город Ростов-на-Дону |
|
09 января 2014 г. |
дело N А32-27401/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БОСФОР"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2013 по делу N А32-27401/2013,
принятое судьей Чесноковым А.А.
по заявлению Министерства здравоохранения Краснодарского края
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БОСФОР" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - Минздрав КК) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БОСФОР" (далее - ООО "Босфор") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд привлек ООО "Босфор" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45000 рублей. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Босфор" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на недоказанность наличия в действиях общества состава административного правонарушения, а также на то, что общество не было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Определением от 05.12.2013 суд апелляционной инстанции на основании п. 2 ч. 4 ст. 270, ст. 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела N А32-27401/2013 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в судебное заседание, состоявшееся 04.09.2013 представители ООО "Босфор" не явились.
При этом у суда отсутствовали надлежащие доказательства извещения ООО "Босфор" о времени и месте судебного заседания.
В качестве доказательства извещения общества о времени и месте рассмотрения дела к материалам дела приобщена телеграмма, следующего содержания: "Вызываетесь заявителем, заинтересованным лицом дело N А32-27401/2013 предварительное судебное заседание 04.09.2013 09.30, адрес: Краснодар, ул. Красная, 113, каб. 307" (л.д. 65 том 1).
К материалам дела также приобщено телеграфное уведомление, согласно которому телеграмма, направленная судом по адресу: г. Сочи, ул. Цветной бульвар, д. 19, кВ. 48, вручена 01.09.2013 хозяйке квартиры Ереминой (л.д. 66 том 1).
Таким образом, телеграмма была направлена судом по адресу государственной регистрации ООО "Босфор", соответствующему почтовому адресу общества согласно уставу и выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 43-57 том 1).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что телеграфное уведомление от 01.09.2013 не является надлежащим извещением общества о времени и месте рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом путем направления телеграммы в случаях, не терпящих отлагательства, а также, если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания.
В материалах дела отсутствуют доказательства получения обществом "Босфор" определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания.
Как указано ранее, направленная судом телеграмма согласно уведомлению органа связи вручена хозяйке квартиры Ереминой.
Общество оспаривает факт получения телеграммы.
Уведомление не содержит инициалов лица, получившего телеграмму. В деле также отсутствуют доказательства у лица, получившего телеграмму (хозяйка квартиры) полномочий на получение корреспонденции для ООО "Босфор".
Кроме того, суд не может признать надлежащим уведомление за 2 рабочих дня до рассмотрения дела в предварительном судебном заседании.
Таким образом, общество "Босфор" не было извещено надлежащим образом судом первой инстанции о возбуждении производства по арбитражному делу А32-27401/2013 и времени и месте проведения судебного разбирательства по рассмотрению заявления Министерства здравоохранения Краснодарского края о привлечении общества к административной ответственности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 26.12.2013 не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "БОСФОР" в суд поступило ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
От Министерства здравоохранения Краснодарского края в суд поступили пояснения к заявлению, в которых Министерство просит удовлетворить заявление и привлечь ООО "БОСФОР" к административной ответственности.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, в связи с информацией, поступившей от УФСБ по Краснодарскому краю, на основании приказа заместителя министра здравоохранения Краснодарского края от 03.06.2013 N 2418 должностными лицами Министерства проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "БОСФОР" лицензионных требований.
Директор общества ознакомлена с приказом 06.06.2013 (л.д. 13). Проведение проверки согласовано прокуратурой Краснодарского края (л.д. 17).
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте от 07.06.2013 N 87/13 (л.д. 18-21). Проверка проведена с участием директора общества.
По результатам проверки ведущим консультантом отдела по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ управления по лицензированию Министерства здравоохранения Краснодарского края в отношении ООО "БОСФОР" составлен протокол об административном правонарушении от 06.06.2013 N Ад-22-ф/2013 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В протоколе зафиксировано, что ООО "БОСФОР" осуществляет деятельность на основании лицензии N ЛО-23-02-000710 от 28.12.2009, сроком действия до 28.12.2014 на виды деятельности: розничная торговля лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств по адресу: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Воровского, д. N 5, литер А, п/а5, 1 этаж, помещения N N 1-4.
В ходе проверки установлено, что обществом "БОСФОР" нарушается порядок отпуска кодеинсодержащих лекарственных препаратов:
- на лекарственный препарат Солпадеин N 12 таблетки, полученный по накладной N КК009579 от 29.03.2013 от ЗАО "Империя-Фарма" в количестве 100 упаковок не представлены рецепты формы N 148-1/У-88, которые должны храниться в аптеке в течение 3-х лет, и в аптеке на момент проверки препарат отсутствует (в нарушение пп. "г" пункта 5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, п. 3, 9 Приказа Минздравсоцразвития от 17.05.2012 N 562н);
- нарушается учет регистрации показателей температуры и влажности в материальной комнате: для регистрации показателей используется гигрометр Вит-1 с максимальной калибровочной отметкой температуры 25 градусов С, а в журнале учета температуры и влажности неоднократно зафиксирована температура 26 градусов С, что свидетельствует о формальном ведении учета температуры и влажности при хранении лекарственных препаратов (в нарушение пп. "з" пункта 5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081);
- отсутствуют Стеллажные карты в местах хранения лекарственных препаратов, компьютерная идентификация лекарственных препаратов отсутствует (в нарушение пп "з" пункта 5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, п. 10 раздела III Приказа Минздравсоцразвития от 23.08.2010 N 706н).
Протокол составлен с участием директора ООО "БОСФОР" Ереминой О.М.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "БОСФОР" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пп. "г" пункта 5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения должен соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В силу пункта 3 "Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 562н, комбинированные лекарственные препараты, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, отпускаются из аптек, аптечных пунктов и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у и формы N 148-1/у-88, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110.
Пунктом 9 Порядка N 562н установлено, что рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, после отпуска комбинированного лекарственного препарата подлежат хранению в аптеке (аптечном пункте) или у индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, в течение трех лет.
Отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин или его соли (в пересчете на чистое вещество) в количестве до 20 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы) или в количестве до 200 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения).
В соответствии с информацией, содержащейся в инструкции по применению препарата "Солпадеин", каждая таблетка содержит кодеина фосфат 8 мг. При форме отпуска по 12 таблеток в блистере, общее содержание кодеина в отпускаемой форме лекарственного средства составляет 96 мг, что исключает возможность продажи лекарственного средства при отсутствии рецепта.
Согласно пп. "з" пункта 5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, лицензиат, осуществляющий хранение лекарственных средств для медицинского применения, обязан соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с пунктом 7 "Правил хранения лекарственных средств", утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом.
Пунктом 10 Правил N 706н установлено, что хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
Согласно пункту 6 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение обществом "БОСФОР" грубого нарушения лицензионных требований, установленных постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.
Таким образом, наличие в действиях ООО "БОСФОР" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "БОСФОР", будучи лицом, осуществляющим с грубыми нарушениями лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, ООО "БОСФОР" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества об устранении допущенных нарушений.
Общество указывает, что не получало по товарной накладной N КК009579 от 29.03.2013 препарат "Солпадеин". В подтверждение указанного довода общество прикладывает акт возврата N КК000169 от 07.06.2013.
Акт возврата свидетельствует о возвращении препарата поставщику, что противоречит позиции общества "БОСФОР" о фактическом неполучении указанного препарата по накладной и тому, что накладная была выписана ошибочно.
При этом, в материалы дела не представлено подтверждения от ЗАО "Империя-Фарма" о том, что накладная N КК009579 от 29.03.2013 на препарат "Солпадеин" в адрес ООО "БОСФОР" была выписана ошибочно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела доказан факт безрецептурного отпуска обществом "БОСФОР" препарата "Солпадеин".
Судом также не принимаются в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность общества, доводы о том, что в журнале регистрации температуры в материальной комнате были допущены описки.
Необнаружение указанных ошибок руководителем организации до составления в отношении ООО "БОСФОР" протокола об административном правонарушении, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к лицензионным требованиям, соблюдением которых в данной части обеспечивается сохранность лекарственных препаратов и их безопасность для жизни и здоровья людей.
Доводы общества о том, что хранящиеся в аптеке лекарственные средства идентифицированы при использовании компьютерных технологий, не подтверждены надлежащими доказательствами. При проведении проверки обществом не было представлено доказательств ведения необходимого учета.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что материалами дела доказано виновное совершение обществом "БОСФОР" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательства наличия обстоятельства, смягчающих административную ответственность, в материалах дела отсутствуют.
Административное наказание подлежит назначению с учетом обстоятельства, отягчающего ответственность ООО "БОСФОР" в виде повторного привлечения к административной ответственности за совершение однородного правонарушения. ООО "БОСФОР" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ решением арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2013 по делу А32-16046/2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2013 судебные акты по делу А32-16046/2013 оставлены без изменения.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения в виде нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Суд апелляционной инстанции полагает, что совершенное обществом правонарушение в виде нарушения лицензионных требований, в том числе в части несоблюдения требований по порядку хранения лекарственных средств, а также безрецептурного отпуска лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, посягает на права потребителей - покупателей лекарственных средств, поскольку неукоснительное соблюдение законодательно установленных требований к надлежащему хранению лекарственных средств и недопущению безрецептурного отпуска лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, имеет своей целью защиту жизни и здоровья потребителей.
При таких обстоятельствах, совершенное обществом правонарушение является правонарушением, совершенным в сфере законодательства о защите прав потребителей.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение составляет один год согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, и не истек на момент принятия настоящего постановления (нарушения выявлены в июне 2013 года, лекарственный препарата "Солпадеин" поступил в организацию в марте 2013 года).
При таких обстоятельствах, решение суда от 04.09.2013 подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм процессуального права.
ООО "БОСФОР" подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 45000 рублей, с учетом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторное привлечение к ответственности за совершение однородного правонарушения).
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 сентября 2013 года по делу А32-27401/2013 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "БОСФОР", расположенное по адресу: 354065, Краснодарский край, г. Сочи, Цветной бульвар, 19, кв. 48, ИНН 2319003666, ОГРН 1022302927151, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Краснодарскому краю (Министерство здравоохранения Краснодарского края)
ИНН 2309053058, КПП 231201001, ОКАТО 03401000000
Расчетный счет 40101810300000010013
ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю, г. Краснодар
БИК 040349001,
Назначение платежа: 828 116 90040 04 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27401/2013
Истец: Министерство здравоохранения КК, министерство здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: ООО "БОСФОР"
Третье лицо: ООО Босфор