г. Томск |
|
10 января 2014 г. |
Дело N А45-9318/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: И.И. Бородулиной, С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьих лиц:
от Департамента лесного хозяйства Новосибирской области: Пономарев В.В. по доверенности N 166 от 26.11.2003 г., паспорт, Крейсман П.А. по доверенности N 175 от 16.12.2013 г., паспорт,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в новосибирской области: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Департамента лесного хозяйства Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 18 октября 2013 года по делу А45-9318/2013 (судья Абаимова Т.В.)
ОГРН 1095406019170)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НАф-строй" (ИНН 5433185488 ОГРН 1115476095239), г. Новосибирск
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (ИНН 5406300861 ОГРН 1055406001815)
третьи лица: 1) Департамент лесного хозяйства Новосибирской области (ИНН 5406558540
ОГРН 1105406000798); 2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ИНН 5407063282 ОГРН 1095406019170)
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НАф-строй" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным отказа, оформленного письмом от 04.03.2013 года N 807/01-12, в предоставлении в аренду земельного участка площадью около 2,0 га в д. п. Мочище Новосибирского района Новосибирской области в районе ул. Первомайская, 242, в
границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:26 для строительства профилактория, культурного цента, оздоровительных и спортивных объектов путем выбора указанного земельного участка и предварительного согласования места размещения объектов либо в порядке пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, т.е. с проведением торгов, об обязании администрацию устранить нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления ООО "НАф-строй" от 17.10.2011 года N 121011 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18 октября 2013 года признан недействительным отказ Администрации в предоставлении в аренду земельного участка площадью около 2,0 га в д. п. Мочище Новосибирского района Новосибирской области в районе ул. Первомайская, 242, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:26 для строительства профилактория, культурного цента, оздоровительных и спортивных объектов, изложенный в письме от 04.03.2013 года N 807/01-12.
Суд обязал Администрацию устранить нарушение прав и законных интересов ООО "НАф-Строй" путем повторного рассмотрения заявления от 17.10.2011 года N 121011 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскал с Администрации в пользу ООО "НАф-строй" расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований по заявлению ООО "НАф-строй".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона) и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
Департамент лесного хозяйства Новосибирской области также обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь при этом на незаконность и необоснованность решения суда.
Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области представило отзыв на апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Новосибирской области, в котором просит апелляционную жалобу Департамента удовлетворить.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представило.
В судебном заседании представители Департамента лесного хозяйства Новосибирской области поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Остальные лица, участвующие в деле извещены, явку представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156, части 6 статьи 121 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие при имеющихся явке и материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей Департамента, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "НАф-строй" обратилось в Администрацию с заявлением от 17.10.2011 года N 121011 о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 2,0 га в д. п. Мочище Новосибирского района Новосибирской области в районе ул. Первомайская, 242, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:26 для строительства профилактория, культурного центра, оздоровительных и спортивных объектов путем выбора указанного земельного участка и предварительного согласования места размещения объектов или в порядке пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, т.е. с проведением торгов.
Письмом от 15.11.2011 года N 14233/01-12 Администрация отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что на земельном участке 54:19:101001:26 расположены объекты недвижимости. Указанный отказ признан арбитражным судом незаконным, заявление Общества рассмотрено Администрацией повторно.
По результатам повторного рассмотрения заявления Администрация письмом от 04.03.2013 N 807/01-12 отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В обоснование отказа указав, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и является частью лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем у заинтересованного лица отсутствуют полномочия по его распоряжению.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основания решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов и без предварительного согласования мест размещения объектов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрация обратилась в Департамент Лесного хозяйства Новосибирской области с письмом от 16.01.2013 года N 14233/01-12 о согласовании места размещения объекта - профилактория, культурного центра, оздоровительных и спортивных объектов, расположенных на земельном участке ориентировочной площадью 0,2 га в д. п. Мочище Новосибирского района Новосибирской области в районе ул. Первомайская, 242, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:26.
В ответ на указанное письмо Департамент направил письмо от 28.01.2013 года N 144-05/37, в котором указал, что по результатам натурного технического обследования испрашиваемый земельный участок площадью 0,2 га по материалам лесоустройства по данным лесохозяйственного регламента расположен в выделе: 73 квартала: 49, Новосибирского лесохозяйственного участка, Новосибирского лесничества, категория земель - земли лесного фонда и является частью лесного участка площадью 257050000,0 кв.м., на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 29.04.2004 г. N 54-АБ 363201, с кадастровым (условным) номером 11504416).
Приложением к письму явился Акт натурного технического обследования земельного (лесного) участка от 23.01.2013 года, составленный инженером отдела лесных отношений по Новосибирскому лесничеству Шишигиным Ф.П. и главным специалистом управления земельных отношений Администрации Новосибирского района Старковой Е.Ю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке входит категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Согласно материалам дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись от 29.03.2004 года о регистрации права собственности Российской Федерации участок лесного фонда, категория земель - земли лесного фонда, общая площадь - 257 090 000,0 га, кадастровый (условный) номер объекта - 11504416, адрес объекта: Новосибирская область, части Колыванского района, части Коченевского района, Новосибирского района Новосибирской области и части города Новосибирска, Новосибирский опытный лесхоз.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 54:19:101001:26 (от 15.10.2010 года N 5419/256/10-408) следует, что весь участок относится к землям запаса, разрешенное использование: ГЗЗ "ПЖРУ Горисполкома", вид права: государственная собственность; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 28.08.2001 года.
При этом сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В результате проведения государственного учета лесному участку присваивается номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре). По результатам государственного учета лицу, уполномоченному на предоставление лесных участков в аренду, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к упомянутому порядку.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Федеральный закон N 122-ФЗ), признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае, если до 01.01.2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Апелляционный суд отмечает, что отсутствие установления на местности границ земельного участка не препятствует определению наложения границ земельных участков, так как данное обстоятельство подлежит доказыванию совокупностью процессуальных средств доказывания в соответствии с распределением бремени доказывания в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что кадастровые работы в отношении земельного участка лесного фонда не проводились, проведение в 2002 году лесоустройства земель лесного фонда Новосибирского лесхоза не заменяет кадастровые работы; границы лесхозов и выделов определены по естественным границам лесного фонда картометрическим методом, в то время как кадастровые работы по установлению границ испрашиваемого земельного участка производились методом геодезических измерений; Департамент лесного хозяйства Новосибирской области не уполномочен на проведение кадастровых работ или кадастрового учета.
Следовательно, представленные доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 54:19:101001:26 на лесной участок (план участка лесного фонда кадастровый номер 11504416, Проект организации и ведения лесного хозяйства Новосибирского лесхоза Новосибирской области) с достоверностью не подтверждают факт наложения испрашиваемого обществом земельного участка на земли лесного фонда.
Более того, согласно Акта натурного технического обследования земельного (лесного) участка от 23.01.2013 г. площадь обследуемого участка составила 0, 2 га (2000 кв.м.), тогда как Общество просило предоставить участок площадью около 2 га (20000 кв.м.). При этом из акта усматривается, что обследуемый участок относится к нелесным землям, состав насаждений отсутствует (усадьба частная).
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Администрация и Департамент не представили в материалы дела доказательств, безусловно подтверждающих изложенное в письме Администрации от 04.03.2013 г. основание для отказа.
С учетом указанных правовых норм, установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные Администрацией в письме обстоятельства о невозможности предоставления земельного участка бесспорно не доказаны администрацией в связи с чем не могут являться законным основанием для отказа обществу в предоставлении земельного участка.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом в резолютивной части решения должно содержаться, в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что оспариваемый отказ, выраженный в письме от 04.03.2013 года N 807/01-12, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, апелляционный суд считает доводы апелляционных жалоб необоснованными, а решение суда не подлежащим отмене.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции, в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов Общества возложил на Администрацию обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов ООО "НАф-Строй" путем повторного рассмотрения заявления от 17.10.2011 N 121011 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Администрацией и Департаментом не представлены в материалы дела надлежащие доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционных жалобах не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.10.2013 года по делу N А45-9318/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9318/2013
Истец: ООО "НАф-строй"
Ответчик: Администрация Новосибирского района
Третье лицо: департамент лесного хозяйства Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области