город Ростов-на-Дону |
|
09 января 2014 г. |
дело N А32-16495/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомлен надлежащим образом);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомлен надлежащим образом);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Катерина Альпик" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2013 по делу N А32-16495/2013 по заявлению Товарищества собственников жилья "Катерина Альпик" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконными и отмене постановлений, принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Катерина Альпик" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.13 N 05-99-43-ГН-3 о назначении административного наказания предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей, о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.13 N 05-99-44-ГН-3 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.
Решением суда от 30.10.13 ТСЖ в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ТСЖ имеются составы вменённых ему в вину административных правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что вменённые ТСЖ в вину правонарушения являются малозначительными.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
От ТСЖ поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью прибытия представителя ввиду отложения рейса на самолёт.
Суд протокольным определением отклонил заявленное ТСЖ ходатайство, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции не обязывал явкой представителя ТСЖ.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом 29.04.13 проведена внеплановая проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении ООО "Катерина Альпик-1".
ООО "Катерина Альпик-1" выдавалась лицензия на право добычи пресных подземных вод КРД 02536 ВЭ от 06.06.2005 года и предоставлена на срок до 06.06.2030 г., целевое назначение данной лицензии добыча подземных вод для хозяйственно - питьевого и производственного водоснабжения. Участок недр расположен на правобережье р. Мзымта, пос. Красная Поляна.
Участку недр общей площадью 0,2 га, присвоен статус горного отвода.
Водоснабжение осуществляется из скважины N 386-Д.
ООО "Катерина Альпик-1" представлено письмо N б/н от 09.04.2013 года о том, что ООО "Катерина Альпик-1" не является пользователем разведочно-эксплуатационной скважины N386-Д (расположенной по адресу пос. Красная поляна, ул. Мичурина) в связи с изменением организационно-хозяйственной структуры жилого комплекса "Катерина Альпик" по адресу: 354392, Краснодарский край, г. Сочи, пос. Красная Поляна, ул. Защитников Кавказа, 77/2, и созданием ТСЖ "Катерина Альпик". ТСЖ были переданы все документы по скважине и предложено переоформить на ТСЖ лицензию на право добычи подземных вод, поскольку земельный участок по ул. Мичурина, пос. Красная Поляна, Адлерского района, гор. Сочи, на территории которого расположена разведочно-эксплуатационная скважина N386-Д, принадлежит ТСЖ на праве аренды, а также технологическое оборудование на праве собственности. ООО "Катерина Альпик-1" уже длительное время не занимается добычей пресных подземных вод и водоснабжением жилого комплекса.
ООО "Катерина Альпик-1" представлено письмо N 05/2012 от 22.11.2012, направленное в ТСЖ Председателю Правления Лашкову А.И. (получено Председателем Правления Лашковым А.И. 28.11.2012) следующего содержания. В связи с изменением организационно-хозяйственной структуры жилого комплекса "Катерина Альпик" и созданием ТСЖ обществом было предложено рассмотреть товариществом вопрос о переоформлении лицензии на право пользования недрами. В целях приведения сложившейся ситуации в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ, передаю по акту-передачи имеющиеся документы по скважине для осуществления процедур переоформления лицензии.
Представлен договор от 28.12.2012 г. о передаче прав и обязанностей по договору N 4900004622 от 06.05.2008 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, заключенного между ООО "Катерина Альпик-1" - Правообладатель и ТСЖ - Правопреемник.
В ходе проведения выездной проверки установлено, что пользование недрами, которое выражается в добыче пресных подземных вод осуществляется ТСЖ "Катерина Альпик".
ТСЖ осуществляет пользование недрами в отсутствии лицензии на право пользования недрами, при этом проверкой установлено, что добытые пресные подземные воды направлены на водоснабжение жилого комплекса Катерина Альпик.
Установлено, что ТСЖ осуществляя водоснабжение жилого комплекса Катерина Альпик получает прибыль. Согласно Акта N 001178 от 30.11.2012 за холодное водоснабжение получено 4978 рублей 70 копеек, Акта N 000001 от 31.12.2012 получено - 4816 рублей 76 копеек, платежное поручение N 61 от 20.02.2013 оплата за холодное водоснабжение за январь составила 6534 рубля 84 копеек, за февраль 2013 г платежное поручение N 150 от 19.03.2013 г. уплачено 6274 рубля 06 копеек.
На момент проверки территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины N 386-Д установлено, что первый пояс ЗСО не организован (территория: Юг - 1,5 метра, ЮЗ - 15,87 метров, Запад - 3 метра, СЗ - 16 метров, Север - 16,7 метра, СВ - 23 метра, ЮВ - 1,5 метров, Восток - 1,5 метра) территория не спланирована, не ограждена, на территории накапливаются отходы (мусор от уборки помещений исключая крупногабаритный, лом чёрных и цветных металлов, полиэтиленовые трубы потерявшие свои потребительские свойства, рубероид потерявший свои потребительские свойства (фототаблица).
Административным органом сделан вывод, что ТСЖ осуществляет пользования недрами с нарушением требований предусмотренных Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О Недрах", СанПиН 2.1.4.1110-02. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", что подтверждается фототаблицей и представленными документами.
11.04.13 по результатам проверки составлен акт проверки N 05-71-06-ГН-1, 13.05.13 вынесены предписание N05-99-43-ГН-5, предписание N05-99-43-ГН-6, представление N05-99-43-ГН-4.
29.04.13 усмотрев в действиях ТСЖ признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N 05-99-43-ГН-1, в присутствии представителя по доверенности - Михалева Д.В.
29.04.13 также, усмотрев в действиях учреждения признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 8.42 КоАП РФ, должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N 05-99-44-ГН-1, в присутствии представителя по доверенности - Михалева Д.В.
29.04.13 определениями N 05-99-43-ГН-2 и N 05-99-44-ГН-2 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 13.05.13.
13.05.13 рассмотрев материалы проверки управлением, в отсутствие представителя извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, вынесено постановление N 05-99-43-ГН-3 о назначении административного наказания, которым ТСЖ привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей, а также постановление N 05-99-44-ГН-3 от 13.05.13 о назначении административного наказания, которым учреждения привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.42 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, ТСЖ обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях ТСЖ имеются составы вменённых ему в вину административных правонарушении ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктами 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу статьи 26 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон).
В силу статьи 1.2 Закона участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно статье 9 Закона пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В статье 11 Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 8.42 КоАП РФ использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Положениями Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" предусмотрено, что водопользование осуществляется на основании лицензии, выданной уполномоченным органом, в соответствии с договором пользования водным объектом (лицензионным соглашением).
Согласно статье 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что настоящие санитарные правила и нормы определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах первого пояса ЗСО санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно пункту 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В пункте 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (договорами, актами, письмами, актом проверки, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении) скважина N 386-Д расположена на земельном участке по адресу пос. Красная Поляна, ул. Мичурина, 64а. ООО "Катерина Альпик-1" выдавалась лицензия на право добычи пресных подземных вод КРД 02536 ВЭ от 06.06.2005 предоставлена на срок до 06.06.2030, целевое назначение данной лицензии добыча подземных вод для хозяйственно - питьевого и производственного водоснабжения. Участок недр расположен на правобережь р. Мзымта, пос. Красная Поляна. Участку недр общей площадью 0,2 га, присвоен статус горного отвода. Водоснабжение осуществляется из скважины N 386-Д.
ООО "Катерина Альпик-1" представлено письмо N б/н от 09.04.2013 о том, что ООО "Катерина Альпик-1" не является пользователем разведочно-эксплуатационной скважины N 386-Д (расположенной по адресу пос. Красная поляна, ул. Мичурина) в связи с изменением организационно-хозяйственной структуры жилого комплекса "Катерина Альпик" по адресу: 354392, Краснодарский край, г. Сочи, пос. Красная Поляна, ул. Защитников Кавказа, 77/2, и созданием ТСЖ.
В ходе проведения выездной проверки установлено, что пользование недрами, которое выражается в добыче пресных подземных вод осуществляется ТСЖ с целью водоснабжения помещений жилого комплекса.
ТСЖ, осуществляя водоснабжение жилого комплекса Катерина Альпик, получает прибыль, что подтверждается, в частности, актами N 001178 от 30.11.2012, N 000001 от 31.12.2012 за предоставление холодного водоснабжения, платежными поручениями N 61 от 20.02.2013, N150 от 19.03.2013 оплата за холодное водоснабжение за январь, за февраль 2013 года.
ТСЖ проводит проверку качества добываемой воды, что подтверждается протоколами испытаний, представленными в материалы дела.
На момент проверки территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины N 386-Д установлено, что первый пояс ЗСО не организован (территория: Юг - 1,5 метра, ЮЗ - 15,87 метров, Запад - 3 метра, СЗ - 16 метров, Север - 16,7 метра, СВ - 23 метра, ЮВ - 1,5 метров, Восток - 1,5 метра) территория не спланирована, не ограждена, на территории накапливаются отходы (мусор от уборки помещений исключая крупногабаритный, лом чёрных и цветных металлов, полиэтиленовые трубы потерявшие свои потребительские свойства, рубероид потерявший свои потребительские свойства.
В материалы дела представлены договор от 28.12.2009 о передаче прав и обязанностей по договору N 4900004622 от 06.05.2008 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, заключенного между ООО "Катерина Альпик-1" - Правообладатель и ТСЖ - Правопреемник; свидетельство о государственной регистрации права ТСЖ "Катерина Альпик" от 28.01.2010, согласно которому товарищество зарегистрировало право собственности на нежилое здание-станцию водоподготовки по адресу пос. Красная Поляна, ул. Мичурина, 64а; договор дарения нежилого здания от 29.12.2009 о передаче в собственность ТСЖ станции водоподготовки по адресу пос. Красная Поляна, ул. Мичурина, 64а; свидетельство о государственной регистрации права ТСЖ от 28.01.2010, согласно которому товарищество зарегистрировало право собственности на нежилое здание-насосной по адресу пос. Красная Поляна, ул. Мичурина, 64а; договор дарения нежилого здания от 29.12.2009 о передаче в собственность ТСЖ здание-насосной по адресу пос. Красная Поляна, ул. Мичурина, 64а.
В ходе проверки ООО "Катерина Альпик-1" представлено письмо N 05/2012 от 22.11.2012 направленное в ТСЖ Председателю Правления Лашкову А.И. (получено Председателем Правления Лашковым А.И. 28.11.2012) следующего содержания: "в связи с изменением организационно-хозяйственной структуры жилого комплекса "Катерина Альпик" и созданием ТСЖ предлагаю Вам рассмотреть вопрос о переоформлении лицензии на право пользования недрами. В целях приведения сложившейся ситуации в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ, передаю по акту-передачи имеющиеся документы по скважине для осуществления процедур переоформления лицензии". Ответ на данное письмо товариществом не представлен.
Представлен договор от 28.12.2012 о передаче прав и обязанностей по договору N 4900004622 от 06.05.2008 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, заключенного между ООО "Катерина Альпик-1" - Правообладатель и ТСЖ - Правопреемник.
ТСЖ были переданы документы по скважине и предложено переоформить на ТСЖ лицензию на право добычи подземных вод, поскольку земельный участок по ул. Мичурина, пос. Красная Поляна, Адлерского района, гор. Сочи, на территории которого расположена разведочно-эксплуатационная скважина N 386-Д, также технологическое оборудование, принадлежит ТСЖ "Катерина Альпик". ООО "Катерина Альпик-1" длительное время не занимается добычей пресных подземных вод, ровно как и водоснабжением жилого комплекса.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ТСЖ осуществляет пользование недрами в отсутствии лицензии на право пользования недрами, с нарушением, требований предусмотренных Закона о недрах, СанПиН 2.1.4.1110-02, при этом проверкой установлено, что добытые пресные подземные воды направлены на водоснабжение жилого комплекса Катерина Альпик с извлечением прибыли; иного источника водоснабжения не имеется.
Кроме того, после проведенной проверки и вынесения оспариваемых постановлений товарищество и ООО "Катерина Альпик-1" заключили соглашение от 01.08.2013 о передаче РЭВ скважины N 386-Д, расположенной на земельном участке по адресу пос. Красная Поляна, ул. Мичурина, 64а, согласно которого ТСЖ использует скважину и имеет в собственности все необходимое и достаточное оборудование и имущество для эксплуатации указанной скважины с 28.01.2010.
ТСЖ обратилось в Управление по недропользованию по Краснодарскому краю 09.09.2013 N 01-16/359 с заявкой на получение права пользования участком недр в целях добычи поземных вод.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно установлено судом первой инстанции, ТСЖ с января 2010 года имело реальную возможность, однако не предприняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения положений природоохранного законодательства, само не обращалось к держателю лицензии с требованием ее переоформления.
Доказательства объективной невозможности соблюдения ТСЖ требований, установленных действующим законодательством, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях общества составов административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ч.1 ст.7.3 и в ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, является верным.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Судом первой инстанции правильно установлено, что порядок привлечения общества к административной ответственности, установленный статьями 4.5, 23.55, 25.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ, соблюден.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении ТСЖ к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в области недропользования и природоохраны.
Характер совершенных ТСЖ правонарушений не свидетельствует об их исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Так, общество не представило в материалы дела каких-либо пояснений относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований. Суд первой инстанции также правильно учёл отсутствие ответа ТСЖ на предложение ООО "Катерина Альпик-1", выраженное в письме N 05/2012 от 22.11.2012 в адрес ТСЖ. Доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения не представлено.
Суд первой инстанции не нашёл оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения ТСЖ от административной ответственности.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии малозначительности вменённых ТСЖ в вину правонарушений у суда апелляционной инстанции не имеется.
Наказания назначены заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкциями части 1 статьи 7.3 и части 2 статьи 8.42 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16495/2013
Истец: ТСЖ "Катерина Альпик"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: ТСЖ "Катерина Альпик", Упр Росприроднадзора