"С принятием нового закона революции в бухгалтерском учете
не произойдет" (интервью с Л.З. Шнейдманом, директором
департамента регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности
Минфина России)
С момента утверждения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу прошло три года, а централизованный переход к международным стандартам финансовой отчетности так и не случился. Как оказалось, к лучшему. И разговор с Леонидом Зиновьевичем Шнейдманом, директором департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, тому подтверждение.
- Леонид Зиновьевич, закончился первый этап реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Можно ли уже говорить о каких-либо промежуточных итогах?
- В целом период, прошедший с 2004 года, показал, что Концепция правильная и мы последовательно движемся в заданном ею направлении. Конечно, можно сказать: каждый, кто пишет подобные документы, через несколько лет обязательно заявляет, что Концепция верна. Однако существуют объективные показатели. Развитие бухгалтерского дела в нашей стране за последние три года и процессы, происходящие в бухгалтерском мире на международной арене, действительно подтверждают правильность Концепции в смысле избранного нами инструментария реформирования, постановки целей и задач, выбора главных направлений движения.
Сегодня может показаться, что решение об использовании международных стандартов финансовой отчетности было вполне очевидным, тогда как в 2004 году обсуждались и другие варианты. Всерьез рассматривались американские стандарты, особенно среди представителей нефтяного бизнеса и других добывающих отраслей. Практика же показала: даже американский финансовый рынок постепенно переходит на международные стандарты финансовой отчетности.
- И все же многие интересуются, какие конкретно положения реализованы?
- Вы хотите знать, превратилось ли каждое слово Концепции в букву закона, инструкцию или повсеместную практику? Думаю, это несколько упрощенное представление о том, как должны воплощаться в жизнь положения подобных фундаментальных документов. Благодаря Концепции появилась теоретическая и методологическая основа для разработки конкретных планов и действий. Были ли такие планы разработаны? Да, были. Предпринимались ли задуманные действия? Да, предпринимались. Обеспечили ли эти планы и действия реализацию Концепции? В большей части да. Но, как всегда, жизнь вносит свои коррективы.
Так, в 2004 году казалось, что для внедрения в отечественную практику МСФО нужно сделать всего один шаг - принять закон о консолидированной финансовой отчетности. Сейчас мы понимаем: механизмы, которые должен задействовать этот закон, требуют дополнительного осмысления и проработки.
- Вы затронули тему следующего вопроса. Почему до сих пор отсутствует законодательная база, закрепляющая и регламентирующая переход к МСФО?
- Действительно, этот план, к сожалению, мы не выполнили, несмотря на то что в Государственной Думе в высокой степени готовности находится соответствующий законопроект.
В процессе работы с данным проектом обозначились задачи, которые необходимо решить перед переходом на МСФО. Выявлены такие составляющие данного процесса, над которыми необходимо работать дополнительно. Кроме того, мы поняли, что закон о консолидированной финансовой отчетности следует сопоставить с будущей редакцией закона о бухгалтерском учете. Создать правовые основы применения международных стандартов оказалось намного сложнее, чем представлялось изначально.
- Скажите, а только ли в России столкнулись с подобными трудностями?
- Нет, не только. На любой международной встрече национальных регуляторов бухгалтерского учета обсуждаются те же проблемы, с которыми столкнулись и мы. Просто подходы к их разрешению страны избирают разные. Кто-то решил действовать "ковбойскими" методами: принял соответствующий законодательный акт, а потом начал задумываться, как решать различные практические вопросы перехода на МСФО. Мы избрали иной путь: к моменту вступления в силу соответствующего закона все необходимые механизмы должны быть отработаны и готовы к использованию. Подпись президента под таким законом станет своего рода сигналом, по которому сразу же заработает вся система подготовки, представления рынку, использования и контроля отчетности по международным стандартам.
Кстати, в Концепции говорится, что забегание вперед так же вредно, как и отставание, ведь внедрить международные стандарты можно только тогда, когда для этого созданы условия, сформированы навыки, появилось понимание, зачем и как применять МСФО. Здесь нужно действовать по принципу "поспешая не спеши".
Оценить ситуацию с использованием в нашей стране МСФО можно и несколько иначе. Во-первых, из года в год увеличивается количество организаций, составляющих консолидированную отчетность непосредственно по МСФО. По различным оценкам, среди небанковских организаций таких компаний более одной трети. Во-вторых, растает количество организаций, которые в учетную политику в целях составления отчетности по российским правилам закладывают решения из международных стандартов (а российская система бухгалтерского учета позволяет использовать очень многие элементы МСФО). И, наконец, в-третьих, все больше и больше специалистов, которые осознают необходимость и полезность перехода на международные стандарты. Среди них - руководители и менеджеры, финансовые аналитики, инвестиционные банкиры, бухгалтеры, аудиторы. Из этого следует, что Концепция реализуется.
- То есть работает на практике даже в отсутствие законодательного пласта?
- Совершенно верно. Дело в том, что реализация Концепции не сводится только к созданию законодательной базы. В Концепции сформулированы те условия, при которых обеспечивается применение МСФО российскими организациями. Именно реализация Концепции за прошедшие годы способствовала и даже стимулировала расширение использования МСФО на практике.
Рассмотрим, например, подготовку специалистов, понимающих МСФО и умеющих пользоваться ими. Известно, что количество компаний, которые используют эти стандарты, напрямую зависит от наличия квалифицированных кадров, причем не только бухгалтеров и аудиторов, но и менеджеров. Концепция определила главные направления работы для решения данной проблемы. В результате принятых мер обеспечены условия для подготовки таких кадров. Рынок постепенно насыщается специалистами с глубокими знаниями МСФО и, что более важно, навыками в их использовании. В 2004-2007 годах подготовлено более десяти тысяч подобных специалистов и порядка полутора тысяч преподавателей, способных обучать международным стандартам.
Еще один момент - формирование системы контроля за качеством бухгалтерской отчетности. В Концепции намечены основные задачи в этой области и подходы к их решению. За прошедшие годы проделана колоссальная работа в этом направлении, в первую очередь по совершенствованию независимого аудита. Так, завершен процесс формирования системы федеральных стандартов аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита, одобрен кодекс профессиональной этики аудиторов, существенно повышены требования к поддержанию аудиторами профессионального уровня, улучшена ситуация с внешним контролем качества.
- Общая картина ясна. Давайте перейдем к частным моментам. Скажите, на какой стадии сейчас находятся проекты законов о консолидированной финансовой отчетности, о бухгалтерском учете и поправки в закон об аудиторской деятельности.
- Сегодня в наличии имеются те законопроекты, принятие которых обеспечит функционирование сферы бухгалтерского учета и аудита, то есть сферы формирования и представления на рынок финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. При этом речь идет не о разрозненных проектах, а о системе актов, обеспечивающих целостность и непротиворечивость законодательной базы в данной области.
Как известно, два законопроекта находятся в Госдуме. Закон о консолидированной финансовой отчетности принят во втором чтении. В общем это революционный проект. Сегодня нет другой сферы экономики, где предусматривалось бы непосредственное применение профессиональных стандартов, принимаемых частной иностранной организацией. Ведь международные стандарты финансовой отчетности не относятся ни к международным договорам, ни к иным подобным документам. Это новшество для российской правовой системы. Необходимо решить такие вопросы, которые раньше попросту не возникали. Мы как...
- Первопроходцы.
- В некоторой степени. Далее. Первое чтение прошли поправки в закон об аудиторской деятельности. По данному проекту идет сложнейшая, кропотливая и весьма конструктивная работа с Государственной Думой, которая уже близится к завершению. Надеюсь, что скоро у нас будут законодательные основы саморегулирования аудиторской профессии.
- А как же общий закон о саморегулировании?
- Это базовый закон, он определяет общую модель саморегулирования. А в нашем законе устанавливается конкретная модель для аудиторской профессии. Она будет отличаться от саморегулирования оценщиков, арбитражных управляющих, адвокатов или нотариусов.
Третий проект - новая редакция закона о бухгалтерском учете - внесен на рассмотрение в Правительство РФ и уже получил одобрение правительственной комиссии по административной реформе. То есть можно сказать, что наметились контуры системы регулирования бухгалтерского учета в стране.
- Но по названному проекту высказано много критических замечаний.
- На первый взгляд может показаться, что законопроект подвергается жесткой критике. Иногда ситуацию представляют так намеренно. Но, если объективно проанализировать сегодняшнюю полемику, вряд ли будут обнаружены какие-либо серьезные претензии к проекту. Звучат отдельные замечания, однако большинство из них весьма спорные. За два года работы межведомственной рабочей группы по подготовке законопроекта подобные замечания обсуждались не раз. Не будем забывать, что проект дважды проходил серьезное общественное обсуждение и в целом получил поддержку профессиональных, деловых и научных кругов.
- То есть вы считаете, что в данном законопроекте не осталось недостатков?
- Нет, почему же... Просто не следует забывать, что работа над любым законопроектом на всех стадиях - это поиск компромисса. И несмотря но то что компромисс в принципе направлен на достижение общей цели, ни один из его участников никогда не остается полностью удовлетворенным - каждому приходится чем-то поступаться.
- Понятно. Леонид Зиновьевич, расскажите, пожалуйста, какие, на ваш взгляд, основополагающие нововведения содержит будущий закон.
- Прежде всего отмечу, что проект не предусматривает никаких революций в бухгалтерском учете. Он лишь фиксирует систему учета, вобравшую в себя все лучшее из отечественного и международного опыта.
Хочу обратить внимание на еще один важный момент. В законопроекте детально описывается система регулирования бухгалтерского учета. Каждому заинтересованному лицу гарантировано участие в данном процессе, четко определены задачи и функции каждого органа, участвующего в нем. Это крайне важно для обеспечения качества стандартов бухгалтерского учета и их признаваемости.
- Разве в действующем законе о бухгалтерском учете не содержится положений о системе регулирования?
- Содержатся, но лишь самые общие. Действующие нормы не отвечают современным требованиям, не отражают международный опыт.
Есть в проекте и другие интересные положения. Я не называл бы их крупными изменениями в бухгалтерском учете. Вместе с тем они имеют большое практическое значение. Среди них нормы, определяющие основы использования электронных документов; положения о бухгалтерской отчетности в условиях реорганизации и ликвидации; снятие ограничений в решении вопросов учетной политики организации. Это те самые "мелочи", которые в совокупности создают условия для грамотного построения учетного процесса. Не меньшее значение имеет и упорядочение терминологии, используемой в законодательстве о бухгалтерском учете.
- Многих наших читателей интересует такой вопрос. Инструментом реформирования в бюджетной сфере названы международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора. В этом направлении что-то предпринимается?
- Безусловно. Настоящим прорывом в бюджетном учете стало принятие нового Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных организаций. Он основывается на упомянутых вами международных стандартах.
- Недавно в действующие положения по бухгалтерскому учету внесены многочисленные изменения. Можно ли говорить о сближении российских ПБУ с международными стандартами?
- Да, это еще одно направление, которое предусмотрено Концепцией развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу. Правда, оценивая движение в этом направлении, очень сложно вычислить, в какой степени наши стандарты соответствуют международным. Вместо таких вычислений я бы предложил посмотреть, как специалисты оценивают трудности трансформации российской отчетности в международные стандарты финансовой отчетности.
Еще вчера это была сложнейшая задача, требующая огромного количества корректировок. Сейчас эксперты сходятся во мнении, что если учетная политика организации построена грамотно, в соответствии с действующими правилами, то составить на основании нашей отчетности отчетность по МСФО значительно проще, чем раньше.
- С этой точки зрения российские ПБУ не слишком отличаются от международных стандартов?
- В определенной степени такая оценка правомерна. Но на практике российские организации чаще составляют отчетность по старинке, идут по пути наименьшего сопротивления, не используют те возможности в формировании учетной политики, которые имеются в российских правилах ведения бухгалтерского учета. Появляется необходимость во многих трансформационных корректировках.
- Как вы думаете, готово ли сегодня профессиональное сообщество применять МСФО?
- В целом готово. Сказываются в том числе результаты реализации Концепции развития бухгалтерского учета. Конечно, иногда не хватает некоторых знаний и особенно навыков. Но это дело наживное.
- Получается, что на данном этапе мы аккумулируем новые знания, навыки, обобщаем опыт, чтобы постепенно количество перешло в качество.
- Именно так. Я не предсказатель, но уверен, что этот день не за горами.
- Хотелось бы верить! Спасибо за интересные ответы.
Беседовали
Т. Пономарева,
Н. Попова
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99