г. Москва |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А40-62058/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей: |
Свиридова В.А., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Аверьяновым И.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
УФМС России по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2013 г.
по делу N А40-62058/2013 (130-615), принятое судьей Андрияновой С.М.,
по заявлению ООО "Торговый Дом "Капитал Строй" (ИНН 772276645504, ОГРН 5087746231634, 119121, г.Москва, 1-й Тружеников пер., д.14,стр.1)
к Начальнику ОУФМС России по ЗАО г.Москвы Лагунину Н.Г., УФМС России по г.Москве;
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Капитал Строй" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве (далее - административный орган, ответчик) от 29.04.2013 г. N 2007 в связи с привлечением Общества к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и наложением административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2013 вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия в действиях Общества события и состава вмененного ему правонарушения, указав на соблюдение ответчиком порядка, процедуры и срок привлечения указанного лица к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что собранные по делу доказательства подтверждают событие и вину вменяемого административного правонарушения.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем не представлен.
Представители Общества и административного органа в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (дата публикации - 21.11.2013 г.), суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 18.03.2013 г., руководствуясь распоряжением от 18.03.2013 г. N 214, а также совместным приказом МВД России и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 г. N 338/97 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" сотрудниками административного органа была проведена выездная проверка по соблюдению миграционного законодательства по адресу: г.Москва, пересечение улиц Минская и Мосфильмовская.
В ходе указанной проверки административным органом выявлен факт привлечения Обществом к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Мухаммадиева Р.А 08.09.1975 г.р., в качестве подсобного рабочего при отсутствии у данного иностранного гражданина разрешения на осуществление трудовой деятельности в г.Москве.
17.04.2013 по указанному факту составлен протокол об административном правонарушении серии МС N 118857 по признакам состава, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
29.04.2013 г. ответчиком вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 2007, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Так, согласно ч.1 ст.18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального Закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
На основании ч.9 ст.13.1 Закона работодатель (заказчик работ, услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, иностранных граждан только при наличии у них разрешения на работу.
В п.1 примечания к ст.18.15 КоАП РФ имеется разъяснение о том, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, понимается допуск его в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг, либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу ст.16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
На основании ст.67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Объективную сторону вменяемого заявителю правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности либо допуск к труду иным образом в интересах заявителя гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе проведения проверки установлено, что генеральным подрядчиком на данном объекте строительства является ООО "ИФСК "АРКС". Данной организацией заключен договор строительного подряда N 10/02 от 10.02.2012 с Обществом на осуществление строительно-монтажных работ на данном объекте.
Из объяснения руководителя проекта строительства ООО "ИФСК "АРКС", Тульчинского Александра Ильича следует что иностранные граждане осуществлявшие в день проверки строительно-монтажные работы, по адресу г.Москва, пересечение улиц Минская и Мосфильмовская, являются сотрудниками Общества. На момент проверки иностранные граждане, осуществлявшие трудовую деятельность, разрешений на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства не предъявили.
Из объяснения генерального директора заявителя Гинзбурга Павла Игоревича следует, что организацией заключен договор строительного подряда от 21.02.2012 г. N 21/02 с ООО "ВАЛТРЕС". Из чего следует что ООО "ВАЛТРЕС" является субподрядчиком на данном объекте строительства и предоставляет своих сотрудников для осуществления трудовой деятельности, а Общество, осуществляет снабжение, контроль и логистику строительных материалов.
Согласно пункта 1.48 договора строительного подряда от 10.02.2012 N 10/02, заключенного между ООО "ИФСК "АРКС" и заявителем, субподрядчики - третьи лица, поставщики Материалов и Оборудования, привлекаемые Подрядчиком для выполнения отдельных Работ, поставки Материалов, Оборудования, предусмотренных Договором, которые должны быть согласованы.
В соответствии с п.5.4 договора строительного подряда от 10.02.2012 N 10/02, заключенного между ООО "ИФСК "АРКС" и заявителем, в случае привлечения Субподрядчиков письменно предварительно согласовать с Генподрядчиком, за шесть дней до даты начала выполнения Работ Субподрядчиками, направить в адрес подрядчика. Такое уведомление должно содержать информацию о наименование. ИНН. ОГРН, месте нахождения, членстве в СРО, единоличном исполнительном органе привлекаемых Субподрядчиков и видах работ, для выявления которых Подрядчик предполагает привлечь Субподрядчиков.
Только при получении предварительного согласования, после письменного уведомления Генподрядчика привлекать к выполнению Работ по настоящему договору третьих лиц, оставаясь ответственным за выполнение Работ перед Генподрядчиком. Любые назначения или передача прав без согласования с Генподрядчиком считаются недействительными.
Принимая оспариваемое постановление, административный орган исходил из того, что поскольку строительно-монтажные работы на объекте строительства, расположенном по адресу: г. Москва, пересечение улиц Минская и Мосфильмовская, фактически осуществляет именно заявитель, а, следовательно, указанное лицо является субъектом совершенного правонарушения.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела согласно договору строительного подряда от 21.02.2012 г. N 21/02, заключенному между заявителем и ООО "ВАЛТРЕС" который был представлен в материалы дела об административном правонарушении, субподрядчик (ООО "ВАЛТРЕС") обязуется своими и/или привлеченными силами в установленные договором сроки выполнить работы в соответствии с приложением N 1, необходимые для строительства объекта и передать результат работ подрядчику ООО (Торговый дом "Капитал Строй").
ООО "ВАЛТРЕС", в свою очередь, заключило с ООО "Лемус М" договор о предоставлении персонала от 11.03.2013 г. N 01/03/13-14 ООО "Лемус М" фактически привлекло к трудовой деятельности на объекте строительства иностранного гражданина.
Факт осуществления строительных работ на объекте ООО "ВАЛТРЕС" также подтверждается представленными платежными поручениями, свидетельствующими о перечислении денежных сумм заявителем ООО "ВАЛТРЕС" в счет оплаты за выполнение работ на объекте "Многофункциональный жилой комплекс, расположенный по адресу: г. Москва, пересечение улиц Минская и Мосфильмовская".
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что гражданин Республики Узбекистан Мухаммадиев Р.А. привлечен к трудовой деятельности ООО "Лемус М" для осуществления трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего, в связи с чем не работает на заявителя, а он не является работодателем.
Довод ответчика о том, что подрядчик по договору - ООО "Торговый дом "Капитал Строй" привлек субподрядчика - ООО "ВАЛТРЕС" без получения предварительного согласования и письменного уведомления Генподрядчика - ООО "ИФСК "АРКС", что влечет недействительность передачи прав по договорам, и свидетельствует о фактическом осуществлении деятельности на строительном объекте заявителем, является несостоятельным, поскольку данное обстоятельство само по себе не является основанием для признания заявителя субъектом вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствует совокупность доказательств, подтверждающих совершение административного правонарушения заявителем, а именно факт допуска к работе иностранного гражданина именно заявителем.
При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении ответчик не лишен был возможности, в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении предпринять меры к устранению указанных противоречий, в частности, провести проверку на предмет привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина ООО "ВАЛТРЕС", ООО "Лемус М", что административным органом сделано не было.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения и вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, административным органом не доказаны в связи с этим оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, апелляционной коллегией не установлено.
В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и должен соответствовать требованиям ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
Согласно требованиями ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Как следует из разъяснений, отраженных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
Согласно с ч.2 ст.25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Протокол об административном правонарушении, а равно как и оспариваемое постановление приняты уполномоченными должностными лицами административного органа при наличии доказательств надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения протокола и материалов административного дела.
С учетом требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.1 ст.18.15 КоАП РФ. Срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден и не пропущен.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, установленных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2013 г. по делу N А40-62058/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62058/2013
Истец: ООО "Торговый Дом "Капитал Строй"
Ответчик: Начальник ОУФМС России в ЗАО г. Москвы Лагунин Н. Г., Начальник ОУФМС России по г. Москве в ЗАО Н. Г. Лагунин, Управление Федеральной Миграционной службы России по городу Москве, УФМС России по г. Москве