Забор воды производственным предприятием
Нередко технологический процесс производства продукции подразумевает использование воды. При этом зачастую предприятия осуществляют водозабор самостоятельно. В зависимости от конкретных обстоятельств это может быть забор как из поверхностных, так и из подземных водных объектов. В статье рассмотрен порядок получения законных оснований для таких видов водопользования. Особое внимание уделено правилам исчисления водного налога, которые вызывают немало вопросов, а также плате за пользование водным объектом. Сразу оговоримся, что рассматривать забор воды в связи с добычей минеральных ресурсов не будем.
Правоотношения, связанные с водопользованием, регулируются Водным кодексом. В силу п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением пруда и обводненного карьера, которые расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности другим субъектам (регионам, муниципальным образованиям, физическим или юридическим лицам), если иное не установлено федеральным законом. Заметим, что речь идет как о поверхностных, так и о подземных водных объектах. Приведенная норма корреспондирует со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", согласно которой все недра в границах территории РФ являются государственной собственностью. При этом к недрам закон относит часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
К сведению: Водный кодекс, регулирующий правоотношения, связанные с водными объектами, в части использования подземных водных объектов отсылает к законодательству о недрах.
Особенности правового режима использования водных объектов (как и других природных ресурсов) обусловлены тем, что водопользователю всегда придется иметь дело с государством (мы не будем рассматривать случаи, когда водные объекты принадлежат муниципальным образованиям или частным лицам).
Договор водопользования
Водный кодекс предусматривает, что такой вид водопользования, как забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, может осуществляться на основании договора водопользования (пп. 1 п. 1 ст. 11 ВК РФ). Причем забор воды для некоторых целей (например, орошения земель сельхозназначения, обеспечения пожарной безопасности) заключения договора не требует (конкретные случаи перечислены в п. 2 и 3 ст. 11 ВК РФ, их мы также не рассматриваем). Как следует из ст. 12 ВК РФ, по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (см. пп. 1 п. 1 ст. 26 ВК РФ) обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Обязательные условия договора перечислены в п. 1 ст. 13 ВК РФ. Так, он должен содержать:
- сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
- цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора водных ресурсов);
- срок действия (ограничен 20 годами);
- размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки ее внесения;
- порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
- ответственность сторон за нарушение условий договора.
По общему правилу, изложенному в п. 1 ст. 16 ВК РФ, договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством. Более того, к нему применяются положения об аренде (естественно, если иное не предусмотрено ВК РФ и не противоречит существу договора) (п. 2 ст. 12 ВК РФ). Однако в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности (а их, как мы выяснили, подавляющее большинство), договор заключается в особом порядке, установленном специальными Правилами *(1). Заметим, что представление поверхностного водного объекта в пользование для забора воды не предполагает проведения аукциона. Заинтересованное лицо должно представить в исполнительный орган субъекта РФ заявление и приложить к нему документы, которые перечислены в п. 7 и 8 Правил. В частности, потребуются:
- расчет и обоснование заявленного объема забора водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора водных ресурсов, включая объем их забора для передачи абонентам;
- сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых из водного объекта водных ресурсов (в том числе передаваемых абонентам), о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении учета и регулярных наблюдений;
- сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).
Уполномоченному органу отводится 60 дней после поступления документов, чтобы оценить их и принять положительное решение или отказать заявителю. При благоприятном исходе должностное лицо подписывает договор, который затем направляется заявителю. В распоряжении последнего есть 30 дней, чтобы принять окончательное решение - подписать договор или известить чиновников о своем отказе.
Подчеркнем, что для вступления договора в силу подписания его сторонами недостаточно - он считается заключенным только с момента государственной регистрации в государственном водном реестре (п. 3 ст. 12 ВК РФ). Представлять документы на регистрацию должен уполномоченный орган - это не забота водопользователя (см. приказы МПР РФ от 22.08.2007 N 216, от 21.08.2007 N 215). Помимо самих договоров водопользования в реестре должен быть зарегистрирован переход прав и обязанностей по договору другому водопользователю (п. 4 ст. 19 ВК РФ). Право передать свои права и обязанности предоставлено водопользователю п. 1 ст. 19 ВК РФ, за исключением случая, когда целью договора является забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Естественно, на такие действия потребуется согласие уполномоченного органа.
К сведению: информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (Росводресурсов) в Интернете (п. 9 ст. 31 ВК РФ).
Плата за водопользование
Естественно, что водопользователя в первую очередь интересует плата по договору, тем более что ее размер он должен рассчитать самостоятельно и представить в числе приложений к заявлению, подаваемому с целью заключения договора. Если водный объект находится в федеральной собственности, то потенциальный водопользователь должен руководствоваться размерами ставок платы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, и Правилами расчета и взимания платы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764*(2).
Обращаем особое внимание водопользователей на то, что плата за пользование водными объектами, взимаемая на основании договора водопользования, заключенного в соответствии с Водным кодексом, является альтернативой водному налогу. Заметим, что принципы дифференциации в нормативных документах разные. Так, ставки платы различаются по речным бассейнам, а внутри них - по субъектам РФ. Первый уровень дифференциации ставок водного налога - экономический район, второй - речной бассейн, третий - вид водного объекта (поверхностный или подземный).
Итак, размер платы определяется самим водопользователем по формуле:
Размер платы | = | Объем допустимого забора воды | х | Ставка платы |
Объем допустимого забора воды - платежная база - устанавливается в договоре. Расчет размера платы прилагается к договору и является его неотъемлемой частью. Платежным периодом признается квартал. График внесения платы также предусматривается в договоре, при этом по общему правилу она перечисляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (п. 9 Правил расчета и взимания платы). Предпочтительно, чтобы плата по каждому договору была перечислена отдельным платежным поручением.
Согласно условиям договора водопользования, заключенного между ЗАО "Металлургический завод" и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, объем допустимого забора водных ресурсов для производственно-технических нужд предприятия из реки Кубань во II квартале 2008 г. составляет 800 000 м3.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 876 ставка платы за пользование водным объектом составляет 480 руб. за 1 000 м3. Следовательно, размер платы, подлежащей перечислению в бюджет, за II квартал 2008 года равен 384 000 руб. (480 руб. х 800). Перечислить эту сумму следует не позднее 20 июля 2008 года. Заметим, что договором может быть предусмотрена обязанность водопользователя представлять в уполномоченный орган копию платежного поручения на перечисление платы с отметкой банка и даже выписки банка с расчетного счета (как сделано в п. 13 примерного договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165).
Водопользователь обязан вести учет объема забора водных ресурсов. Об этом, в частности, сказано в Приказе МПР РФ от 29.11.2007 N 311. Им также утверждены формы журналов, которые ведут водопользователи. Если у организации есть средства измерения, то следует заполнять формы 1.1 и 1.2. Для учета водопотребления другими методами (расчеты по расходу электроэнергии, производительности насосов, норме водопотребления на единицу продукции) используются формы 1.5 и 1.6.
Не исключены ситуации, когда фактически забранный объем отличается от допустимого, зафиксированного в договоре. Если в сторону превышения, вариант всего один - уплата штрафа в пятикратном размере ставки платы (в части объема превышения) (п. 3 ст. 18 ВК РФ).
Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что согласно данным журнала учета водопотребления средствами измерений расход воды во II квартале 2008 г. составил 850 000 м3.
В части допустимого объема плата останется прежней. Однако с объема, превысившего верхний предел, (50 000 м3) придется заплатить 120 000 руб. (480 руб. х 5 х 50). Общая сумма, которую следует перечислить в июле, - 504 000 руб. (120 000 + 384 000).
Если воды забрано меньше, чем было запланировано, то теоретически возможно уменьшение размера платы. Согласно п. 7 и 8 Правил расчета и взимания платы для реализации такой возможности нужны специальные условия в договоре водопользования. Перерасчет производится только по окончании платежного квартала. Фактический объем забора воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В отсутствие водомеров объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. Если и этот способ нельзя применять, в расчете участвуют нормы водопотребления либо "включаются" другие методы на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования.
Обратите внимание: в пункте 15 формы примерного договора водопользования указано, что перерасчет размера платы оформляется путем подписания сторонами дополнительных соглашений, являющихся неотъемлемой частью договора водопользования. А такое оформление, очевидно, потребует его регистрации в Государственном водном реестре.
Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что фактический объем забранной воды составил 700 000 м3.
Если договором водопользования предусмотрен перерасчет размера платы за пользование водным объектом, то плата уменьшится на 48 000 руб., однако только после соблюдения необходимых формальностей (подписания допсоглашения). Если в договоре возможность перерасчета платы не заложена, несмотря на меньший расход воды, в бюджет придется перечислить 384 000 руб.
Несвоевременное внесение платы за пользование водным объектом влечет уплату пеней в размере 1/150 действующей на день уплаты савки рефинансирования ЦБ РФ, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются со дня, следующего за определенным в договоре днем внесения платы, о чем сказано в п. 2 ст. 18 ВК РФ. Заметим, что порядок администрирования платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ был направлен Письмом Росводресурсов от 24.01.2008 N МС-03-23/207.
Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что водопользователь перечислил плату за пользование водным объектом за II квартал 2008 г. в полном объеме (384 000 руб.) с опозданием - 5 августа 2008 г. Ставка рефинансирования равна 10,25%.
Пени будут начислены за 16 дней (начиная с 21 июля по 5 августа включительно) в размере 4 198 руб. (384 000 руб. х 16 х 10,25% / 150).
Сущность отношений водопользования на основе договора, к которому, как было сказано выше, применяются общие положения гражданского законодательства, в частности, об аренде, обусловливает особенности учета и налогообложения платы по такому договору. В первую очередь отметим, что плата за пользование водными объектами не облагается НДС на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ как платеж за право пользования природными ресурсами (обязанностей налогового агента по НДС у водопользователя не возникает). Расходы в виде платы за водопользование, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, следует признать прочими, связанными с производством и реализацией, по аналогии с арендными платежами (ст. 264 НК РФ). Они уменьшают налогооблагаемую базу в конце каждого отчетного (налогового) периода.
Вопрос признания пеней и штрафов по договору водопользования действующее законодательство не позволяет решить однозначно. С одной стороны, пени и штраф - это меры ответственности водопользователя по договору (ст. 18 ВК РФ), на который распространяются положения ГК РФ в целом и об аренде в частности. Такой подход позволяет применить пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ и отразить расходы на момент признания (признанием фактически является уплата этих санкций) водопользователем либо вступления в силу решения суда (если уполномоченный орган обратится в суд). С другой стороны, п. 2 ст. 270 НК РФ запрещает включать в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. По мнению чиновников, эта норма применяется в отношении пеней за просрочку оплаты аренды публичного имущества (Письмо Минфина РФ от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83), а также земли (Письмо УМНС по г. Москве от 17.09.2003 N 26-12/51411). Заметим, что в постановлениях ФАС МО от 27.07.2005 N КА-А40/6944-05 и ФАС СЗО от 24.11.2006 N А56-13319/2006 арбитры поддержали налогоплательщиков, включивших пени за просрочку платежей по договорам аренды, стороной которых являлись государственные органы, в налоговые расходы.
Добавим, что некоторые эксперты не считают повышенную плату за сверхлимитный забор воды санкцией, штрафом. Они проводят аналогию с иной ситуацией, рассмотренной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 15378/04. Арбитры ВАС пришли к выводу, что налогоплательщик вправе включить в расходы по налогу на прибыль всю сумму, уплаченную по договору с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе в повышенном размере, за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Судьи посчитали, что такая плата не относится к штрафным санкциям или иному виду ответственности за неисполнение обязательств по договору, а является лишь видом дифференцированного тарифа. Однако, по мнению автора, в случае с договором водопользования такие доводы вряд ли смогут быть обоснованием позиции налогоплательщика хотя бы потому, что п. 3 ст. 18 ВК РФ не допускает разночтений - водопользователь обязан уплатить именно штраф. В то время как в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 N 167) речь шла о повышенной плате.
В бухгалтерском учете для расчетов по договору водопользования уместно использовать счет 76. Расходы в виде платы за пользование водным объектом являются расходами по обычным видам деятельности (дебетуем счет 20), а суммы пеней и штрафов - прочими (задействуем счет 91).
Изменим условия примера 4. Допустим, что из 384 000 руб., которые водопользователь должен уплатить в бюджет, 84 000 руб. - штраф за превышение объема забора воды.
В бухгалтерском учете водопользователя следует составить проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена плата за пользование водным объектом |
20 | 76 | 300 000 |
Отражен штраф за превышение допустимого объема забора воды |
91 | 76 | 84 000 |
Начислены пени за несвоевременное внесение платы за водопользование (300 000 руб. х 16 х 10,25% / 150) |
91 | 76 | 3 280 |
Отражено ПНО ((3 280 + 84 000) руб. х 24%) | 99 | 68 | 20 947 |
Погашена задолженность перед бюджетом | 76 | 51 | 387 280 |
Институт лицензирования
До 2007 года (вступления в силу ВК РФ) водные объекты предоставлялись в пользование на основании лицензии на водопользование и заключаемого в соответствии с ней договора водопользования. Изменение порядка не коснулось обладателей лицензий - их действие не прекратилось, они дают право продолжать водопользование на прежних условиях вплоть до истечения их срока. Об этом сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ.
По истечении срока действия лицензии водопользователю придется обратиться в уполномоченный орган для заключения договора водопользования. Однако сделать это можно и не дожидаясь прекращения действия лицензии, при этом условия и сроки водопользования могут быть изменены только по инициативе водопользователя.
Помимо организаций, осуществляющих забор воды из поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование старого образца, есть многочисленная категория водопользователей, действующих также на основании по-прежнему выдаваемых лицензий. Речь идет о недропользователях - тех, кто добывает воду из подземных водных объектов.
Заметим, что прежняя редакция ВК РФ в интересующем нас контексте не различала пользование поверхностными и подземными водными объектами, хотя и обязывала федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр участвовать в процедурах, связанных с использованием и охраной подземных водных объектов. Например, последний абзац ст. 91 утратившего силу ВК РФ сообщал, что предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется в соответствии с водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах. В настоящее время такое дублирование в регулировании использования подземных водных объектов устранено. Действующий ВК РФ регламентирует порядок предоставления права пользования только поверхностными водными объектами. Подземные водные объекты могут быть переданы в пользование на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (п. 3 ст. 9 ВК РФ). В подпункте 3 п. 3 ст. 11 ВК РФ специально указано, что если водный объект используется для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод, заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется.
Водный налог
Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Данные термины исчезли из водного законодательства, когда перестал действовать прежний Водный кодекс, однако в Налоговом кодексе они остались как раз в силу того, что большинство водопользователей имеют лицензии, выданные в период действия прежнего ВК РФ. Те же организации, которые заключили договор водопользования по новым правилам, не признаются плательщиками водного налога - на это специально указано в п. 2 ст. 333.8 НК РФ. При этом забор воды из подземных источников облагается водным налогом по-прежнему, без каких-либо изменений. Такие разъяснения даны Минфином в Письме от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14. Основание для налогообложения - лицензия на пользование недрами.
В рамках данной статьи мы рассматриваем только один объект налогообложения - забор воды (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ), не содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (забор такой воды не признается объектом обложения водным налогом в силу пп. 1 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Налоговая база определяется как объем воды, забранной за квартал, являющийся налоговым периодом (п. 2 ст. 333.10 НК РФ), на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то учитывается время работы и производительность технических средств. Если и это невозможно, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. Как видим, подход к определению фактического расхода воды такой же, что и для расчета платы за водопользование.
Пунктом 1 ст. 333.10 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан определять налоговую базу по каждому виду водопользования отдельно в отношении каждого водного объекта. Более того, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется также применительно к каждой налоговой ставке.
Изменим условия примера 1. Допустим, ЗАО "Металлургический завод" имеет лицензию на специальное водопользование. Забор осуществляется из реки Кубань на территории Ставропольского края.
Согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов ОК 024-95 Ставропольский край входит в Северо-Кавказский экономический район, следовательно, на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ ставка равна 480 руб. за 1 000 м3. Таким образом, размеры ставок водного налога и платы за водопользование совпадают (естественно, в части водных объектов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно правилу, закрепленному в п. 2 ст. 333.12 НК РФ, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, предусмотренных п. 1 ст. 333.12 НК РФ. И вновь мы убеждаемся в схожести двух видов платежей - водного налога и платы за водопользование. Единственное отличие в том, что нередко в лицензиях на водопользование фигурировал лишь годовой лимит водопотребления без разбивки по кварталам. Специально для этого случая законодатель предусмотрел, что квартальные лимиты для целей п. 2 ст. 333.12 НК РФ определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита. Другими словами, даже при соблюдении годового лимита в силу сезонности водопотребления водопользователю иногда придется уплачивать налог по "штрафным" ставкам. Об этом напоминали налоговики (Письмо УФНС по г. Москве от 04.04.2007 N 20-20/0814), на это же указал и ВАС РФ (Определение от 21.01.2008 N 41/08). В этом случае чиновники рекомендовали для установления квартальных лимитов обращаться в лицензирующий орган для внесения изменений в лицензию.
Водоснабжение населения
Нередко производственное предприятие является единственным владельцем водозабора в местности, поэтому на него возлагается такая важная миссия, как питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения. В качестве поощрения за такую нагрузку применяется пониженная ставка водного налога - 70 руб. за 1 000 м3 воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ), не зависящая от речного бассейна и экономического района. Понятно, что такая низкая налоговая ставка "не дает покоя" налоговым инспекторам, которые стараются во что бы то ни стало оспорить правомерность ее применения и рассчитать налог по общим ставкам.
Один из доводов проверяющих нашел отражение в Письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24: если в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод нет указаний на целевое использование забранной воды (слов "жилищный фонд" или "население"), при осуществлении пользования водными объектами без лицензии водный налог также уплачивается по общим ставкам. Однако обширная арбитражная практика свидетельствует о лояльности судов к водопользователям. Большинство арбитров полагают, что право на применение льготной ставки зависит исключительно от целевого использования забранной воды - водоснабжение населения (постановления ФАС ДВО от 18.04.2007 N Ф03-А51/07-2/57, ФАС СКО от 29.08.2007 N Ф08-5401/2007-2041А). Более того, по мнению судей, наличие лицензии не имеет правового значения для спорных правоотношений, ее отсутствие рассматривается только как основание для привлечения водопользователя к административной ответственности, но не изменения налоговых ставок (постановления ФАС ЦО от 27.11.2007 N А68-199/07-13/11, ФАС СЗО от 13.09.2007 N А21-1460/2007). Еще один пример - Постановление ФАС СЗО от 06.08.2007 N А05-809/2007, в котором арбитры встали на сторону деревообрабатывающего комбината, снабжающего водой детский оздоровительный лагерь, несмотря на то, что налоговики отказывались считать детей, находящихся в лагере, населением (для применения пониженной ставки) и делали упор на совершенно иную цель и предмет деятельности организации (отличную от коммунального водоснабжения).
Надо сказать, что промышленные предприятия обычно эксплуатируют только водозаборные сооружения: коммуникации (централизованные системы водоснабжения), по которым вода доставляется населению, находятся в ведении специализированных коммунальных организаций. И это снова камень преткновения - налоговики полагают, что применять льготную ставку могут только водопользователи, самостоятельно снабжающие население водой. Однако на деле такие доводы не проходят проверки на прочность - если водопользователь докажет, что забираемая им вода доставляется населению (обычно это подтверждает договор на отпуск воды коммунальной организации), то арбитры встанут на его сторону (постановления ФАС ВВО от 31.03.2006 N А43-23129/2005-35-683, ФАС ЦО от 19.07.2006 N А54-9629/2005-С18).
К сведению: Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, которым утверждены ставки платы за пользование водным объектом, также предусмотрена единая ставка - 70 руб. за 1 000 м3 в отношении объема водных ресурсов, забранных из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Вероятно, водопользователи могут столкнуться с аналогичными претензиями со стороны администраторов неналоговой платы.
С.Н. Козырева,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила подготовки и заключения договора водопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165.
*(2) Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, рассчитывается по правилам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"