г. Москва |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А40-127609/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Коротковым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2013 по делу N А40-127609/2013, принятое судьей Д.Г. Вигдорчиком (145-1188),
по заявлению Управления Роскомнадзора по Республике Коми
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен, |
от ответчика: |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (Управления Роскомнадзора по Республике Коми, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" (ответчик) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 15.10.2013 Арбитражный суд города Москвы привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В обоснование принятого решения суд указал на наличие события административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, наличие вины ФГУП "Почта России" в совершении вменяемого правонарушения, а также соблюдение заявителем порядка составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении общества к административной ответственности. Указывает на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения.
Представители заявителя и ответчика, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. От заявителя вместе с отзывом на апелляционную жалобу поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 108074 (лицензия), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11.04.2013, сроком действия до 11.04.2018 (л.д. 66-69).
13.08.2013 специалистами Управления Роскомнадзора по Республике Коми на основании обращения гр. Коваленко А.Б. о ненадлежащем оказании ФГУП "Почта России" услуг почтовой связи и приказа от 31.07.2013 N 331 проведена внеплановая документарная проверка ФГУП "Почта России".
В ходе проверки административным органом установлено нарушение режима работы отделения почтовой связи Верхней Максаковки г. Сыктывкара Сыктывкарского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России", а именно:
- в отделении почтовой связи четвертого класса Верхней Максаковки г.Сыктывкара Сыктывкарского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России" нарушается режим работы по оказанию услуг почтовой связи пользователям. Приказом Федерального агентства связи от 30.04.2008 года N 63 "О режиме работы отделений почтовой связи" установлен режим работы для отделений четвертого класса:
- со вторника по пятницу с 11 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. (перерыв на обед с 14 час. 00 мин - 15 час. 00 мин.);
- в субботу с 11 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин (перерыв на обед с 14 час. 00 мин. - 15 час. 00 мин.);
- выходные дни: воскресенье, понедельник.
Фактически отделение почтовой связи Верхней Максаковки г. Сыктывкара Сыктывкарского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России" работает:
- со вторника по субботу с 14 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. (без перерыва на обед);
- выходные дни: воскресенье, понедельник.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.08.2013 N А-108074-11-0006 и фототаблице к нему.
По результатам проверки, административный орган пришел к выводу, что ФГУП "Почта России" в нарушение п. 5 условий лицензии N 108074, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пп. "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221), п. 1 Порядка присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций Федеральной почтовой связи (утв. приказом Минсвязи РФ от 09.11.2004 N 26, зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6205), а именно: не обеспечило качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
26.08.2013 главным специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Коми в присутствии представителя ответчика по доверенности от 18.02.2013 N 62/ЮД составлен протокол об административном правонарушении N 243-Пр в отношении ФГУП "Почта России" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
01.09.2013 Управление Роскомнадзора по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ответчика состава вменяемого административного правонарушения.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Положением о федеральном государственном надзоре в области связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476) и Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), п. 7 Перечня предусмотрена обязанность по выполнению требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.
В силу пп. "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Как установлено п. 1 Порядка присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций Федеральной почтовой связи при принятии организацией федеральной почтовой связи решений о создании, размещении, изменении режима работы, ликвидации объектов почтовой связи для получения, изменения или изъятия почтового индекса объекта почтовой связи ОФПС представляет в Федеральное агентство связи комплект документов, включающий согласование предлагаемых изменений с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности послужил факт нарушения выразившегося в изменении режима работы отделения почтовой связи без согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Условий осуществления деятельности при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах полномочий.
Лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации. Нормативные акты по вопросам организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сети почтовой связи, а также по вопросам эксплуатации средств почтовой связи, издаваемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, являются обязательными для исполнения лицензиатом (п. 14).
Положениями абз. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" к числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы наличие у органа государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по согласованию режима работы объектов почтовой связи предполагает обязанность организаций федеральной почтовой связи согласовывать такой режим работы. В таком же порядке производится изменение ранее согласованного режима работы.
Режим работы объектов почтовой связи утвержден Приказом Федерального агентства связи от 30.04.2008 N 63 "О режиме работы отделений почтовой связи", изменение данного режима должно производиться по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В ходе проведения проверки были установлены факты изменения (сокращения) режима работы отдельных почтовых отделений в нарушение указанного приказа.
В силу положений абз. 2 ст. 17 Федерального закона "О почтовой связи" операторы почтовой связи должны иметь доступную для пользователей услуг почтовой связи информацию о тарифах, правилах оказания услуг почтовой связи, сроках пересылки почтовых отправлений, режиме работы, а также другую необходимую информацию, облегчающую доступ к услугам почтовой связи.
Событие административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии, подтверждается материалами административного дела, в том числе, обращением Коваленко А.Б., актом проверки от 13.08.2013 N А-108074-11-0006, фототаблицей и протоколом об административном правонарушении от 26.08.2013 N 243-Пр.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению требований страхового законодательства к срокам осуществления страховой выплаты, ФГУП "Почта России" не представлено.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава вменяемого административного правонарушения.
С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено судом в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2013 по делу N А40-127609/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127609/2013
Истец: Управление Роскомнадзора по Республике Коми
Ответчик: ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" в лице УФПС Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России"