г. Чита |
|
9 января 2014 г. |
Дело N А19-7368/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2013 года по делу N А19-7368/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (филиал "Восточно-Сибирская железная дорога") к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) о признании недействительным решения N 154н/с от 12.04.2013 (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от общества - Батышевой Т.А., представителя по доверенности N 320/102 от 05.04.2013,
от фонда - не явились,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35; Иркутская область, г. Тулун, ул. Горького, 2; далее - Фонд) о признании недействительным решения N154 н/с от 12 апреля 2013 года "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2013 года требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию, в связи с чем приведенное фондом в оспариваемом решении основание не принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 89040 руб. не соответствует статьям 3, 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Тот факт, что финансирование предупредительных мер не было выделено Тулунской дистанции пути - структурному подразделению Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", а предоставлялось Тулунской дистанции пути - структурному подразделению Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", судом не принят во внимание, поскольку в соответствии с действующим законодательством страхователем является ОАО "РЖД".
Внутренние структурные преобразования не свидетельствуют о реорганизации юридического лица и прекращении трудовых отношений Болохина А.В., Горбатенко Н.А., Мозольева Д.В. и Васильева В.В. с ОАО "РЖД", следовательно, смены страхователя в результате проведенных структурных изменений не произошло. Из оспариваемого решения фонда не следует, что денежные средства использованы не на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, а на другие цели.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом нор материального права.
Суд первой инстанции в судебном акте необоснованно сослался на пункт 12 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652. При этом в 2012 году порядок и условия финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами регламентировались Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.02.2012 N 113 н, а установление страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году регламентировались Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524. Спорные правоотношения между страхователем и страховщиком возникли в связи с выделением средств на предупредительные меры, в связи с чем ссылка суда на правила N 652 не обоснована.
Вывод суда первой инстанции относительно того, что из решения фонда не усматривается, что денежные средства страхователем использованы не на санаторно-курортное лечение работников, не правомерен. По результатам документальной проверки фондом принято решение о не принятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенных страхователем Тулунской дистанцией пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (страхователь N 1) в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона 3125-ФЗ и пункта 12 Правил N 113 н в сумме 89040 руб.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Страхователем Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (страхователь N 2) не были представлены документы, подтверждающие правопреемство в соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, в части обязательств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников предприятия Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (страхователь N 1).
В представленных приказах от 01.10.2012 N ЦДИ-174, от 16.07.2012 "ВСЖД-239, от 02.05.2012 N 36 не прослеживается правопреемство Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Страхователь N 1, получивший разрешение на финансирование предупредительных мер в счет начисленных страховых взносов, направил средства на оплату санаторно-курортного лечения работников, не состоявших с ним в трудовых отношениях.
Судом первой инстанции неверно истолкована норма статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ, без учета положений статьи 6 данного закона.
По мнению фонда, указанные нормы и Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования, утвержденный постановлением Фонда социального страхования России от 23.03.2007 N 27, предусматривают обязательную регистрацию в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Заявление о снятии с регистрационного учета Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (страхователь N 1) в связи с прекращением деятельности обособленного подразделения поступило в фонд только в мае 2013 года. Страхователь N 1 на момент возникновения спорных отношений еще не был снят с регистрационного учета в филиале N 15 регионального отделения фонда, а новое подразделение уже состояло на регистрационном учете как страхователь в филиале N 1 регионального отделения фонда, куда были переведены все работники страхователя N 1.
Зарегистрированная в качестве страхователя в филиале N 15 регионального отделения фонда Тулунская дистанция пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в полной мере соответствует понятию страхователя, определенному статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ.
Суд первой инстанции необоснованно сослался на постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.05.2012 по делу N А74-2727/2011, поскольку обстоятельства дел не являются схожими. Позиция же Фонда подтверждается судебными актами по делу N А19-13730/2011.
Общество доводы апелляционной жалобы оспорило по мотивам, изложенным в отзыве, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.11.2013.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - необоснованной, не подлежащей удовлетворению по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тулунской дистанцией пути - структурным подразделением Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в Фонд было подано заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер на 2012 год с приложением плана финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, заключительного акта от 30.12.2011 по результатам периодического медицинского осмотра, списка работников предприятия, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, нуждающихся в 2012 году в санаторно-курортном лечении и плана улучшения условий труда на рабочих местах с неустранимыми вредными факторами на 2012 год.
В 2012 году финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с представленным планом было направлено страхователем на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которые согласно заключительному акту от 30.12.2011 по результатам периодического медицинского осмотра нуждались в санаторно-курортном лечении. Сумма планируемых расходов составила 89 040 руб.
Согласно приказу филиала N 15 регионального отделения Фонда от 11.07.2012 N 234 "О финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников предприятия" Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" было выделено финансирование предупредительных мер в размере 89 040 руб.
Согласно отчету об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за 2012 год, представленному страхователем 25.12.2012 с приложением - счета-фактуры, наряд-заказа на приобретение путевок структурным подразделениям филиала ОАО "РЖД" и филиалами ОАО "РЖД" от 09.06.2012, на выделенные средства страхователем был организован отдых и оздоровление в санатории - профилактории "Истоки" четверых работников Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Решением N 154 н/с от 12.04.2013 Фонд не принял к зачету расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенные в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) и пункта 12 Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 10.02.2012 N 113 н, в сумме 89 040 руб. Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" предложено отразить в бухгалтерском учете и форме 4-ФСС не принятые к зачету расходы в сумме 89040 руб.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что в 4 квартале 2012 года произошло снижение базы для начисления страховых взносов. Согласно реестру санаторное курортное лечение получили: Болохин А.В., Горбатенко Н.А., Мозольев Д.В и Васильев В.В., состоящие с октября 2012 года в трудовых отношениях с другим страхователем - Тулунской дистанцией пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", о чем свидетельствует запись в трудовых книжках работников.
Фонд при принятии решения исходил из того, что сумма финансового обеспечения предупредительных мер в размере 89040 руб. была использована страхователем на работников, не состоящих в трудовых отношениях со страхователем.
Общество, считая, что решение Фонда не соответствует законодательству в сфере обязательного социального страхования и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения соглашается с выводами суда первой инстанции относительно недоказанности Фондом наличия оснований для принятия оспариваемого решения и соответствия его закону. При этом Обществом подтверждено нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением фонда.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 372-ФЗ от 30.11.2011 "О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что Фонд вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 12 Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 10.02.2012 N 113н, страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет по форме об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы на указанные мероприятия. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено и следует из представленных в материалы дела трудовых книжек Болохина А.В., Горбатенко Н.А., Мозольева Д.В., Васильева В.В. и внесенных в них записей, в октябре 2012 года, в связи со структурными преобразованиями Восточно-Сибирской железной дороги и созданием Центральной дирекции инфраструктуры трудовые отношения продолжаются в Тулунской дистанции пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД".
Приказом ОАО "РЖД" N 36 от 02.05.2012 о создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры и приказом филиала ОАО "РЖД" Центральной дирекции инфраструктуры N ЦДИ-174 от 01.10.2012 установлено, что Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" является правопреемником Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Пунктом 5 приказа ОАО "РЖД" N36 от 02.05.2012 о создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры, Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры исключена из перечня структурных подразделений ОАО "РЖД".
Согласно пункту 1 статьи 5 Федеральным законом N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Исследовав представленные в материалы дела трудовые договоры, трудовые книжки работников, а также приказы (распоряжения) о переводе на другую работу, суд установил, что характер трудовой деятельности Болохина А.В., Горбатенко Н.А., Мозольева Д.В и Васильева В.В. остался прежним, с наличием вредных и опасных производственных факторов, трудовые договоры не расторгались и не перезаключались.
Кроме того, из решения Фонда N 154 н/с от 12.04.2013 не следует, что денежные средства использованы не на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторам, а на другие цели.
Исходя из выше указанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что внутренние структурные преобразования не свидетельствуют о реорганизации юридического лица и прекращении трудовых отношений Болохина А.В., Горбатенко Н.А., Мозольева Д.В и Васильева В.В. с ОАО "РЖД", следовательно, смены страхователя в результате проведенных структурных изменениях также не произошло.
Федеральным законом N 125-ФЗ установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом в силу вышеприведенных норм Федерального закона N 372-ФЗ от 30.11.2011, а также Правил N 113н финансовое обеспечение предупредительных мер устанавливается страхователю.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация:
- страхователей - юридических лиц в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения.
На основании толкования указанных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (серия 77 N 007105126) Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" зарегистрировано 23.09.2003. Следовательно, ОАО "РЖД" в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ является работодателем и страхователем в отношении лиц, вступивших с ним в трудовые отношения на основании трудового договора.
Сумма предупредительных мер в размере 89040 руб. согласно приказу Фонда от 11.07.2012 N 234 была установлена страхователю по месту регистрации его обособленного подразделения Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Тулунская дистанция пути является обособленным подразделением ОАО "РЖД", что следует из Положения о дистанции пути.
То обстоятельство, что финансирование предупредительных мер не было выделено Тулунской дистанции пути - структурному подразделению Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", а предоставлялось Тулунской дистанцией пути - структурному подразделению Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" правильно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку страхователем является ОАО "РЖД".
При осуществлении мероприятий по совершенствованию организационной структуры внутри юридического лица (ОАО "РЖД") положения статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат, поскольку указанная норма регулирует отношения по правопреемству при реорганизации юридических лиц (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования), в связи с чем доводы, приведенные фондом в апелляционной жалобе, относительно непредставления акта-приема-передачи рабочих мест, имущества, обязательств от упраздненной к вновь организованной структуре, не обоснованы. Из представленных в суд доказательств следует, что Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" является правопреемником Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
То обстоятельство, что вышеперечисленные работники являются работниками страхователя, подтверждается представленными в материалы дела приказами, трудовыми договорами, трудовыми книжками. При этом из документов, оформленных для предоставления финансового обеспечения предупредительных мер, следует, что цель такого обеспечения - это получение в 4 квартале 2012 года санаторно-курортного лечения работниками Тулунской дистанции пути - Болохиным А.В., Горбатенко Н.А., Мозольевым Д.В и Васильевым В.В. Из материалов дела следует, и не оспаривается Фондом, что именно указанные работники получили санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах сумма предупредительных мер была использована страхователем на цели, которые предусмотрены законодательством - п.п. "д" пункта 3 Правил N 113н, - санаторно-курортное лечение своих работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения соглашается с выводами суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения Фонда законодательству об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и нарушении им прав и законных интересов Общества.
При действующем правовом регулировании и установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы Фонда, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, поскольку основаны на ошибочном их толковании заявителем.
Ошибочное указание судом первой инстанции на пункт 12 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652, как на основание принятия оспариваемого решения, не привело к принятию неправильного решения по существу спора.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора правильно учел правовую позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2012 года по делу N А74-2727/2011, согласно которой обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию.
Ссылка же заявителя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.12.2011 по делу N А19-13730/2011 не подтверждает позицию Фонда и не свидетельствует о правомерности оспариваемого решения, поскольку обстоятельства по указанному делу не аналогичны обстоятельствам по рассматриваемому делу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2013 года по делу N А19-7368/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7368/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ