Рассчитываем налог на имущество по новым правилам
Как правило, с наступлением нового года у бухгалтеров появляется необходимость разбираться с нововведениями в законодательстве. Не стал исключением и текущий год - например, с 01.01.2008 внесены изменения в расчет налога на имущество. Ознакомимся с ними в этой статье, а также рассмотрим порядок заполнения новых форм налоговой декларации (налогового расчета) по данному налогу.
Общие положения
Согласно ст. 372 НК РФ налог на имущество является региональным налогом, поэтому устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом и законами субъектов РФ и подлежит уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Плательщиками этого налога являются все российские организации, в том числе и бюджетные. Налоговым кодексом для учреждений образования не предусмотрены льготы, однако они могут устанавливаться законодательными актами субъектов РФ.
Объект налогообложения
Пунктом 1 ст. 374 НК РФ определено, что объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Однако п. 4 этой статьи перечислены объекты, которые не признаются объектами налогообложения - например, не являются таковыми земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Объекты, подлежащие обложению налогом на имущество, должны быть учтены на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Порядок бюджетного учета объектов основных средств установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н).
Все объекты основных средств можно подразделить на движимое и недвижимое имущество. Напомним, что к недвижимому имуществу относятся объекты, которые прочно связаны с землей (здания, сооружения и прочее).
С исчислением налога на имущество по объектам недвижимости, подлежащим государственной регистрации, возникает больше всего вопросов. Например, когда объект недвижимости следует принимать к учету в качестве основного средства: в момент ввода в эксплуатацию или только после государственной регистрации? Разберемся в этой ситуации на примере законченного строительством объекта недвижимости - рассмотрим, когда объект, законченный строительством, следует принять к учету в качестве объекта основных средств или, иначе говоря, когда его следует учесть при исчислении налога на имущество.
В отношении законченного строительством объекта следует учитывать то, что приемка выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и другого назначения осуществляется путем подписания заказчиком и подрядчиком Акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2), который является основанием для составления Справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3). При наличии этой справки учреждение-заказчик включает стоимость выполненных работ в состав вложений в нефинансовые активы. Данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете учреждения-заказчика отражаются следующим образом:
Дебет счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счета 302 19 730 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению основных средств"
Следовательно, на счете 106 01 310 аккумулируются затраты на строительно-монтажные работы до ввода объекта в эксплуатацию, то есть объект числится в составе незавершенного строительства.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ N 100*(1) приемка и ввод законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения подтверждаются Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф. КС-14).
Порядок принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств регламентируется Инструкцией N 25н. Согласно п. 10 данной инструкции в бюджетном учете в качестве объектов основных средств признаются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения (в выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны РФ, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Поступление основных средств оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).
Однако п. 20 Инструкции N 25н указывает, что к бухгалтерскому учету объект капитального строительства принимается на основании оформленного в установленном порядке Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что к бухгалтерскому учету принятие объекта, завершенного строительством, в качестве основного средства производится при наличии следующих документов:
- Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф. КС-14);
- Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030);
- свидетельства о государственной регистрации прав.
Иными словами, принятие к учету объекта в качестве основного средства зависит от наличия документов о его регистрации.
При наличии перечисленных документов объект капитального строительства принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Это отражается проводкой:
Дебет счета 101 00 310 "Увеличение стоимости основных средств"
Кредит счета 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
Такое же мнение изложено в Письме Минфина РФ от 30.11.2006 N 03-06-01-04/209. В частности, в нем указано, что до момента получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости, указанные объекты учитываются на счете 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства".
Законодательством не установлен срок подачи документов на государственную регистрацию соответствующих прав на объект недвижимости после его создания или совершения сделки. Получается, что оформление правоустанавливающих документов на созданные (приобретенные) объекты недвижимости зависит от желания учреждения.
Следует также учитывать, что при завершении строительства объекта недвижимости выдается разрешение на ввод его в эксплуатацию, которым удостоверяется выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса). Именно это разрешение является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (п. 10 Градостроительного кодекса).
Следовательно, учреждение после получения разрешения обязано представить в соответствующий орган необходимые документы для регистрации права собственности на законченный строительством объект недвижимости. Промедление с регистрацией объекта, а значит, и со включением его в состав объектов основных средств при исчислении налога на имущество расценивается как уклонение от его уплаты.
Так, в Письме Минфина РФ от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30 определено, что факт уклонения организации от государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости определяется на основании документа, подтверждающего факт создания объекта. При этом отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты не является основанием для освобождения от налогообложения, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления организации. Следовательно, с момента начала использования в основной деятельности объекта, завершенного строительством и принятого по акту ввода в эксплуатацию, у налогоплательщика возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 05.06.2006 N Ф04-2893/2005(23120-А70-26) суд отметил, что отсутствие документа, подтверждающего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого приобретателя и пользователя имуществом, не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на имущество за время фактического пользования данным имуществом.
Постановлением ФАС ЗСО от 05.07.2006 N Ф04-3365/2006(23141-А27-40) также вынесено решение, что факт отсутствия государственной регистрации права собственности, связанный с тем, что налогоплательщик не реализовал свое право на оформление имущества в собственность, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения спорного имущества в порядке, предусмотренном налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете. ФАС СЗО в Постановлении от 16.04.2007 N А05-7587/2006-9 поддержал налоговые органы, указав, что налог на имущество следует исчислять с момента фактической передачи зданий налогоплательщику, а не с момента государственной регистрации права собственности на них, поскольку до государственной регистрации права собственности они уже эксплуатировались (часть помещений в зданиях была сдана в аренду).
Как видно из арбитражной практики, мнение судей складывается не в пользу налогоплательщиков, следовательно, объект недвижимости учитывается при расчете налога на имущество с момента ввода объекта в эксплуатацию.
Порядок определения налоговой базы
В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Согласно п. 1 ст. 376 НК РФ учреждения самостоятельно определяют налоговую базу в отношении:
- имущества по месту своего нахождения;
- имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
При этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Одним из нововведений, внесенных Федеральным законом N 216-ФЗ*(2) в гл. 30 НК РФ "Налог на имущество", является изменение порядка определения среднегодовой стоимости имущества.
С 01.01.2008 средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый и отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового или отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом (для налогового периода - на 31 декабря), на количество месяцев в отчетном или налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ). Другими словами, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества за налоговый период, нужно сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода (то есть на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего года, как это было ранее). Полученную сумму нужно разделить на количество месяцев в году, увеличенное на единицу, то есть на 13. В то же время порядок расчета средней стоимости имущества за отчетный период при исчислении авансовых платежей не изменился.
Согласно положениям ранее действовавшей редакции гл. 30 НК РФ учреждения при расчете налоговой базы по налогу на имущество за налоговый период включали в расчет стоимость имущества, которая по экономической природе относилась к стоимости имущества следующего налогового периода. Кроме того, проводимые по состоянию на 1 января переоценки основных средств оказывали существенное влияние на сумму налога на имущество, что негативно сказывалось на результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Это требовало урегулирования данного вопроса на законодательном уровне, чем и объясняется внесение рассмотренного изменения.
Отчетный и налоговый период по налогу на имущество, ставки налога
Согласно ст. 379 НК РФ налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев; при этом субъект РФ вправе не устанавливать отчетных периодов. Кроме того, законодательные органы субъектов РФ вправе определять иные налоговые ставки налога на имущество в пределах, установленных гл. 30 НК РФ (не выше 2,2%), порядок и сроки его уплаты (ст. 380 НК РФ).
Расчет суммы налога и авансовых платежей
Сумма налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и соответствующей ставки, установленной законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 382 НК РФ). Не позднее 30 марта следующего за налоговым периодом года налог на имущество подлежит уплате. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой налога и уплаченными авансовыми платежами, если законодательством субъекта РФ не установлено иное. Размер авансового платежа определен как одна четвертая произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период (п. 4 ст. 382 НК РФ).
Рассмотрим на примере порядок начисления авансовых платежей.
По данным бухгалтерского учета учреждения образования, остаточная стоимость основных средств за I квартал 2008 г. составила:
- на 01.01.2008 - 126 000 руб.;
- на 01.02.2008 - 158 000 руб.;
- на 01.03.2008 - 205 000 руб.;
- на 01.04.2008 - 237 000 руб.
Законодательным актом субъекта РФ предусмотрено начисление и уплата авансовых платежей, ставка налога установлена в размере 2,2%.
Определим среднюю остаточную стоимость имущества: (126 000 руб. + 158 000 руб. + 205 000 руб. + 237 000 руб.) / 4 = 181 500 руб. Сумма авансового платежа за I квартал 2008 года равна 998 руб. ((181 500 руб. х 2,2%) х 1/4).
Учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них.
Налог на имущество по обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс, исчисляется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, в котором расположены обособленные подразделения, и налоговой базы, определенной за налоговый период в отношении каждого обособленного подразделения.
Уплата налога учреждением зависит от местонахождения его обособленных подразделений:
- если обособленные подразделения расположены на той же территории, что и учреждение, то отдельно перечислять налог по этим подразделениям не надо;
- если обособленные подразделения находятся в разных районах, то исчисленный налог по обособленным подразделениям необходимо перечислить в бюджет субъекта РФ по местонахождению этого подразделения.
Политехнический институт имеет два филиала, которые выделены на отдельные балансы. Филиал N 1 находится в том же районе, что и институт, а филиал N 2 расположен в другом регионе. Исчисленный налог на имущество по институту составил 15 000 руб., по филиалу N 1 - 4 530 руб., по филиалу N 2 - 5 160 руб. Ставки по налогу на имущество на территории филиалов действуют одинаковые.
В данном случае институт перечислит в бюджет по своему местонахождению 19 530 руб. (15 000 + 4 530), а по местонахождению филиала N 2 - 5 160 руб.
Если по местонахождению филиала N 2 действует другая ставка налога, то расчет налога надо производить по разным ставкам.
Если у организации имеются на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения учреждения или его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то она уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества по ставкам, которые действуют на территории, где расположены эти объекты.
Устранение двойного налогообложения
Другим нововведением Федерального закона N 216-ФЗ явилось включение в гл. 30 НК РФ дополнительной ст. 386.1, которая содержит положения по устранению двойного налогообложения в отношении налога на имущество. Согласно данной статье суммы налога на имущество, фактически уплаченные российской организацией за пределами РФ в соответствии с законодательством другого государства в отношении имущества, принадлежащего организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами РФ, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ в отношении данного имущества.
Для зачета налога российское учреждение должно представить в налоговые органы следующие документы:
- заявление на зачет налога;
- документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные документы подаются российским учреждением в налоговый орган по месту его нахождения вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ.
Отчетность по налогу на имущество (авансовым платежам)
Изменения коснулись и отчетности по налогу на имущество организаций. Приказом Минфина РФ N 27н*(3) утверждены формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (далее - налоговый расчет), а также инструкции по их заполнению (далее - Инструкция N 27н).
Напомним, что до введения новых форм отчетности действовала налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу), утвержденная Приказом МНС РФ N САЭ-3-21/224*(4). Ранее для составления отчета по авансовым платежам и налогу на имущество использовалась одна и та же форма налоговой декларации. С наступлением нового года отчетность по авансовым платежам и налогу на имущество будет составляться на отдельных формах.
Приказ N 27н вступил в силу начиная с представления налоговых расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал 2008 года.
Рассмотрим порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в соответствии с Инструкцией N 27н.
Общие требования и положения
Налоговый расчет заполняется учреждениями, являющимися плательщиками данного налога, в соответствии с гл. 30 НК РФ и состоит:
- из титульного листа;
- из раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика";
- из раздела 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства";
- из раздела 3 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство". Поскольку для учреждений образования раздел 3 неактуален, рассматривать правила его заполнения не будем.
Учреждения образования представляют налоговый расчет по авансовому платежу (титульный лист, разделы 1 и 2) в налоговые органы:
- по месту нахождения учреждения;
- по месту нахождения каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- по месту нахождения недвижимого имущества.
В каждой строке по соответствующей графе указывается только один показатель, при отсутствии данных проставляется прочерк по всей длине отведенных для этого показателя ячеек. Значения стоимостных показателей указываются в полных рублях, причем значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, от 50 коп. округляются до полного рубля.
Налоговый расчет имеет сквозную нумерацию страниц. Порядковый номер страницы проставляется в верхнем поле каждой страницы (начиная с титульного листа).
Следует заметить, что в форме налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), действовавшей до утверждения новых форм, строки в разделах не были разбиты на ячейки, поэтому к их заполнению не предъявлялось каких-либо особых требований. В новых формах текстовые, цифровые и дробные числовые показатели строк разбиты на ячейки, поэтому Инструкция N 27н требует заполнение этих ячеек производить слева направо, а текстовые показатели вносить заглавными буквами. Если при заполнении остаются свободные (незаполненные) ячейки, то в них проставляется прочерк. Исключение из этих правил составляет код по ОКАТО, при внесении которого в последних незаполненных ячейках проставляются нули.
Титульный лист
Заполнение титульного листа начинается с указания ИНН и КПП. ИНН проставляется в зоне, состоящей из 12 ячеек. Поскольку ИНН учреждений состоит из 10 знаков, то в соответствии с Инструкцией N 27н в этой зоне должны быть заполнены первые 10 ячеек (слева направо), а в последних двух ячейках следует поставить прочерк.
В зависимости от того, в какой налоговый орган представляется налоговый расчет (по месту нахождения учреждения, обособленного подразделения или недвижимого имущества), указывается соответствующий КПП, присвоенный при постановке на налоговый учет.
При представлении уточненного расчета указывается номер корректировки. Для показателя "номер корректировки" предусмотрено три ячейки. В первой ячейке при уточненном расчете, предъявленном в налоговый орган первый раз, следует указать: "1--". Если налоговый расчет представляется впервые, то проставляется: "0--".
Код отчетного периода состоит из двух цифр. Согласно приложению 1 к Инструкции N 27н при представлении отчетности за I квартал следует указать код 21, за полугодие - 31, за 9 месяцев - 33.
Строка "Код налогового органа" присутствовала и в старой форме декларации, поэтому трудностей с ее заполнением возникнуть не должно, в ней проставляется код налогового органа, указанный в документах (в свидетельстве или уведомлении) при постановке на налоговый учет.
В строку "По месту нахождения (учета)" вписывается состоящий из трех цифр код, который соответствует месту представления налогового расчета в налоговый орган. Код следует выбрать из приложения 2 к Инструкции N 27н. Например, при представлении налогового расчета по месту нахождения учреждения указывается код 214, по месту нахождения обособленного подразделения - 221, по месту нахождения недвижимого имущества - 281.
Внесение таких показателей, как наименование учреждения, код вида экономической деятельности, номер контактного телефона, количество страниц налогового расчета и количество подтверждающих документов или их копий, не вызовет затруднений, так как они присутствовали и в старых формах отчетности.
В раздел титульного листа "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю" введены коды, определяющие, кем подтверждается достоверность сведений. Если руководителем учреждения, проставляется код 1, если представителем учреждения - 2. Фамилия, имя и отчество руководителя или представителя учреждения вписываются полностью построчно.
Заполнение строк "Наименование организации - представителя налогоплательщика" производится лишь в случае представления налогового расчета представителем учреждения - юридическим лицом.
По строке "Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика" указывается документ, подтверждающий эти полномочия.
Раздел 2
Начнем рассмотрение порядка заполнения налогового расчета с этого раздела, поскольку на основании его показателей заполняется раздел 1.
Следует обратить внимание на то, что данный раздел заполняется отдельно:
- в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения учреждения;
- в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- в отношении недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения учреждения и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
- в отношении каждого объекта недвижимого имущества учреждения, место фактического нахождения которого расположено на территориях разных субъектов РФ;
- в отношении льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества.
Заполнение раздела начинается с указания кода вида имущества. Относительно учреждений образования код вида имущества может быть либо 2, либо 3. В отношении объектов недвижимого имущества учреждения, которое фактически расположено на территориях разных субъектов РФ, указывается цифра 2. Для всех остальных случаев в ячейке "Код вида имущества" проставляется цифра 3.
Код ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма авансового платежа, проставляется по строке с кодом 010.
В графе 3 указывается остаточная стоимость основных средств за отчетный период (по состоянию на первое число каждого месяца) для целей обложения налогом на имущество, а в графе 4 - остаточная стоимость льготируемого имущества. При этом данные для расчета средней стоимости имущества за I квартал по состоянию на соответствующую дату вносятся в строки с кодами 020 - 050, за полугодие - с кодами строк 020 - 060, за 9 месяцев - с кодами строк 020 - 110.
В строку с кодом 120 заносят среднюю стоимость имущества за отчетный период, исчисленную следующим образом:
- при представлении расчета за I квартал - как частное от деления на 4 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 - 050;
- за полугодие - как частное от деления на 7 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 - 080;
- за 9 месяцев - как частное от деления на 10 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 - 110.
По строке с кодом 130 указывается код налоговой льготы (перечень льгот приведен в приложении 4 к Инструкции N 27н). Следует обратить внимание на то, что эта строка не заполняется по льготам, установленным законом субъекта РФ в виде снижения ставки налога и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Строка с кодом 140 заполняется аналогично строке с кодом 120, только показатели для ее заполнения берут из графы 4. Таким образом, по этой строке указывается средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за отчетный период.
Если код вида имущества - 2, то по строке с кодом 150 в виде правильной дроби указывается доля балансовой стоимости объекта недвижимого имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ.
По строке с кодом 160 отражается код налоговой льготы, установленной законом субъекта РФ в виде понижения налоговой ставки для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу, - 2012000. Если льгота по налогу в виде понижения ставки не установлена, в указанной строке ставится прочерк.
Налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества), отражается по строке с кодом 170. Если законом субъекта РФ установлены льготы для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу в виде понижения ставки налога, по строке с кодом 170 отражается налоговая ставка с учетом предоставляемой льготы (пониженная ставка налога).
По строке с кодом 180 отражается сумма авансового платежа за отчетный период, исчисленная следующим образом:
- одна четвертая произведения разности значений строк с кодами 120 и 140 и значения строки с кодом 170, деленного на 100, - при заполнении раздела 2 налогового расчета с отметкой "3" по строке "Код вида имущества";
- одна четвертая произведения разности значений строк с кодами 120, 140 и 150 и значения строки с кодом 170, деленного на 100, - при заполнении раздела 2 налогового расчета с отметкой 2 по строке "Код вида имущества".
При установлении законом субъекта РФ для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, нужно заполнить строки с кодами 190 и 200.
По строке с кодом 190 указывается код налоговой льготы, установленной законом субъекта РФ для соответствующей категории налогоплательщиков в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, - 2012000.
В строке с кодом 200 указывается сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму авансового платежа, подлежащую уплате в бюджет.
Например, если законом субъекта РФ установлена льгота для данной категории налогоплательщиков в виде уплаты в бюджет 60% суммы исчисленного налога, то значение по строке с кодом 200 должно быть подсчитано следующим образом: 1/4 х значение строки с кодом 180 x (100% - 60%) / 100%.
Раздел 1
Данный раздел заполняется в отношении суммы авансового платежа по налогу, подлежащей уплате по месту нахождения учреждения, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, недвижимого имущества. Этот раздел состоит из нескольких блоков с кодами строк 010 - 030. В каждом блоке указывается:
- код ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма авансового платежа по налогу - строка с кодом 010;
- код бюджетной классификации (КБК), по которому подлежит зачислению сумма авансового платежа по налогу - строка с кодом 020;
- сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет по месту представления налогового расчета по соответствующим кодам ОКАТО и КБК - код строки 030.
Значение строки с кодом 30 определяется путем суммирования разностей значений строк с кодами 180 и 200 всех разделов 2 налогового расчета с соответствующими кодами по ОКАТО.
Пример заполнения налогового расчета по авансовому платежу
по налогу на имущество
Рассмотрим на примере порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество.
По данным бухгалтерского учета средней общеобразовательной школы, остаточная стоимость основных средств за I квартал 2008 г. составила:
- на 01.01.2008 - 126 000 руб.;
- на 01.02.2008 - 158 000 руб.;
- на 01.03.2008 - 205 000 руб.;
- на 01.04.2008 - 237 000 руб.
Законом субъекта РФ утверждены:
- ставка налога на имущество в размере 2%;
- льгота для общеобразовательных учреждений по уплате суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет. Эти учреждения перечисляют в бюджет 80% суммы исчисленного налога.
Рассчитаем сумму авансового платежа за I квартал 2008 года. В этих целях заполним раздел 2.
Данные для расчета средней стоимости имущества за отчетный период:
По состоянию на | Код строки | Всего, руб. |
01.01 | 020 | 126 000 |
01.02 | 030 | 158 000 |
01.03 | 040 | 205 000 |
01.04 | 050 | 237 000 |
01.05 | 060 | - |
01.06 | 070 | - |
01.07 | 080 | - |
01.08 | 090 | - |
01.09 | 100 | - |
01.10 | 110 | - |
Расчет суммы авансового платежа по налогу:
Показатель | Код строки | Значение показателей |
Средняя стоимость имущества за отчетный период (126 000 руб. + 158 000 руб. + 205 000 руб. + 237 000 руб.) / 4 мес. |
120 | 181 500 |
Код налоговой льготы | 130 | - |
Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за отчетный период |
140 | - |
Доля балансовой стоимости объекта недвижи- мого имущества на территории соответствую- щего субъекта РФ |
150 | - |
Код налоговой льготы, установленной в виде понижения ставки |
160 | 2012000 |
Налоговая ставка (%) | 170 | 2.00 |
Сумма авансового платежа (181 500 руб. х 2 / 100 х 1/4) |
180 | 908 |
Код налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет |
190 | 2012000 |
Сумма льготы по авансовому платежу, уменьшающей сумму авансового платежа по на- логу, подлежащую уплате в бюджет (908 руб. х (100 - 80) / 100) |
200 | 182 |
По строке 030 раздела 1 следует указать сумму авансового платежа по налогу на имущество, подлежащую перечислению по месту нахождения учреждения в размере 726 руб. (908 - 182).
И. Зернова,
зам. главного редактора журнала "Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Приказ Минфина РФ от 20.02.2008 N 27н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу организаций и порядков их заполнения".
*(4) Приказ МНС РФ от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"