволенных из организации сотрудников, работник трудовой инспекции проверит, все ли причитающиеся работникам при увольнении суммы выплатил работодатель и своевременно ли это сделано.
Допускается проведение инспекционной проверки без предварительного уведомления работодателя о дате, времени и целях ее проведения, при наличии у инспектора достаточных оснований, что такое уведомление может повлиять на эффективность контроля (часть 3 статьи 360 ТК РФ).
Проверка начинается со знакомства проверяющего с руководством организации - генеральным директором, директором либо другим лицом, наделенным соответствующими полномочиями. Инспектор должен предъявить личное удостоверение установленного образца и приказ (распоряжение) о направлении на проверку.
Работодатель или его представитель вправе присутствовать при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, а инспектор не имеет права противодействовать им в этом (статьи 11 и 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").
В процессе проверки должны неукоснительно соблюдаться требования статьи 358 ТК РФ, обязывающей инспектора хранить тайны, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий.
Результаты проверочных мероприятий должны быть отражены в 2-х стороннем протоколе (акте) проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В журнале проверок инспектор отмечает причину и результат проверки, свои Ф.И.О., ставит подпись и штамп. Отметим, что согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" журнал проверок должен быть в каждой организации.
На основании полученных в результате проведенной проверки материалов о выявленных нарушениях, инспектор принимает соответствующие меры реагирования - предъявляет работодателю предписание, возбуждает административное производство (статья 357 ТК РФ и статья 23.12 КоАП РФ).
Обязательное для исполнения работодателем предписание может содержать требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, а также о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности.
В тексте предписания не должно содержаться требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
Субъектом правонарушения может быть как работодатель, так и его представители, когда в их должностные обязанности входит выполнение тех функций, при выполнении (невыполнении) которых выявлены нарушения.
Объектом правонарушения в сфере трудового законодательства являются конкретные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, установленные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Поэтому в предписании должно содержаться требование об устранении нарушений конкретной нормы трудового права со ссылкой на абзац, пункт, часть и номер статьи закона или на пункт (положение которого нарушено) соответствующего нормативного акта.
В предписании должна иметь место характеристика объективной стороны правонарушения: в чем конкретно выразилось правонарушение (невыплачена заработная плата, не выдана трудовая книжка и тому подобное) и в отношении кого допущено (фамилия, инициалы работника или общая численность работников).
Предписание оформляется на типографском бланке Государственной инспекции труда в субъекте РФ.
Нарушение каких-либо из перечисленных требований может служить основанием для обжалования предписания с очень благоприятным прогнозом для его полной отмены или отмены части содержащихся в нем требований.
Во всех случаях выявления нарушений законодательства о труде и охране труда возбуждается административное производство для решения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения трудового законодательства, к административной ответственности.
Процедура возбуждения административного производства, порядок рассмотрения административного материала и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях регламентируется КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности, как и все другие действия государственного инспектора труда, может быть обжаловано руководителю инспекции и (или) в вышестоящую организацию и (или) в суд (статья 361 ТК РФ).
Любое действие (бездействие) в сфере трудовых отношений, признаваемое законами или иными нормативными правовыми актами, как противоправное, влечет за собой наступление ответственности (в зависимости от степени опасности, представляющей для общества, и тяжести последствий), предусмотренной гражданским, трудовым, административным или уголовным законодательством.
По смыслу статьи 419 ТК РФ лица (в том числе должностные лица организации), виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, могут быть привлечены к ответственности:
- дисциплинарной;
- гражданско-правовой;
- административной;
- уголовной.
Согласно статье 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- ТК РФ;
- иными федеральными законами;
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
При этом, статьей 5 ТК РФ особо оговаривается главенствующее положение ТК РФ по отношению к другим законам, содержащим нормы трудового права:
"Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс".
К ответственности, установленной статьей 419 ТК РФ, как правило, привлекаются должностные лица организации, и в первую очередь это руководитель организации либо ее структурных подразделений.
Согласно статье 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами.
Как видно, указанная норма является отсылочной нормой права и непосредственно не устанавливает ответственности.
Виды ответственности, к которым может быть привлечено должностное лицо организации, установлены статьей 419 ТК РФ. Привлечение к одному из видов ответственности не исключает привлечение к другому виду. Не допускается повторное наложение взыскания за одно и тоже правонарушение в рамках той же ответственности.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрен ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 136 УК РФ должностное лицо организации подлежит уголовной ответственности за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Данное деяние наказывается штрафом в размере от 100 000 руб. до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 3 ТК РФ говорит о действиях, которые могут признаваться дискриминацией:
"Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника".
В тоже время, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Обратите внимание!
Привлечение к уголовной ответственности может сопровождаться привлечением к материальной (в виде возмещения материального вреда и компенсации морального вреда), а также к дисциплинарной ответственности.
В соответствии со статьей 145.1 УК РФ невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности наказывается штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Напомним, что на основании статьи 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Объективную сторону преступления, предусмотренного статьей 145.1 УК РФ, составляет бездействие руководителя организации - невыполнение обязанности по выплате отпускных.
Отсчет двухмесячного срока начинается со следующего дня, после установленной даты выплаты заработной платы.
Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 145.1 УК РФ, может быть совершено только с умышленной формой вины, при этом обязательным элементом состава преступления является наличие корыстной или иной личной заинтересованности (например, выдача премии некоторым сотрудникам, что привело к невыдаче заработной платы другим).
Частью 2 статьи 145.1 УК РФ предусмотрена ответственность за те же деяния, но повлекшие тяжкие последствия, что наказывается штрафом в размере от 100 000 руб. до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Тяжкими последствиями может являться тяжелая болезнь или смерть человека (при чем не обязательно лица, которому не была выплачена заработная плата, это могут быть члены его семьи, иждивенцы). В связи с этим особенно важно установить причинную связь между невыплатой заработной платы и наступившими тяжкими последствиями.
Преступление, предусмотренное частью 2 статьи 145.1 УК РФ также совершается с умыслом, однако по отношению к последствиям возможна и неосторожность.
В главе 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" КоАП РФ содержится ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.
В соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 руб. до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения представляют действия (бездействия), которые нарушают законодательство о труде, а также об охране труда.
Система трудового законодательства представлена в статье 5 ТК РФ. Законодательство об охране труда является составной частью трудового законодательства.
Следует отметить, что статья 5.27 КоАП РФ является общей нормой, специальные нормы нарушения трудового законодательства установлены статьями 5.28 КоАП РФ, 5.29 КоАП РФ, 5.30 КоАП РФ и так далее.
Субъектом ответственности является должностное лицо организации, а также само юридическое лицо.
Согласно пункту 2 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
"Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника)" (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В данном случае субъектом ответственности является только должностное лицо организации.
В соответствии со статьей 5.31 КоАП РФ нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 руб. до 5000 руб.
Коллективный договор и соглашение являются локальными нормативными актами. Работодатель обязан соблюдать требования коллективного договора и соглашения. Об этом говорит и статья 55 ТК РФ:
"Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом".
В соответствии со статьей 189 ТК РФ, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Работодатель обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (например, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 395 "Об утверждении устава о дисциплине работников морского транспорта").
Глава 30 ТК РФ регулирует порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.
Во-первых, действия работника должны быть противоправными, то есть нарушать законодательство либо локальные нормативные акты, либо требования трудового договора.
Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю, независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.
В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо.
И, наконец, причинная связь между действиями работника и наступившими последствиями.
Субъектом ответственности является работник, выполняющий трудовую функцию в организации, в том числе и должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер).
Статьей 192 ТК РФ установлены следующие виды дисциплинарных взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Возможно также наложение и иных видов взыскания, в случае если они предусмотрены федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Согласно статье 6 ТК РФ к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, помимо прочего, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Таким образом, виды дисциплинарных взысканий могут быть установлены только на федеральном уровне.
Статья 192 ТК РФ запрещает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Привлечение к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не обязанностью. Кроме того, за работодателем остается право выбора меры ответственности либо вообще отказаться от наложения взыскания.
Исключение составляет статья 195 ТК РФ, согласно которой:
"Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.
В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения".
Таким образом, законодатель установил особые основания привлечения руководителя к ответственности - нарушение законов и иных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения. Это своего рода механизм контроля представительного органа работников за руководителем организации.
По общему правилу работника к дисциплинарной ответственности привлекает работодатель в лице руководителя организации.
Руководитель организации несет ответственность на общих основаниях, то есть, как и любой другой работник. Руководителя организации к дисциплинарной ответственности может привлечь непосредственно работодатель в лице иных органов управления (совет директоров, общее собрание если уставом это предусмотрено). Однако механизм обнаружения проступков в законодательстве сводится только к статье 195 ТК РФ.
В законодательстве недостаточно урегулирован вопрос о порядке привлечения руководителя к ответственности за мелкие проступки, которые не затрагивают интересы других работников, которые не могут быть выявлены представительным органом работников, а также механизма привлечения к дисциплинарной ответственности в организациях в которых отсутствует представительный орган работников. Представляется, что данное положение дел вполне обоснованно, так как существует иной, более действенный механизм контроля за руководителем - полная материальная ответственность.
Одним из самых распространенных и, одновременно, наиболее серьезным дисциплинарным взысканием является увольнение.
Общие основания увольнения определены статьей 81 ТК РФ. К руководителю организации может быть применена мера дисциплинарного взыскания - увольнение, в случаях:
- принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации. При этом, необходимо учитывать, наступили ли названные неблагоприятные последствия именно в результате принятия этого решения и можно ли было их избежать в случае принятия другого решения (пункт 48 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Следует признать, что формулировка данного основания не очень удачная, поскольку позволяет уволить должностное лицо даже за незначительный ущерб, причиненный организации, а так как деятельность руководителя связна с постоянным коммерческим риском, то есть вероятность злоупотребления со стороны работодателя;
- однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.
В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.
Исходя из содержания пункта 10 статьи 81 ТК РФ руководители других структурных подразделений организации и их заместители, а также главный бухгалтер организации не могут быть уволены по этому основанию. Однако трудовой договор с такими работниками может быть расторгнут за однократное грубое нарушение ими своих трудовых обязанностей по пункту 6 статьи 81 ТК РФ, если совершенные ими деяния подпадают под перечень грубых нарушений, указанных в подпунктах "а"-"д" пункта 6 статьи 81 ТК РФ, либо в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами (пункт 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2).
Главный бухгалтер может быть уволен также и по другим основаниям:
- в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
- в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Обратите внимание!
Руководитель организации не может быть уволен (в качестве дисциплинарного взыскания) по иным основаниям, предусмотренным статьей 81 ТК РФ.
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 ТК РФ:
"До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.
Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров".
На практике не совсем удачная формулировка данной статьи повлекла злоупотребления руководителей организации. Так, шестимесячное ограничение наложения взыскание привело к тому, что работники, совершив проступок, берут "больничные", отпуск за свой счет и ожидают истечения указанного срока, так как согласно статье 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Кроме того, руководитель организации подотчетен, прежде всего, совету директоров и общему собранию. Данные органы управления не являются постоянно действующими, что также не способствует быстрому разрешению ситуации. А в случае, если уставом организации не предусмотрено в качестве одного из правомочий совета директоров решение вопросов образования и досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа (руководителя организации), то таким правом обладает только общее собрание (статья 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" данные правомочия отнесены к исключительной компетенции общего собрания), что делает практически невозможным привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя.
Отметим, что в связи с изменениями, внесенными Законом N 90-ФЗ в ТК РФ, теперь работодатель будет обязан выплатить денежную компенсацию своим работникам, если были задержки с выплатой зарплаты, отпускных и других начислений. При этом уточняется, что эти обязательства возникают независимо от наличия вины работодателей.
Трудовая инспекция вправе привлечь руководителя организации к административной ответственности, если его действия подпадают под условия статей 5.27 (часть 1) - 5.34 КоАП РФ и 5.44 КоАП. В этом случае инспектор составит протокол. После этого выносится постановление о назначении административного взыскания. В остальных случаях к ответственности привлекать будет суд.
М.В. Белоусова,
юрист ЗАО "BKR Интерком-Аудит"
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru