г. Вологда |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А66-11771/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Бежецкое пассажирское автотранспортное предприятие" генерального директора Голикова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Бежецкое пассажирское автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2013 года по делу N А66-11771/2013 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Бежецкое пассажирское автотранспортное предприятие", Тверская область, г. Бежецк (ОГРН 1046902003719; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Московская область (ОГРН 1055013005640; далее - Управление) от 12.09.2013 N 0041/347-0388 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что требования, изложенные в приказе Минтранса России от 08.02.2011 N 42, Общество не обязано выполнять, поскольку ему не присвоена соответствующая категория.
Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 13.08.2013 N ВМ1.6-576-р (уфс) в период с 26.08.2013 по 30.08.2013 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества на предмет организации методических и практических мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
В ходе проверки Общество не представило полный перечень необходимых документов по обеспечению транспортной безопасности (с указанием положений (нормативных) правовых актов), в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 42 от 08.02.2011 (далее - Приказ N 42, Требования), а именно:
1. Внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе (основание: статья 5.6. Приказа N 42.):
1.1 Положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ и/или ТС субъекта транспортной инфраструктуры (при наличии таких подразделений);
1.2. Организационно-штатную структуру управления в субъекте транспортной инфраструктуры;
1.3. Номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС;
1.4. Номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС и их служебные инструкции;
1.5. Номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС;
1.6. Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС;
1.7. Порядок (инструкцию) выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения);
1.8. Порядок (инструкцию) проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС;
1.9. Порядок (инструкцию) реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС;
1.10. Порядок (инструкцию) информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;
1.11. Порядок (инструкцию) доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;
1.12. Порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем);
2. Распорядительный документ по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС (основание: статья 5.7. Приказа N 42).
3. Распорядительный документ по обеспечению взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (основание: статья 5.9. Приказа N 42).
4. Результаты проверки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (основание: статья 5.10. Приказа N 42).
5. Распорядительный документ по обеспечению специальной профессиональной подготовки, повышению квалификации, переподготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (основание: статья 5.12. Приказа N 42).
6. Копии информационных материалов для всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части их касающейся, включая запрещение (основание: статья 5.14. Приказа N 42):
6.1 прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска;
6.2. перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
6.3. проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или
6.4. ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения;
6.5. совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
7. Распорядительный документ о создании и оснащении постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (основание: статья 5.22. Приказа N 42).
8. Распорядительный документ и инструкцию по обеспечению круглосуточного непрерывного видеонаблюдения на КПП, постах (пунктах) управления и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, (основание: статья 5.24. Приказа 42).
9. Документ (план-схему), устанавливающий в целях обеспечения транспортной безопасности (основание: статья 5.25. Приказа N 42):
9.1 конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, в которую доступ физических лиц, пронос или провоз материальных предметов не ограничивается (далее - зона свободного доступа);
9.2. конфигурацию и границы территории или части территории ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС;
9.3. схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или её секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ;
10. Порядок (инструкцию) по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (основание: статья 5.28. Приказа N 42).
11. Порядок (инструкцию) по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону свободного доступа и/или зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (основание: ст. 5.28. Приказа N 42).
12. Порядок (инструкцию) по организации видеонаблюдения на КПП, постах (пунктах) управления с возможностью архивации и передачи информации в Ространснадзор, подразделения ФСБ и МВД России (основание: статья 5.29. Приказа N 42).
13. Порядок (инструкцию) по воспрепятствованию преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС (основание: статья 5.30. Приказа N 42).
14. Распорядительный документ по установлению единых видов пропусков, действительных для прохода, проезда или перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (основание: статья 5.31. Приказа N 42).
15. Распорядительный документ (инструкцию) по защите инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ (1С) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных (основание: статья 5.34. Приказа N 42).
16. Распорядительный документ (инструкцию) по поддержанию средств связи в постоянной готовности к использованию (основание: статья 5.35. Приказа N 42).
17. Распорядительный документ (инструкцию для должностных лиц) о порядке задержания и передачи уполномоченным представителям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, нарушителей пропускного и внутриобъектового режима, лиц проносящих или провозящих предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для свободного перемещения в зону транспортной безопасности, лиц совершающих или подготавливающих ЛИВ (основание: статья 5.36. Приказа N 42).
18. Распорядительный документ (инструкцию для должностных лиц) по недопущению попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС путем их временного изъятия (в соответствии с законодательством Российской Федерации) и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализуя и устраняя последствия их применения (основание: статья 5.37. Приказа N 42).
19. Порядок и инструкцию должностным лицам по незамедлительному информированию уполномоченных представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел обо всех выявленных, распознанных и идентифицированных предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности для не допущения их к перевозке (основание: статья 5.38. Приказа N 42).
20. Порядок и инструкцию должностным лицам по незамедлительному информированию уполномоченных представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел обо всех физических лицах или материальных объектов в случае выявления связи данных лиц и объектов с совершением или подготовкой ЛИВ (основание: статья 5.39. Приказа N 42).
По результатам проверки 29.08.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 0041/347/0388 по признакам административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Административным органом 12.09.2013 рассмотрены материалы проверки, Общество признано виновным в совершении нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ и постановлением N 0041/347/0388 ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу о доказанности факта нарушения Обществом Приказа N 42.
Согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств (далее - ТС) предусмотрены Законом N 16-ФЗ.
В пунктах 5, 9 статьи 1 данного Закона установлено, что объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании.
Транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства (пункт 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В соответствии с пунктом 5.4.15 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 3734 Федеральное дорожное агентство осуществляет категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.
Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 утверждён Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приказом N 42 установлены различные требования к субъектам транспортной инфраструктуры в зависимости от категории и уровня безопасности.
Так, пунктом 6 Приказа N 42 для субъекта транспортной инфраструктуры на ОТИ первой категории установлены требования, дополнительные по отношению к требованиям пункта 5.
Пунктом 7 Приказа N 42 для субъекта транспортной инфраструктуры на ОТИ первой категории при первом уровне безопасности установлены требования, дополнительные по отношению к требованиям пункта 6.
Пунктом 8 Приказа N 42 для субъекта транспортной инфраструктуры на ОТИ первой категории при втором уровне безопасности также установлены требования, дополнительные по отношению к требованиям пункта 6.
Пунктом 5.6 Приказа N 42 субъектам транспортной инфраструктуры предписано разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
В соответствии с пунктом 5.7 Приказа N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
Согласно пункту 5.9 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Пункт 5.10 Требований обязывает проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В соответствии с пунктом 5.12. субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.14. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся.
Пунктом 5.22. Требований предусмотрена обязанность создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
В соответствии с пунктом 5.24. субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ.
Пунктом 5.25. предусмотрена обязанность установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы различных зон территории ОТИ.
Согласно пунктам 5.28., 5.29, 5.30 субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов); воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ; установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.
Пунктами 5.31., 5.34, 5.35, предусмотрены обязанности субъекта транспортной инфраструктуры оснастить ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности; поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию; передавать уполномоченным представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, лиц, проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критический элемент ОТИ, лиц, совершающих или подготавливающих АНВ.
В соответствии с пунктами 5.36., 5.37, 5.38, 5.39 субъект транспортной инфраструктуры обязан не допускать попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствий их применения; обеспечить выполнение настоящих Требований силами собственных подразделений транспортной безопасности и/или путем привлечения сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в отношении досмотра в целях транспортной безопасности физических лиц или материальных объектов; незамедлительно информировать уполномоченных представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, обо всех выявленных, распознанных и идентифицированных предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в технологический или перевозочный секторы зоны транспортной безопасности для недопущения их к перевозке; незамедлительно информировать уполномоченных представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, обо всех физических лицах или материальных объектах в случае выявления связи данных лиц и объектов с совершением или подготовкой АНВ.
Таким образом, в основном, требования Приказа N 42, невыполнение которых вменяется в вину Обществу, не обусловлены отнесением ОТС к определённой категории.
Согласно пункту 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, проведение оценки уязвимости ОТИ (на основании которой разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности) возможно только после проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и присвоения им категории. Исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 5.7 Требований, а также сроки их исполнения поставлены в зависимость от завершения процедуры категорирования и уведомления об этом обстоятельстве субъекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перечисленные в пункте 5.6 документы являются внутренними организационно-распорядительными документами, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ - приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в связи с чем не могут быть разработаны без учета оценки уязвимости объектов.
Общество отмечает, что поскольку Обществу не присвоена категория, у него отсутствует обязанность по выполнению требований Приказа N 42.
Апелляционная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.
В силу статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.7 Приказа N 42 именно на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС субъектом транспортной инфраструктуры следует как из приведенных норм, так и из содержания пунктов 2 и 3 Приказа Минтранса России от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Таким образом, Общество не может быть освобождено от обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ или ТС, а также по разработке и утверждению названного плана, учитывая и то обстоятельство, что как включение ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ, так и утверждение оценки уязвимости ОТИ производится соответствующими государственными органами (присвоение категории) и специализированными организациями (оценка уязвимости).
Доказательств обращения Общества в Росавтодор с целью присвоения категории, заявителем не представлено, и, как пояснил представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции, Общество с такой целью в Росавтодор не обращалось.
Из объяснений представителя Общества в судебном заседании апелляционной инстанции также следует, что часть требований, предусмотренных Приказом N 42, заявителем выполнена.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая невыполнение Обществом требования об обеспечении проведения оценки уязвимости в установленном порядке, суд апелляционной инстанции считает доказанным состав вменяемого правонарушения.
Порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
При таких обстоятельствах Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2013 года по делу N А66-11771/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Бежецкое пассажирское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11771/2013
Истец: ОАО "Бежецкое пассажирское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта