город Ростов-на-Дону |
|
09 января 2014 г. |
дело N А32-19221/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Экосфера": Мануилов Максим Витальевич, паспорт, по доверенности от 05.06.2013, Бурсайлова Виктория Сергеевна, паспорт, по доверенности от 05.06.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосфера"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 по делу N А32-19221/2013, принятое судьей Бутченко Ю.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экосфера"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экосфера" (далее - ООО "Экосфера") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 06.12.2013 N 1.13/557-6/1-1 о привлечении ООО "Экосфера" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением суда от 30.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Экосфера" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что пылеулавливающие и газоочистные установки являются не самостоятельными установками, а составными частями установки утилизации твердых отходов ЭЧУТО-150.03, что подтверждается паспортом ЭЧУТО.
В судебное заседание не явились представители Министерства природных ресурсов Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Представитель ООО "Экосфера" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.04.2013 N 1.13/577 инспекторами Министерства природных ресурсов Краснодарского края проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом "Экосфера" требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по адресу: г. Тимашевск, ул. Выборная, 5.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.05.2013 N 1.13/577-1.
По результатам проверки государственным инспектором Краснодарского края по охране природы в отношении ООО "Экосфера" составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2013 N 1.13/577-6/1 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.
В протоколе указано, что основными видами деятельности ООО "Экосфера" являются: деятельность по обращению с опасными отходами (в том числе их использование и обезвреживание), удаление и обработка твердых отходов.
Предприятием получена лицензия от 03.08.2011 серия 23 N 00090 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности в части сбора, размещения, использования, транспортировки отходов. В настоящее время "сбор", "использование" и "транспортировка" исключены из лицензируемого вида деятельности. "Обезвреживания" отходов данной лицензией не предусмотрено.
ООО "Экосфера" осуществляет деятельность по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ст. Роговская, секция 3, контур 9 (территория бывшего МТФ N 5). Согласно договору аренды с арендодателем ООО "Екатерина-Роговская" от 24.09.2012 ООО "Экосфера" принимает для использования в производственных целях и утилизации промышленных отходов кормоцех общей площадью 228,5 кв.м., телятник площадью 1166,7 кв.м., расположенные на земельном участке площадью 4000 кв.м. (кадастровый номер 23:31:0101000:834, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения). Данные объекты принадлежат ООО "Екатерина-Роговская" на праве собственности в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 02.07.2010 23-АИ N 041592, от 23.12.2010 23-АИ N 511226.
Согласно справке о наличии основных средств ООО "Экосфера" на балансе предприятия числятся: дизельная генераторная установка, дизельный погрузчик "Камацу", котел КВ-Р-400Д, установка ЭЧУТО.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по предприятию проводилась в 2012 году. На основании проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "Экосфера", разработанного в 2012 году, предприятию утверждены нормативы ПДВ от 21.11.2012 N 16-30/1212, выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 77-В/13 от 21 февраля 2013 года, сроком действия с 21.02.2013 по 21.11.2017.
Согласно результатам инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, а также проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "Экосфера", предприятие эксплуатирует 6 стационарных источников выбросов в атмосферный воздух, из них 2 организованного типа (установка ЭЧУТО, котел ТВ-400) и 4 неорганизованного типа (стоянка автотранспорта, погрузчика, покрасочные работы).
В инвентаризации указано наличие пылегазоочистной установки (далее - ПГОУ) на территории предприятия. Так в соответствии с таблицей 2.3. "Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок" на источнике 0001 установлено 1 ПГОУ, представлен акт проверки эффективности ПГОУ от 02.05.2012, подтверждающий эффективность установки в размере 97%.
В результате хозяйственной деятельности предприятия осуществляется выброс следующих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: железа оксид, меди оксид цинка оксид, сажа, азота диоксид, азота оксид, смесь углеводородов, ксилол, бенз(а)пирен, бензин, взвешенные вещества и прочее (согласно расчетам платы за 2012 год, нормативам ПДВ, протоколам КХА).
Основным видом деятельности ООО "Экосфера" является обезвреживание отходов сторонних предприятий на установке ЭЧУТО-150.03 (ЭЧУТО - экологически чистое уничтожение твердых отходов), а также в котле ТВ-400.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: отсутствуют паспорт пылеулавливающих и газоочистных установок с описанием метода очистки, перечня загрязняющих веществ, с указанием проектной концентрации загрязняющих веществ на входе и на выходе, эффективности очистки и производительности ПГОУ, а также протоколы КХА, подтверждающие проектные значения.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Краснодарского края по охране природы вынесено постановление от 06.12.2013 N 1.13/557-6/1-1 о привлечении ООО "Экосфера" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Постановление вынесено с участием представителя общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) установлен запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 96 юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами
Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными Минхиммашем СССР 28.11.1983 (ПЭУ-84), установлено, что настоящие ПЭУ являются общесоюзными и обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности (п. 1.1).
На основании ПЭУ предприятиями, организациями и учреждениями должны быть разработаны и утверждены инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пусконаладочной организаций (п. 1.5).
Согласно подпункту 3.4 данных правил все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Госинспекциях газоочистки.
В соответствии с разделом 11 Правил эксплуатации установок очистки газа, предприятия, учреждения и организации обязаны регистрировать установки очистки газа в региональных Госинспекциях газоочистки с целью их учета. Регистрации подлежат все установки очистки газа.
Для регистрации представляются: а) паспорт установки очистки газа (по форме Приложения 1 ПЭУ); б) акт приемки оборудования (по форме приложения 1 СНиП III-3-81).
Регистрация оформляется соответствующей записью в паспорте установки и документе регистрации региональной Государственной инспекции газоочистки. Снятие с регистрации установки очистки газа производится в случае ликвидации технологического оборудования, за которым находилась данная установка, на основании акта о ликвидации основных средств по форме ОС-4, утвержденной ЦСУ СССР.
Приложением 2 Правил эксплуатации установок очистки газа утверждена инструкция по заполнению паспорта установки очистки газа. Согласно пунктов 1.1. и 1.2. инструкции по заполнению паспорта установки очистки газа, паспорт установки очистки газа (в дальнейшем - Паспорт) заполняется в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа.
Паспорт является документом, характеризующим техническое состояние и параметры работы установки, и находится на предприятии.
Нарушение ст. 16, ст. 30 Закона N 96-ФЗ и Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года (ПЭУ-84) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Как правильно указано судом первой инстанции, принятие Закона N 96-ФЗ не отменяет применения существующих Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок 28.11.1983.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что в нарушение приведенных требований законодательства у общества "Экосфера" отсутствуют паспорт пылеулавливающих и газоочистных установок с описанием метода очистки, перечня загрязняющих веществ, с указанием проектной концентрации загрязняющих веществ на входе и на выходе, эффективности очистки и производительности ПГОУ, а также протоколы КХА, подтверждающие проектные значения.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Экосфера" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, является доказанным.
Обществом также не оспаривается отсутствие паспорта на газоочистную установку, как и отсутствие протоколов КХА.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что пылеулавливающие и газоочистные установки являются не самостоятельными установками, а составными частями установки утилизации твердых отходов ЭЧУТО-150.03, что подтверждается паспортом ЭЧУТО.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств принятия всех возможных мер по недопущению совершения правонарушения.
Обществом в материалы дела также не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих осуществлению деятельности с соблюдением установленных законом требований в части наличия паспорта на пылеулавливающие и газоочистные установки, а также проведение соответствующих исследований и получения протоколов КХА.
Как указано ранее, Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденных главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок 28.11.1983, являются действующими.
Обществом доказательств обратного не представлено.
Обществом также не отрицается факт эксплуатации пылеулавливающих и газоочистных установок.
То обстоятельство, что указанные установки являются составными частями установки утилизации твердых отходов, не является в силу действующего законодательства обстоятельством, исключающим обязанность общества по наличию паспортов на установки, как и ответственность общества за отсутствие паспортов и протоколов КХА.
Отсутствие паспортов на установки исключает для организации возможность эксплуатации таких газоочистительных и пылеулавливающих установок.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "Экосфера", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод о неправомерности постановления в части назначения наказания в размере, превышающем минимальную санкцию ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ с учетом важности охраняемых правоотношений (охрана атмосферного воздуха), а также наличия пренебрежительного отношения общества к требованиям публичного права, поскольку общество установило и эксплуатирует газоочистительные и пылеулавливающие установки при отсутствии паспортов на установки, полагая устаревшими и не подлежащими применению правила ПЭУ-84, и не принимая мер к получению паспортов на установки, проведению необходимых исследований их эффективности.
Дело правомерно рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании ст. 227 АПК РФ.
Таким образом, решение суда от 30.08.2013 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы общества судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2013 года по делу А32-19221/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19221/2013
Истец: ООО "Экосфера"
Ответчик: министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края