Управление рисками компании при помощи деривативов
Операции с производными финансовыми инструментами за последние пять лет становятся нормой для компаний, которые заинтересованы в своем развитии. Примером может служить экономика Запада, где оборот срочных рынков превышает оборот рынков базисных активов (т.е. тех товаров или ценных бумаг, активов, которые лежат в основе производных финансовых инструментов). Для российского рынка тенденция роста операций на рынках производных финансовых инструментов во многом обусловлена сменой концепции рыночного развития. Современные организации стремятся не только максимизировать свои финансовые результаты, но и сделать хозяйственную деятельность более определенной. Другими словами, в последнее время в российские организации постепенно встраивается система управления всевозможными рисками. В данном случае под риском следует понимать некое состояние неопределенности, в котором неверно принятое управленческое решение способно привести компанию к финансовым потерям, а в отдельных случаях - к банкротству. Следует заметить, что наличие в организации четкой политики риск-менеджмента не гарантирует полного уничтожения фактора риска, однако возможности этой системы позволяют значительно сократить вероятность наступления неблагоприятных событий для фирм.
В связи с этим операции на срочных финансовых рынках являются мощным инструментом в управлении рисками компаний. Как правило, управление рисками для организаций сводится к снижению ценового риска, т.е. риска снижения цены товара, продукции, услуги (в общем случае актива), с которым связана основная хозяйственная деятельность этих экономических агентов. Поэтому операции с деривативами, экономическая сущность которых состоит в заключении контракта сейчас на совершение сделки в будущем на условиях, определенных в момент подписания этого контракта, позволяют компаниям определять цену своего товара как бы заранее, тем самым страхуя себя от потерь, которые могут возникнуть в будущем из-за снижения цен.
Помимо ценового риска выделяют также валютный риск, кредитный риск, процентный риск и т.д. Состав рисков для каждой отдельно взятой организации определяется индивидуально и связан со спецификой ее деятельности. Операции по страхованию указанных видов рисков на срочном рынке только набирают свои обороты, поскольку сами производные финансовые инструменты являются относительно молодыми в российской экономике по сравнению с инструментами финансовых рынков базовых активов.
Страхование рисков при помощи использования производных финансовых инструментов получило название "хеджирование". Это довольно новая сфера, которая, по мнению финансовых экспертов, в настоящее время недостаточно развита на российском рынке, но обладает значительным потенциалом к росту. Во многом такая ситуация объясняется как отсутствием четкого законодательного регулирования рынка производных финансовых инструментов, так и отсутствием грамотных специалистов в области хеджирования. Помимо операций хеджирования срочный рынок позволяет российским компаниям достаточно эффективно управлять своим капиталом при сравнительно низких организационных издержках, а также получать дополнительную прибыль в результате операций с деривативами. Однако здесь существуют определенные трудности в отражении и обосновании этих видов доходов, особенно в российской практике. Более того, операции на срочном рынке являются более дешевыми, так как приобретение производного финансового инструмента, как правило, составляет около 15% стоимости базового актива (что позволяет участвовать на рынке как крупным, так и мелким инвесторам) и не требует значительных организационных издержек, как это происходит на рынке базовых активов (депозитарные сборы, постоянные комиссии брокеру). На срочном рынке взимается лишь гарантийное обеспечение, которое является основанием того, что биржа исполнит обязательства другой стороны сделки, если последняя будет не в состоянии это сделать.
Операции хеджирования предполагают наличие и выбор различных финансовых инструментов. Среди них особо популярными в последнее время считаются фьючерсные контракты на акции российских эмитентов, опционные контракты на акции российских эмитентов, фьючерсные контракты на индекс Российской торговой системы (РТС), опционные контракты на фьючерсы на акции российских эмитентов, а также различные комбинации производных финансовых инструментов. К таким конструкциям можно отнести, например, спрэды, под которыми понимаются покупка и продажа опционов одного типа (либо на покупку, либо на продажу), но с разными ценами исполнения (страйками) и датами исполнения (датами экспирации). В зависимости от цены исполнения и даты экспирации спрэды бывают горизонтальными (опционы с одинаковыми страйками, но разными датами исполнения), вертикальными (опционы с разными ценами исполнения, но одинаковой датой экспирации) и диагональными (опционы с разными страйками и с разными датами исполнения).
Рассмотрим сущность механизма отдельных производных финансовых инструментов. Наиболее признанными на срочном рынке являются фьючерсные и опционные контракты. Как уже отмечалось, суть этих контрактов заключается в определении условий сделки сейчас для совершения ее в будущем. Однако фьючерсный контракт предполагает поставку базового актива (товара или ценной бумаги, на которые заключается фьючерс), а опцион дает лишь право купить или продать базовый актив в течение периода, предшествующего дате экспирации (дате исполнения опционного контракта). Однако это принципиальное различие фьючерсного и опционного контрактов на практике оказывается несущественным, поскольку лишь около 2% всех заключенных фьючерсных контрактов заканчиваются реальной поставкой базовых активов. Суть механизма фьючерса и опциона заключается в фиксации цены актива, которая лежит в основе производного финансового инструмента.
Предположим, что фермер, производящий пшеницу, намеревается собрать урожай и реализовать его на рынке через три месяца. Однако он не уверен в том, что цена пшеницы останется прежней и боится потерять свои финансовые средства, которые были вложены в покупку семян, вспашку, уборку и т.д. Тогда он находит покупателя и продает ему фьючерсный контракт, в котором заранее оговаривает цену, по которой он обязуется поставить оговоренное количество пшеницы контрагенту. Контрагент в свою очередь ожидает рост цены на пшеницу и соглашается приобрести фьючерсный контракт. По истечении трех месяцев фермер, собрав урожай, реализует контрагенту (покупателю) оговоренное количество пшеницы по заранее установленной цене, тем самым окупив свои издержки по производству пшеницы, а контрагент (покупатель) выиграет (если его ожидания оправдаются) или проиграет (если не оправдаются) от исполнения этого контракта. В случае опциона фермер мог и не поставлять пшеницу контрагенту, а лишь выполнить свое обязательство в денежном эквиваленте. Поэтому опцион считается наиболее удобным и гибким деривативом, поскольку открывает неограниченные возможности для участников срочных рынков. Представленный пример показывает, что срочный рынок в своей основе имеет один-единственный товар - риск, с которым участники рынка связывают приобретение того или иного производного финансового инструмента; одни стремятся снизить риск - хеджеры, а другие - заработать на нем (спекулянты).
При разработке стратегий хеджирования важно не только определиться с его инструментом, что является основным в этом процессе. По нашему мнению, необходимо также установить, насколько организация и ее активы нуждаются в страховании. Другими словами, необходимо определить степень риска, который может взять на себя организация, и степень риска, которую необходимо снизить. Такие моменты в операциях хеджирования могут быть названы подводными камнями, поскольку страхование рисков, как показывает практика, само по себе является небезопасной операцией. Например, желая застраховать объем поставки, участник рынка может заключить фьючерсный контракт на поставку актива через определенный промежуток времени. Однако к дате исполнения контракта может оказаться так, что у продавца контракта окажется недостаточное количество базового актива или он будет отсутствовать, что приведет к необходимости его покупки на наличном рынке. Если в данном случае цена покупки актива превысит расчетную цену и финансовые возможности продавца, то он будет не в состоянии исполнить обязательство по контракту. Поэтому управление рисками компании - это не только их страхование, но и планирование возможных отклонений и учет всех внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат сделки. Таким образом, в случае хеджирования, наверное, будет правильнее говорить или об эффективной системе контроля, или об одном из инструментов управления рисками, который должен быть вовлечен в арсенал организации по борьбе с неопределенностью.
Д. Кулаева,
консультант по налогам
ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
"Финансовая газета", N 21, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71