город Ростов-на-Дону |
|
09 января 2014 г. |
дело N А32-30092/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Мактрен-Нафта": Михайлова Виктория Юрьевна, паспорт, по доверенности от 01.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.07.2013 по делу N А32-30092/2012, принятое судьей Савиным Р.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Темрюкский отдел)
о признании незаконными действий, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьих лиц: Администрация муниципального образования Темрюкский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамент имущественных отношений Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (далее - ООО "Мактрен-Нафта") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 21.09.2012 N 44/074/2012-182 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:87, площадью 32137 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк, об обязании Управление произвести государственную регистрацию перехода права собственности к ООО "Мактрен-Нафта" на земельный участок (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятого судом к рассмотрению).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация муниципального образования Темрюкский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением суда от 15.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Краснодарскому краю просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления общества.
В судебное заседание не явились представители Администрации муниципального образования Темрюкский район, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Департамента имущественных отношений Краснодарского края в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Администрации муниципального образования Темрюкский район, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Представитель ООО "Мактрен-Нафта" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 26.12.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Мактрен-Нафта" является собственником объектов недвижимости "Дизельная электростанция", "Операторная с КПП ПК СУГ", "Каре N 2", входящих в состав Перевалочного комплекса СУГ и расположенных на земельном участке Темрюкский район, порт Темрюк, с кадастровым номером 23:30:040:1003:87, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2010 и от 29.10.2007, кадастровыми паспортами на объекты недвижимости от 19.07.2012, 20.07.2012, справкой ФГУ "Крайтехинвентаризация" от 21.02.2012.
Земельный участок земель промышленности с кадастровым номером 23:30:0401003:87, площадью 32137 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Темрюк поставлен на государственный кадастровый учет 15.04.2011, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации перевалочного комплекса СУГ, что подтверждается кадастровым паспортом от 07.12.2011.
Согласно справке капитана морского порта Темрюк от 08.05.2013 N 20/887 земельный участок с кадастровым номером 23:30:040:1003:87 не входит в границы морского порта Темрюк.
Уведомлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 09.10.2012 подтверждено отсутствие сведений о государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
Постановлением Главы муниципального образования Темрюкский район от 23.12.2011 N 2612 указанный земельный участок предоставлен в собственность ООО "Мактрен-Нафта".
На основании постановления от 23.12.2011 N 2612 между ООО "Мактрен-Нафта" и администраций муниципального образования Темрюкский район заключен договор от 23.12.2011 N 3035 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:30:040:1003:87.
Платежным поручением от 26.12.2011 N 1279 ООО "Мактрен-Нафта" оплатило выкупную стоимость земельного участка в размере 2 301 571,60 руб.
ООО "Мактрен-Нафта" обратилось в Темрюкский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением от 24.07.2012 о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок N 23:30:040:1003:87.
Сообщением от 21.09.2012 за N 44/074/2012-182 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок N23:30:040:1003:87 в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0401003:87.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации перехода права собственности, ООО "Мактрен-Нафта" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела подтверждено наличие данных условий незаконности решения Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Управления Росреестра по Краснодарскому краю отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
В решении об отказе в государственной регистрации Управление сослалось на положения абз. 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства несоответствия по форме и содержанию требованиям закона представленных на регистрацию документов, а также непредставления каких-либо необходимых документов.
Дизельная электростанция, Операторная с КПП ПК СУГ, Каре N 2 являются частью принадлежащего заявителю имущественного комплекса "Перевалочный комплекс СУГ", необходимого для осуществления деятельности по перевалке, приему накоплению, хранению СУГ. Указанные объекты используются ООО "Мактрен-Нафта" в целях доставки СУГ от резервуаров для хранения к гидротехническому сооружению - причалу N 51.
Объекты недвижимости, входящие в состав технологического имущественного комплекса, принадлежат ООО "Мактрен-Нафта" на праве собственности и расположены в том числе на земельном участке кадастровый номер 23:30:0401003:87, что подтверждается свидетельствами о праве собственности, кадастровыми паспортами и справкой ФГУ "Крайтехинвентаризация" от 21.02.2012.
Таким образом, ООО "Мактрен-Нафта", как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке, в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ вправе приобрести и зарегистрировать за собой право собственности на спорный земельный участок.
Для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок заявитель представил в Темрюкский отдел Управления документы, подтверждающие наличие указанных объектов технологического комплекса, являющихся собственностью общества, на земельном участке, расположенном в порту Темрюк, с кадастровым номером 23:30:0401003:87, а именно:
- свидетельство о праве собственности на недвижимый объект "Каре N 2" серии 23-АЖ N 510205;
- свидетельство о праве собственности на недвижимые объекты: "Дизельная электростанция" и "Операторная с КПП ПК СУГ" серии 23-АД N 419605;
- кадастровый паспорт в отношении объекта "Каре N 2", расположенного на земельном участке 23:30:0401003:87 от 19.07.2012 г;
- кадастровый паспорт в отношении объекта "Дизельная электростанция", расположенного на земельном участке 23:30:0401003:87 от 20.07.2012;
- кадастровый паспорт в отношении объекта "Операторная с КПП ПК СУГ" расположенного на земельном участке 23:30:0401003:87, от 23.07.2012;
- справку филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Темрюкскому району от 21.02.2012 N 259, согласно которой, на земельном участке с кадастровым номером 23:30:040:1003:87, расположенном по адресу: г. Темрюк, порт Темрюк, возведены и принадлежат на праве собственности ООО "Мактрен-Нафта" следующие объекты недвижимости (сооружения): "Каре N2", "Дизельная электростанция", "Операторная с КПП ПК СУГ".
Как правильно указано судом первой инстанции, законодательство не содержит прямого запрета на предоставление в собственность земельного участка под часть объекта недвижимости.
В связи с чем, факт предоставления в собственность заявителя земельного участка кадастровый номер 23:30:0401003:20 (смежный участок), на котором расположена часть объекта недвижимости ("Каре N 2"), не означает невозможность предоставления в собственность земельного участка, необходимого для использования остальной части объекта.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются во внимание доводы Управления о том, что земельный участок находится в водоохранной зоне.
Постановление Главы муниципального образования Темрюкский район от 23.12.2011 N 2612 о предоставлении земельного участка не признано недействительным в установленном законом порядке.
В силу ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации при проведении государственной регистрации прав регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки.
Условия возникновения у общества преимущественного права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не относятся ни к форме, ни к содержанию договора купли-продажи, представленного в управление в качестве основания для регистрации перехода права собственности на земельный участок, поэтому регистратор не вправе был подвергать проверке наличие или отсутствие этих условий.
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра по Краснодарскому краю отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы Управления об аннулировании записи о земельном участке.
Сведения о земельном участке аннулированы решением ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" от 04.06.2013 N 2343/5/13-228037, то есть после совершения Управлением оспариваемых действий по отказу в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Решение об аннулировании записи о земельном участке оспорено обществом "Мактрен-Нафта" в рамках дела А32- 28906/2013.
При таких обстоятельствах, на момент совершения оспариваемых действий у Управления Росреестра по Краснодарскому краю отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Мактрен-Нафта" в регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:87.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 15.07.2013 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 июля 2013 года по делу А32-30092/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30092/2012
Истец: ООО "Мактрен-Нафта"
Ответчик: Темрюкский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление федеральной регистрационной службы гос.регистрации кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Темрюкского отдела
Третье лицо: Администрация МО Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкский район, Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю