город Ростов-на-Дону |
|
13 января 2014 г. |
дело N А32-11617/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Герасименко А.Н.,
судей Винокур И.Г., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседения Чудиновой М.Г.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2013 по делу N А32-11617/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансРосКомплект" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения, принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансРосКомплект" (далее - заявитель, общество) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - ИФНС, административный орган) о признании незаконным и отмене решения от 19.12.2011 N 53389 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявителем правомерно применена ставка 0% при исчислении НДС в порядке статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Так указывают, что налоговым органом не правомерно не приняты оказанные транспортно-экспедиционные услуги в рамках заключенных договоров об оказании транспортно-экспедиционных услуг с учетом дополнительных соглашений ввиду того, что данные услуги не подпадают под действие нулевой ставки при исчислении НДС по подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Обществом были представлены все документальные доказательства, обосновывающие заявленные требования в части подтверждения оказанных услуг при осуществлении экспортных операций согласно пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Оказанные услуги оказаны в рамках договоров транспортной экспедиции; оказываемые заявителем транспортно-экспедиционные услуги облагаются нулевой ставкой НДС.
Решением суда от 07 июня 2013 года требования общества о признании недействительным решения инспекции от 19.12.2011 N 53389 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение ООО "ТрансРосКомплект" удовлетворены, решение признано недействительным.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11617/2012 от 07.06.2013 г. о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края от 19.12.2011 N 53389 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТрансРосКомплект" к ответственности за совершение налогового правонарушения, и принять по делу новый судебный акт, отказав ООО "ТрансРосКомплект" в удовлетворении заявленный требований. Рассмотреть дело без участия представителя Инспекции в судебном заседании.
В составе суда в порядке ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Николаева Д.В. на судью Винокур И.Г.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ТрансРосКомплект" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании судебной коллегий удовлетворены ходатайства налогового органа и общества о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителей.
Через канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ООО "ТрансРосКомплект" поступили пояснения со ссылкой на первичные документы, представленные в материалы дела, раскрывающие вид и состав оказанных услуг по каждому контрагенту.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС за 2 квартал 2011 г.
Выявленные в ходе камеральной налоговой проверки нарушения, зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 15.11.2011 N 40358.
Уведомлением от 1.11.2011 г. N 40358 обществу сообщено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, уведомление вручено представителю налогоплательщика.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте камеральной налоговой проверки Общество 05.12.2011. представило в налоговый орган соответствующие возражения.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных Обществом возражений заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение от 19.12.2011 N 53389, которым Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 220 844, 60 руб.; установлена недоимка по НДС в сумме 1 103 197 руб.
Основанием для доначисления сумм по НДС послужил вывод налогового органа о том, что обществом необоснованно применена налоговая ставка 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по оказания транспортно-экспедиционных услуг, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки в сумме 6 128 870, 34 руб.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обжаловало их в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС по КК от 16.02.12 N 20-12-153 решение налоговой инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 19.12.2011 N 53389 общество в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01.01.2011 в подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ к таким услугам отнесены услуги по международной перевозке товаров.
Согласно абз. 3 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги (далее по тексту - ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, т.е. налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 "под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации".
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги "по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок" и на ТЭУ, "оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки". При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся "участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора".
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в спорном периоде (1 квартал 2011 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого "перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату" (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Однако НК РФ в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого "одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. N 554 (далее по тексту - Правила), используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги". Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 ГК РФ и Законом, соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как "услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза", что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Таким образом, из совокупного толкования главы 41 ГК РФ, Закона и Правил следует, что они регулируют одни и те же отношения, которые могут обозначаться терминами "транспортно-экспедиционные услуги" (в значении конкретных услуг) или "транспортно-экспедиционная деятельность" (в значении процесса оказания услуг) и которые в соответствии с системой отдельных видов обязательств, предусмотренной второй частью ГК РФ, опосредуются договором транспортной экспедиции.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой". В соответствии с абз.3 пунктом 1 статьи 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". При этом, согласно пункту 1 статьи 805 ГК РФ, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц". Однако НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Пункт 1 статьи 801 ГК РФ содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующем признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такового консультирования; заключение договора перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза.
С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы -диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску приводит доводы о том, что применение ставки НДС 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки. Доводы налогового органа сводятся к следующему. Из представленных налогоплательщиком документов нельзя сделать вывод об участии ООО "ТрансРосКомплект" в организации самой международной перевозки. Инспекция отмечает, что организацией международной перевозки может быть либо самостоятельное оказание услуги перевозки товара между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории РФ, а другой за ее пределами, либо заключение соответствующего договора с перевозчиком. Налоговый орган приходит к выводу, что если организация не организует перевозку груза, то, несмотря на выполнение им действий указанных в абзаце 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ, специальных положений, применяемых в целях налогообложения, предусмотренных абзацем 4 п. п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, она не может быть признана экспедитором применять налоговую ставку 0%.
В материалы дела представлены: договор с GRANTER GLOBAL CORP.
N 1-GGC/10 от 01.04.2010, Дополнительное соглашение N 1 к Договору от 01.06.2010, Дополнительное соглашение N 2 от 01.01.2011, Приложение N 1 от 01.04.2010, Приложение N2 от 01.06.2010, Приложение N2/1 от 01.10.2010, Приложение N 3 от 01.12.2010, Приложение N4 от 01.12.2010, Приложение N5 от 24.12.2010, Приложение N 5/1 от 01.01.2011, Приложение N6 от 01.02.2011, Приложение N7 от 03.02.2011, Приложение N 8 от 07.02.2011, Приложение N9 от 17.02.2011, Приложение N10 от 12.03.2011, Приложение N 11 от 25.03.2011, Приложение N13 от 01.04.2011, Приложение N12 от 31.03.2011, Приложение N 13 от 01.04.2011, Приложение N13/1 от 01.04.2011, Приложение N 14 от 15.04.2011, Приложение N15 от 20.04.2011, Приложение N16 от 20.04.2011, Приложение N17 от 01.08.2011, а также акты выполненных работ и счета-фактуры.
01.09.2009 обществом был заключен договор N ГР-ТРК/01/09/09 с обществом с ограниченной ответственностью "Гротекс", таким образом, общество оказывало услуги с привлечением третьих лиц.
Согласно условиям договора N ГР-ТРК/01/09/09 от 01.09.2009 в обязанности ООО "Гротекс" входит оказание услуг по приему и оправки груза, погрузо-разгрузочные и складские услуги, таможенное оформление грузов, информационные услуги.
Суд апелляционной инстанции исследовал указанные документы и установил следующее.
По условиям договора N 1-GGC/10 от 01.04.2010 ООО "ТрансРосКомплект" (экспедитор) осуществляет согласование с ОАО "НМТП" и ОАО "НСРЗ" порядка погрузки (выгрузки) и контроль за выполнением последним погрузочно-разгрузочных работ, организуя информационно-документальный обмен между заказчиками услуг и непосредственным их исполнителем - ОАО "НМТП" и ОАО "НСРЗ".
Из представленных документов следует, что заявитель, выступая в качестве экспедитора, осуществлял следующие транспортно-экспедиционные услуги: согласование с портом постановки судна к причалу, обеспечение постановки судна к причалу в согласованную дату без задержек на рейде, проверка груза на соответствие товаросопроводительным документам, разработка поручений на погрузку груза, организация перегрузки экспортного груза на суда; услуги по организации выгрузки груженого контейнера с ж/д платформы на склад, организация хранения груза, оформление их в таможенном органе; сообщение информации о прибытии, отправлении груза в порт/из порта, координирование действий участников процесса погрузки, оформление грузовых документов (коносамент, грузовой манифест, штурманская расписка).
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из представленных в материалы дела документов, услуги оказаны ООО "ТрансРосКомплект" в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами (в частности, коносаментами).
Факт международной перевозки грузов, экспедируемых обществом, инспекцией не оспаривается.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при выполнении услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При этом подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, названной нормой не определено, в связи с чем, с учетом положений статьи 11 НК РФ суд первой инстанции обоснованно руководствовался классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно названному ГОСТ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; оформление документов, прием и выдача грузов; завоз-вывоз грузов; погрузочно-разгрузочные и складские услуги; информационные услуги; подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; страхование грузов; платежно-финансовые услуги; таможенное оформление грузов и транспортных средств; хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора; прочие транспортно-экспедиторские услуги.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории РФ), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные данным Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Такое согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличаться содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 ГК РФ о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Кодекса).
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод налогового органа о необходимости соответствия оказываемых обществом услуг условиям, указанным в подпунктах 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поскольку общество претендует только на применение нулевой ставки НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при условии оказания услуг, перечисленных в пятом абзаце данного подпункта, в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров.
Соответствующие выводы содержаться в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, а именно: от 20.01.2011 N 03-07-08/16, от 17.02.2011 N 03-07-08/54, от 29.07.2011 N 03-07-08/244.
По условиям договора N 1-GGC/10 от 01.04.2010 общество оказывало следующие услуги: согласование с портом постановки судна к причалу, обеспечение постановки судна к причалу в согласованную дату без задержек на рейде, проверка груза на соответствие товаросопроводительным документам, разработка поручений на погрузку груза, организация перегрузки экспортного груза на суда; услуги по организации выгрузки груженого контейнера с ж/д платформы на склад, организация хранения груза, оформление их в таможенном органе; сообщение информации о прибытии, отправлении груза в порт/из порта, координирование действий участников процесса погрузки, оформление грузовых документов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по указанному договору обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при организации международной перевозки товаров.
Обществом в соответствии с подпунктом 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговую инспекцию представлены следующие документы к данному контракту: счета-фактуры; акты; коносаменты; поручения экспедитору; декларации на товары; поручения на погрузку товара на экспорт.
Представленный обществом договор N 1-GGC/10 от 01.04.2010 суд первой инстанции обоснованно квалифицировал как договор транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Доводы инспекции о том, что право на применение ставки НДС 0 процентов при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, то есть либо самостоятельное оказание услуги перевозки товара между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами, либо заключение соответствующего договора с перевозчиком, судебная коллегия полагает несостоятельными.
Нормы статьи 801 ГК РФ носят диспозитивный характер и допускают расширительное толкование, в частности указание на "... другие обязанности, связанные с перевозкой".
Договор транспортной экспедиции неразрывно связан с перевозкой груза (часть 1 статьи 801 ГК РФ). Общество лишь выполняет условия договора - оказывает услуги при организации международной перевозки товара третьим лицом.
При указанных обстоятельствах, вывод налогового органа о необоснованном применении нулевой ставки по НДС не обоснован и не соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, так и не основанными на нормах налогового законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2013 по делу N А32-11617/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11617/2012
Истец: ООО "ТрансРосКомплект"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС по г. Новороссийск