г. Вологда |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А13-10712/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
при участии от предприятия Сурмачевой А.О. по доверенности от 04.04.2013, Михайловой М.А. по доверенности от 24.06.2013, от административного органа Сокольникова Е.А. по доверенности от 08.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие-33" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2013 года по делу N А13-10712/2013 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие-33" (ОГРН 1063537012549, далее - предприятие, ООО "ПАТП-33") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2013 года заявленные управлением требования удовлетворены, предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ООО "ПАТП-33" не соглашается с размером назначенного ему наказания, просит решение суда изменить и установить минимальную ответственность за правонарушение в виде предупреждения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считают законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва, представители предприятия сослались на судебную практику по сходным делам.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа по результатам контрольных мероприятий, проведенных на основании приказа начальника управления от 01.07.2013 N 187, выявлен факт нарушения ООО "ПАТП-33" 24.07.2013 лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Обстоятельства, выявленные в ходе проверки, послужили основанием для составления в отношении предприятия протокола об административном правонарушении от 06.09.2013 N 175 (л.д. 10-11), в котором зафиксировано, что ООО "ПАТП-33", осуществляя предпринимательскую деятельность, допустило нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: подпункта "а" пункта 29, пункта 35, подпунктов "а", "г" пункта 37, пункта 38, пункта 4 приложения 1 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки пассажиров и багажа), пункта 2.15 ГОСТ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 12.03.1990 N 395 (далее - ГОСТ 25869-90), части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), пункта 7.5 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), пунктов 4.7.2, 4.7.15, 4.7.16 ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст (далее - ГОСТ Р 51709-2001).
Считая факт совершения предприятием административного правонарушения установленным, управление в порядке статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении ООО "ПАТП-33" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 названного Кодекса.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, привлек общество к административной ответственности в виде штрафа.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Согласно статье 3 данного Закона лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение N 280).
В силу пункта 4 Положения N 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт "г"); соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (подпункт "з"); соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт "и").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 29 Правил перевозки пассажиров и багажа транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла.
В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью "Вход" или наносится надпись "Вход" (пункт 35 Правил перевозки пассажиров и багажа).
В общих положениях Правил перевозки пассажиров и багажа даны характеристики транспортных средств категории М1, М2 и М3. Транспортное средство категории "M1" - это транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения. Транспортное средство категории "M2" - это транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн. Транспортное средство категории "M3" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.
Пунктом 37 Правил перевозки пассажиров и багажа установлено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора (подпункт "а"); стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа (подпункт "г").
В силу пункта 38 Правил перевозки пассажиров и багажа в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход".
В соответствии с пунктом 4 приложения 1 Правил перевозки пассажиров и багажа билет по форме N 3 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость билета.
Пунктом 1 приложения 1 Правил перевозки пассажиров и багажа установлено, что форма N 3 - разовый билет для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет.
Информационные таблички должны содержать следующий объем обязательной информации: инвентарный номер подвижного состава; индекс и номер телефона транспортного предприятия; места для пассажиров с детьми и инвалидов (для подвижного состава городских маршрутов); место расположения огнетушителя; место расположения кнопки экстренной остановки; место расположения аптечки; правила пользования подвижным составом; вход и выход; места аварийных выходов (через окна, двери, люки) с указанием способа их открывания (пункт 2.15 ГОСТ 25869-90).
Предприятию в пункте 1 протокола об административном правонарушении от 06.09.2013 N 175 вменяются нарушения, выразившиеся в том, что в салоне автобуса ПАЗ 320402-03 государственный регистрационный знак М 244 КН/35 категории "М3", используемого ООО "ПАТП-33" для перевозки пассажиров 24.07.2013 по маршруту N 20 "Лоста-ВПЗ", выявлено отсутствие: указателя маршрута регулярных перевозок над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; таблички с надписью "Вход" или надписи "Вход" с наружной стороны над каждой дверью, через которые осуществляется вход пассажиров; таблички с надписью "Выход" или надписи "Выход" с внутренней стороны над каждой дверью, через которые осуществляется выход пассажиров; информации о фамилии водителя, кондуктора, стоимости провоза ручной клади внутри транспортного средства; наименования организации, выдавшей билет.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В силу пункта 7.5 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации установлено, что запрещается эксплуатация автобусов при отсутствии предусмотренных конструкцией заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков.
Наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается (пункт 4.7.2 ГОСТ Р 51709-2001).
В силу пункта 4.7.15 ГОСТ Р 51709-2001 автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть укомплектованы не менее, чем двумя огнетушителями, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне (кузове). Огнетушители должны соответствовать нормам пожарной безопасности. Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается.
Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на АТС, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией АТС (пункт 4.7.16 ГОСТ Р 51709-2001).
ООО "ПАТП-33" в пункте 2 протокола об административном правонарушении от 06.09.2013 N 175 вменяются нарушения, выразившиеся в том, что оно не обеспечило соответствие технического состояния транспортного средства (автобуса ПАЗ 320402-03 государственный регистрационный знак М 244 КН/35) требованиям безопасности дорожного движения: имеется трещина на ветровом стекле АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя; отсутствует предусмотренный конструкцией задний левый брызговик; оба огнетушителя находились в кабинет водителя и не были закреплены. В данном случае факт нарушения предприятием норм действующего законодательства подтверждается материалами дела (акт осмотра автобуса от 24.07.2013 N 103 (л.д. 25), фотоматериалы (л.д. 26-55), протокол об административном правонарушении от 06.09.2013 N 175), установлен судом первой инстанции и предприятием не оспаривается.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО "ПАТП-33" объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а также принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины предприятия в совершении правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом апелляционной инстанции также не установлено существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Не допущено процессуальных нарушений и судом первой инстанции, предприятие привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о возможности применения за совершенное им правонарушение минимальной ответственности в виде предупреждения, не принимаются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, предприятие к административной ответственности привлекается впервые (доказательств обратного административным органом не представлено).
Вместе с тем, допущенные ООО "ПАТП-33" нарушения лицензионных требований в части обеспечения безопасности перевозок пассажиров создают условия для возникновения обстоятельств, угрожающих безопасности движения - трещина на лобовом стекле, не установка огнетушителей в кабине водителя и пассажирском салоне, что, безусловно, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, в данном случае суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к предприятию наказания в виде предупреждения.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание тот факт, что штраф назначен предприятию в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы предприятия не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2013 года по делу N А13-10712/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие-33" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10712/2013
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие-33"