г. Хабаровск |
|
10 января 2014 г. |
Дело N А73-9064/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
от Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: Карев Сергей Александрович, представитель по доверенности от 29.01.2013 N 1-23/275;
от Общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино": Вырупаева Александра Сергеевна, представитель по доверенности от 27.11.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение от 11.11.2013 по делу N А73-9064/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Паниной А.А.
по иску Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино"
о взыскании 36 917 935 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891, ИНН 2709003742, место нахождения: 682860, Хабаровский край, рабочий поселок Ванино, площадь Мира,1; далее- Администрация, истец, заявитель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино" (ОГРН 1082709001540, ИНН 2709005108, место нахождения: 682860, Хабаровский край, рабочий поселок Ванино, ул. Портовая, 1а; далее- ООО "Порт Мечел-Ванино", общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 36 917 935 руб. по договору аренды земельных участков N 1847 от 04.05.2011 за период с 01.11.2012 по 01.07.2013.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2013 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр не обжаловано и является действующим; Правительство Хабаровского края в силу норм Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ является органом, регулирующим порядок определения размера арендной платы.
По мнению заявителя жалобы, позиция Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сформулированная в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, не может быть выше положений Федерального закона N 137-ФЗ; в силу оспариваемого решения ответчик приобретает преимущество перед другими арендаторами земельных участков в части порядка и условий внесения арендной платы в сторону существенного уменьшения арендной платы, а Администрация теряет значительную часть собственных доходов, что приводит к дефициту бюджета.
Отзыва на апелляционную жалобу не предоставлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.05.2011 между Администрацией (арендодатель) и ООО "Порт Мечел-Ванино" (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 1847 по условиям которого арендатор принял в аренду два земельных участка, расположенных в Ванинском районе на межселенной территории в районе мыса Токи в северной части бухты Мучке для проектирования и строительства объекта "Специализированный угольный перегрузочный комплекс (СУПК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн в год в бухте Мучке, п. Ванино Хабаровского края", категория земли- земли промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования-земельные участки, предназначенные для размещения причалов, пристаней, железнодорожных путей и других частей транспорта, для проектирования с 01.04.2011 по 01.04.2013; для строительства: с 01.04.2013 до 01.04.2016: участок N 1 площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9; участок N 2 площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13.
Земельные участки переданы арендатору по акту приема-передачи. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением N 2 в предмет договора внесены изменения в части определения объекта, для проектирования и строительства которого предоставлены земельные участки, который заменен на "Специализированный портовый перегрузочный комплекс (СППК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн".
В соответствии с пунктом 3.1. договора аренды арендатор обязался вносить арендную плату в размере, определенном в прилагаемом к договору расчете арендной платы (приложение N 3).
В соответствии с пунктом 3.2 договора, размер арендной платы по календарным годам мог быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке с учетом изменяющейся экономической ситуации, в связи с решениями Правительства РФ, Правительства Хабаровского края и Собрания депутатов Ванинского муниципального района, централизованно устанавливающими корректирующие коэффициенты к платежам за землю, оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые размеры арендной платы и льготы. Перерасчет арендной платы по годам за пользование участками выполняется арендатором самостоятельно на основании публикуемых в периодической печати постановлений о применении коэффициентов, корректирующих размер арендной платы.
Согласно пункту 3.4. договора арендная плата исчисляется с 01.04.2011 и вносится арендатором ежемесячно до 10 числа соответствующего месяца равными долями от годового размера арендной платы.
В случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки предусмотрена обязанность арендатора по уплате пеней в размере 0,1 % от суммы неуплаты за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днем уплаты (пункт 7.1. договора).
Согласно представленных в материалы дела платежных поручений и расчета истца, за период с июня 2011 по октябрь 2012 ответчиком оплачено 46 846 025 руб.
Наличие задолженности по арендной платы за период с ноября 2012 по июль 2013 года в размере 36 080 726 руб., пени за несвоевременное внесение арендных платежей в размере 902 904 руб. явилось оснвоанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском. Изучив материалы дела, и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации пользование землей в Российской Федерации является платным.
Обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом в установленном размере, предусмотрена статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации 16.07.2009 принято Постановление N 582, которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принципы:
- экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
-запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки отнесены к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, стоимость аренды земли, находящейся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен. Арендная плата в таком случае должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В 2012 и 2013 годах арендная плата рассчитывалась арендодателем в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края"; Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.03.2011 N 78-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района", Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.12.2011 N 406-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 г. N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 26.01.2012 N233 "Об установлении на 2012 год значений коэффициентов (Квз) по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края".
Расчёт суммы арендной платы по договору N 1847 производился по формуле: А=УПКСЗ*Квз*Кп*S, где УПКСЗ-удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, Квз- коэффициент по виду разрешенного использования, Кп- коэффициент, учитывающий площадь земельного участка, S- площадь земельного участка в квадратных метрах.
Согласно указанному расчету в 2011 году стоимость арендной платы составила 12 188 278 руб., в 2012 году 41 589 300 руб., в 2013 году 56 897 261 руб.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 582размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и составляет 2 процента, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (подпункт "д" пункта 3 Постановления N 582)
Согласно заключенному договору аренды земельные участки предоставлены ответчику для проектирования и строительства специализированного портового перегрузочного комплекса навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание указанные выше нормы права и разъяснения вышестоящей судебной инстанции, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которых размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, размер годовой арендной платы по договору с ответчиком не должен превышать 2 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков предусмотрена кадастровыми паспортами и определена для земельного участка площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9 в сумме 112 559 003,10 руб., земельного участка площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13 в сумме 80 040 996,90 руб.
При таких обстоятельствах, осуществив перерасчет размера арендной платы за период действия договора исходя из годовой платы в размере 2% от указанной выше кадастровой стоимости земельных участков, принимая во внимание осуществленные ответчиком по договору платежи в общей сумме 46 846 025,40 руб., в то время как стоимость по договору в год составляет 3 852 000 руб., суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии у ответчика задолженности по договору аренды за спорный период, и как следствие, об отсутствии оснований для привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства в виде неустойки.
Довод истца о том, что размер арендной платы был определен в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами, которые не были обжалованы в судебном порядке не принимается.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия принципам определения арендной платы, установленным Постановлением N582. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N15837/11 от 17.04.2012).
Принимая во внимание принципы экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, закрепленные в Постановлении N 582, цель предоставления земельных участков, при аренде земельных участков в случаях, аналогичных указанным в пункте "д" пункта 3 Постановления N 582, арендная плата, установленная органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать размеров, установленных в этом подпункте, то есть превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В настоящем случае, при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края размер арендной платы по договору значительно превысил предельный размер арендной платы, установленный в подпункте "д" пункта 3 Постановления N 582.
Также, в соответствии с пунктом 2.5. Постановления Хабаровского края N 411-пр повышающий коэффициент для определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для проведения изыскательских работ и строительства, устанавливается при превышении срока, определенного в распорядительном акте о предоставлении земельного участка, до одного года применяется 1,5; от одного до двух лет - 2; от двух лет и более - 3.
Согласно представленным расчетам, стоимость арендной платы увеличивалась за счет необоснованного применения к арендатору до 01.04.2013 (по условиям договора и Постановления Главы Администрации Ванинского района N 399 от 04.05.2011 земельные участки предоставлены для проектирования на срок с 01.04.2011 по 01.04.2013) повышающих коэффициентов за превышение сроков проектирования и строительства.
При этом, пункт 2.5. Постановления N 411-пр не предусматривает применение повышающего коэффициента одновременно с понижающим, то есть до истечения сроков, установленных договором и распорядительных актов, применение повышающих коэффициентов при определении размера арендной платы исключено.
Доводы жалобы о том, что ответчик приобретает преимущество перед другими арендаторами земельных участков в части порядка и условий внесения арендной платы в сторону существенного уменьшения арендной платы, а исчисление арендной платы по методике, указанной судом, приведет к дефициту бюджета не принимаются с учетом установленных выше обстоятельств и норм права, и кроме того, признаются противоречащим принципам, закрепленным в Постановлении N 582, являющимися обязательными при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, когда размер арендной платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, а согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит установлению соответствующими органами власти в качестве регулируемой цены.
Кроме того, осуществление публичным органом своих полномочий должно осуществляться при неукоснительном соблюдении принципа законности, не может иметь произвольных оснований, и направлено обеспечение баланса публичных и частных интересов.
В свою очередь, задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (пункт 1 статьи 2 АПК РФ).
Ходатайство истца о приостановлении производства по делу до размещения в полном объеме на сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации Постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по делу N А47-11260/2012 подлежит отклонению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Обязательным условием приостановления производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ является объективная невозможность разрешения данного дела до рассмотрения спора по иному делу.
Наличие таких условий для приостановления производства не усматривается.
В свою очередь, в силу пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства, является основанием для пересмотра судебных актов по новыми обстоятельствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2013 по делу N А73-9064/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9064/2013
Истец: Администрация Ванинского муниципального района, Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: ООО "Порт Мечел-Ванино"