г. Томск |
|
24 марта 2011 г. |
Дело N А27-11868/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей: М.Ю. Кайгородовой
Т.А. Кулеш
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В. Шейерман
при участии:
от истца: Шульга В.М., по доверенности N А-2-04/67 от 20.01.2011 года,
от ответчика: не явился (извещен)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новокузнецкая энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 декабря 2010 года по делу N А27-11868/2010 (судья Изотова И.А.)
по иску государственного учреждения "Кузбасский центр энергосбережения" к открытому акционерному обществу "Новокузнецкая энергетическая компания"
третьи лица: Совет народных депутатов Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области о взыскании 2 841 767 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Кузбасский центр энергосбережения" (далее - ГУ "КЦЭ", ИНН 4205006434) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу "Новокузнецкая энергетическая компания" (далее - ОАО "НЭК", ИНН 4217064303, ОГРН 1044217007120) о взыскании задолженности по уплате целевых отчислений в размере 1% от стоимости отпущенной на потребительский рынок тепловой энергии в период с 01.11.2009 года по 31.12.2009 года в сумме 2 841 767 рублей. В обоснование заявленных требований указало, что ответчик не исполнил установленную распоряжением Администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000 года (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.07.2006 года N 139) обязанность по отчислению на специальный счет ГУ "КЦЭ" 1% от необходимой валовой выручки (НВВ).
Определением от 11.11.2010 года к участию в деле привлечены Совет народных депутатов Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13 декабря 2010 года заявленные требования удовлетворены: взыскано с ответчика в пользу ГУ "КЦЭ" 2 841 767 рублей долга, 37 209 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Тепловая энергия" (до переименования - ОАО "НЭК") обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения", утвержденное Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 года N 58-р в настоящее время не основано на федеральном и областном законодательстве, и, соответственно, не может применяться при вынесении решения.
По мнению подателя жалобы, в Законе N 261-ФЗ от 23.11.2009 года, в отличие от Федерального закона N 28-ФЗ от 03.04.1996 года, отсутствует понятие "консолидация средств на энергосбережение", органам исполнительной власти более не делегировано право утверждать порядок консолидации данных средств, определять, какую часть средств энергоснабжающие организации должны отчислять на программу энергосбережения, а следовательно, Распоряжение Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 года N 58-р, в котором идет речь о порядке консолидации затрат потребителей энергии на энергосбережение, фактически устанавливает налог для энергоснабжающих организаций.
Указывает, что ссылки на определение Верховного Суда РФ от 27.02.2001 года по делу N 81-Г01-3, содержащиеся в судебном решении, не могут являться основанием для признания отчислений для формирования целевых средств на энергосбережение, не обладающими признаками налога, так как в данном определении Верховным Судом РФ анализировались положения Федерального закона N 28-ФЗ от 03.04.1996 года и Закона Кемеровской области N 78-03 от 22.12.1999 года, являющихся в настоящее время недействующими.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В письменных отзывах на жалобу истец и третье лицо Коллегия Администрации Кемеровской области считают решение суда от 13.12.2010 года законным и обоснованным. Коллегия Администрации Кемеровской области в своем отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Совет народных депутатов Кемеровской области отзыв на апелляционную жалобу не представил. В суд поступило его ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Совета народных депутатов Кемеровской области.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Представитель истца в судебном заседании высказал возражения на доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 2 Закона Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения" N 78-ОЗ от 09.12.1999 года, принятого в соответствии с Законом Российской Федерации "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996 года, источники формирования целевых средств - это отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
В Положении "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения", утвержденном распоряжением Администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000 года (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 139 от 17.07.2006 года), установлен размер отчислений - 1% от необходимой валовой выручки энергоснабжающих организаций.
Указанные отчисления включаются в структуру тарифов на энергию Региональной энергетической комиссией (далее РЭК) Кемеровской области, которая является органом исполнительной власти и осуществляет государственное регулирование тарифов.
Постановлениями РЭК Кемеровской области N N 200 от 30.11.2008 года и 270 от 12.12.2008 года для ОАО "НЭК" установлены тарифы на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой и электрической энергии, с учетом 1% отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения, отпускаемую ОАО "НЭК" потребителям.
Разделом 2 Положения "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения" установлено, что энергоснабжающие организации ежемесячно письменно отчитываются перед ГУ "КЦЭ" о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту. Перечисление целевых средств на отдельный банковский счет производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. При отсутствии отчетных данных ГУ "КЦЭ" вправе вести учет на основании данных, представленных РЭК Кемеровской области - абзац 6 пункта 3.2. Положения.
В нарушение пункта 2.2. Положения отчетные данные о стоимости реализованной энергии и услуг по ее передаче за период с 01.11.2009 года по 31.12.2009 года от ОАО "НЭК" не поступали.
При отсутствии отчетных данных ГУ "КЦЭ" самостоятельно произвело учет на основании данных, представленных РЭК Кемеровской области в письме N С-8-38/234-02 от 02.03.2009 года и прилагаемому расчету, согласно которым объемы целевых средств ОАО "НЭК", подлежащих перечислению за период с 01.11.2009 года по 31.12.2009 года, составляют 2 841 767 рублей.
Истец, считая, что ответчик необоснованно не производит отчисления, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность ответчика по отчислению в счет формирования целевых средств для реализации областной программы установлена нормативными актами субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, доказательств по отчислению денежных средств за указанный период, ответчиком в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Федеральный закон "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996 года (действовавший на момент возникновения спорных отношений) устанавливает общие принципы энергосбережения, в том числе полномочия федеральных органов исполнительной власти и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения.
Исходя из статьи 14 (часть 6) вышеназванного закона региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы власти и управления субъектов Российской Федерации являются полномочными субъектами правоотношений, возникающих в области энергосбережения.
Во исполнение положений Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области был принят Закон N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению", в соответствии с которым:
- источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и (или) тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет (статья 2);
- порядок консолидации отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы (цены, плату за услуги, надбавки), и порядок использования целевых средств определяются Коллегией Администрации Кемеровской области (статья 3).
Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 139 от 17.07.2006 года, которым утверждено Положение (в новой редакции) о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области. В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
С учетом изложенного довод подателя апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон N 28-ФЗ от 03.04.1996 года, действовавший на момент возникновения спорных отношений, не наделял органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом определять размер отчислений, предоставляя им право только на определение порядка объединений (консолидаций) указанных средств и порядок использования их потребителями, является несостоятельным.
При отсутствии со стороны ОАО "НЭК" отчетных данных, ГУ "КЦЭ" на основании абзаца 6 пункта 3.2. Положения "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения" руководствуясь письмом и расчетом РЭК Кемеровской области произвело начисление подлежащих отчислению денежных средств за период с 01.11.2009 года по 31.12.2009 года в размере 2 841 767 рублей, которые были обоснованно взысканы судом первой инстанции с ОАО "НЭК".
Апелляционным судом также отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что поскольку 27.11.2009 года вступил в силу Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то нормативно-правовые акты Кемеровской области, регулирующие отношения в сфере энергосбережения, а именно: Закон Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" от 09.12.1999 года N 78-03; Положение о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечение энергоэффективности экономики Кемеровской области, утвержденное распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 года N 58-р, не могут применяться, как не основанные, по мнению ответчика, на областном и федеральном законодательстве, а также, что закон Кемеровской области N 78-03 на сегодняшний день утратил силу.
Указанному доводу дана надлежащая оценка судом первой инстанции, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции, оснований нет.
Судом также дана правильная оценка доводам ответчика как несостоятельным о том, что целевые средства, включенные в структуру тарифа, которые ответчик должен перечислять на счет истца в счет формирования целевых средств энергосбережения, по мнению ответчика, являются собственностью энергоснабжающей организации, а сами отчисления носят признаки налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции, при этом исходит из того, что данные доводы неоднократно были предметом рассмотрения в судах разных инстанций и не нашли своего подтверждения, так как не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере энергосбережения, а также опровергаются Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 года по делу N 81-Г01-3, где данный вопрос рассматривался в связи с иском прокурора Кемеровской области. Верховный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренные статьей 2 Закона N 78-03 отчисления для формирования целевых средств для энергосбережения, не обладают признаками налога, определенными статьей 8 Налогового Кодекса Российской Федерации и не противоречат Федеральному законодательству.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлены юридически значимые обстоятельства по делу, применены подлежащие применению нормы права.
Все доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 декабря 2010 года по делу N А27-11868/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11868/2010
Истец: Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения", ГУ "КЦЭ"
Ответчик: ОАО "Тепловая энергия"
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, Администрация Кемеровской области