г.Москва |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А40-66443/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Москвиной Л.А., Захарова С.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Ленэнерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2013
по делу N А40-66443/2013 принятое судьей Сизовой О.В. (шифр судьи 84-650)
по заявлению ОАО "Ленэнерго" (ОГРН 1027809170300, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1)
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода"
об оспаривании предупреждения,
при участии:
представителя заявителя Целикова Д.В. по доверенности от 16.11.2013 N 580-12,
представитель ответчика не явился, извещен,
представителя третьего лица Андреева С.А. по доверенности от 01.02.2013 N 23,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Ленэнерго" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным предупреждения ФАС России от 07.05.2013 N ЦА/17979/13 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением от 20.09.2013, принятым по настоящему делу, арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, мотивировав свои выводы соответствием оспариваемого предупреждения антимонопольного органа Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также отсутствием нарушения последним прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и признать оспариваемое предупреждение антимонопольного органа недействительным. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель приводит доводы, изложенные им в суде первой инстанции и послужившие основанием для обращения с настоящим заявлением. Настаивает на том, что вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судом установлен факт правомерного расчета Обществом стоимости услуг по двухставочному тарифу, в связи с чем оспариваемое предупреждение антимонопольного органа незаконно и необоснованно.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в ней и дополнениях к жалобе.
Представитель ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указывает, что в действиях ОАО "Ленэнерго" имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ОАО "Ленэнерго" незаконно и необоснованно отказало ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" в заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки ОАО "Промышленный комплекс "ЭНЕРГИЯ". В свою очередь, также ссылается на наличие вступивших в законную силу судебных актов, которыми установлен факт незаключенности между заявителем и третьим лицом сделки оказания услуг по передаче электроэнергии в отношении точек поставки ОАО "ПК "Энергия".
Представитель Федеральной антимонопольной службы, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд апелляционной инстанции, с учетом мнения заявителя и третьего лица, рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя антимонопольного органа.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы и дополнений к ней, и третьего лица, поддержавшего в судебном заседании решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, по основаниям, изложенным в отзыве, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Оспариваемым предупреждением ФАС России в связи с наличием в действиях ОАО "Ленэнерго", выразившихся в навязывании ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" экономически и технологически не обоснованных и прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.05.2011 относительно варианта тарифа на 2012 год для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям до точек поставки ОАО "Промышленный комплекс "Энергия", признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предупредило ОАО "Ленэнерго" о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01.06.2013 путем применения для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям до точек поставки ОАО "промышленный комплекс "Энергия" одноставочного варианта тарифа для расчетов за услуги по передаче электрической энергии.
Считая предупреждение незаконным и нарушающим права и законные интересы ОАО "Ленэнерго", заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае совокупности указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований и признания оспариваемого предупреждения ФАС России незаконным.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" обратилось в ФАС России с жалобой на действия ОАО "Ленэнерго" при определении варианта тарифа для расчета энергосбытовой организации за услуги по передаче в интересах обслуживаемых ей потребителей на основании договора от 01.05.2011 N П-3885, заключенного между указанным Обществом и ОАО "Ленэнерго", являющимся сетевой организацией, на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Письмом от 24.01.2012 N 92100-20/46 ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" сообщило ОАО "Ленэнерго" о выборе на 2012 год для расчетов за услуги по передаче электрической энергии двухставочного вида тарифа.
В связи с принятием на обслуживание ОАО "Промышленный комплекс "Энергия", ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" письмом от 09.04.2012 N 92100-20/516 проинформировало ОАО "Ленэнерго" о намерении осуществлять расчеты за услуги по передаче электрической энергии в интересах ОАО "Промышленный комплекс "Энергия" по одноставочному тарифу.
Суд первой инстанции правильно принял во внимание, что в соответствии с абзацами 15 и 19 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
В настоящем случае материалами дела подтверждено, что до момента перехода на обслуживание к ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" поставщиком электрической энергии (мощности) для ОАО "Промышленный комплекс "Энергия" являлся гарантирующий поставщик ОАО "Петербургская сбытовая компания", для расчетов с которым ОАО "Промышленный комплекс "Энергия" письмом от 27.01.2012 N 91000-15А был выбран одноставочный тариф.
В соответствии с абз.16 п.81 Основ ценообразования на гарантирующих поставщиков (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) возложена обязанность в течение 5 дней со дня получения соответствующего уведомления потребителя (о выборе варианта тарифа) направить информацию о выбранном варианте тарифа в сетевую организацию, с которой заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах данного потребителя.
Вместе с тем антимонопольным органом установлено, что ОАО "Ленэнерго" требует от ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" применение двухставочного тарифа при расчетах за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии в отношении точек поставки ОАО "Промышленный комплекс "ЭНЕРГИЯ".
Усмотрев в данных действиях заявителя признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ФАС России вынесла указанное предупреждение.
В соответствии с п.3.2 ст.23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
В силу п.2 ст.39.1 названного Закона предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Согласно части 5 статьи 5 Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как достоверно установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Ленэнерго" в соответствии с Постановлением ФЭК России от 19.12.1997 N 127/8 включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", из чего следует, что положение ОАО "Лэнэнерго" на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства признается доминирующим.
В силу п.7 ст.39.1 Закона при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Согласно пункту 8 указанной статьи Закона в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В настоящем случае установив в действиях заявителя признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившихся в навязывании ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода" экономически и технологически не обоснованных и прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.05.2011 относительно варианта тарифа на 2012 год для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям до точек поставки ОАО "Промышленный комплекс "Энергия", ФАС России правомерно, в соответствии с приведенными нормами вынесено оспариваемое предупреждение.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что в настоящем случае оспариваемое предупреждение ФАС России является законным и вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции. При этом предупреждение не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, поскольку указывает только на наличие признаков нарушения норм антимонопольного законодательства, не устанавливая и не закрепляя выводов о фактическом нарушении Обществом положений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая сказанное, апелляционным судом не приняты ссылки заявителя и третьего лица на наличие вступивших в законную силу судебных актов, в рамках которых судами разрешены гражданско-правовые споры между ОАО "Ленэнерго" и ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода", тогда как в настоящем случае речь идет о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.09.2013 по делу N А40-66443/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66443/2013
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: ЗАО "Энергосбытовая компания Кировского завода"
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6717/14
19.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6717/14
14.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1650/14
25.12.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36461/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-66443/13