г. Пермь |
|
13 января 2014 г. |
Дело N А50-19415/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя МОУ "СОШ N 61" (ОГРН 1025900891851, ИНН 5904100086) - Кузнецова Н.А., паспорт, доверенность от 10.01.2014;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532) - Срыбных Т.В., удостоверение, доверенность от 31.12.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 октября 2013 года
по делу N А50-19415/2013,
принятое судьей Байдиной И.В.,
по заявлению МОУ "СОШ N 61"
к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
об оспаривании решения,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 61 г. Перми" (далее - МАОУ "СОШ N 61", заявитель, страхователь), уточнив заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (далее - Управление, страховщик, заинтересованное лицо) с требованием признать недействительным решение от 02.09.2013 г. N 88 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части включения в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суммы выплат сотрудникам учреждения за 2011-2012 годы в виде выходного пособия педагогическим работникам при выходе на пенсию и в виде единовременного пособия молодым специалистам.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.09.2013 г. N 88 признано недействительным в части включения в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2011 и 2012 единовременных пособий, выплаченных молодым специалистам и педагогическим работникам, при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости, как несоответствующее в этой части Федеральному закону от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и интересов МАОУ "СОШ N 61".
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. Настаивает на том, что выплаты педагогическим работникам общеобразовательных учреждений на основании п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК являются по своей сути дополнительными мерами материального обеспечения педагогических работников, стимулирующих их деятельность согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, произведены в целях их дополнительной социальной поддержки и связаны непосредственно с трудовыми отношениями между учреждением и его работниками, не являются государственными пособиями, а потому не освобождаются от обложения страховыми взносами. Заявитель жалобы указывает на то, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, полагая, что единовременные выплаты молодым специалистам, единовременные выплаты в связи с выходом на пенсию не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края. Кроме того, хотя они установлены законодательным актом субъекта РФ, спорные выплаты не носят компенсационный характер.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель МАОУ "СОШ N 61" - доводы письменного отзыва, в соответствии с которым просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отношении страхователя проведена выездная проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По итогам проверки 29.07.2013 составлен Акт выездной проверки N 109.
Решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.09.2013 N 88 страхователь за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 12 317,07 руб., ему предложено уплатить страховые взносы в сумме 61 585,35 руб., а также пени в размере 9806,68 руб. Кроме этого, применена финансовая санкция в размере 40962,43 руб. на основании части 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Из вышеуказанного решения следует, что в базу для исчисления страховых взносов не включены, в том числе, за сентябрь 2011 года: единовременное пособие педагогическим работникам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования и поступившим на работу по специальности в размере 36 800 руб., выходное пособие педагогическим работникам при выходе на пенсию в размере 25 200 руб.; за 2012 год: единовременное пособие педагогическим работникам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования и поступившим на работу по специальности в размере 18 400 руб., выходное пособие педагогическим работникам при выходе на пенсию в размере 63 000 руб.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда в указанной части, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанные выплаты являются государственными пособиями и относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда отмене, а доводы жалобы удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ приведены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно материалам настоящего дела учреждением произведены выплаты единовременных пособий работникам, с которыми трудовые договоры были расторгнуты в связи с выходом на пенсию в 2011 - 2012 гг., а также выплачены единовременные пособия молодым специалистам, поступившим на работу в период с 2011 по 2012 гг. по полученной специальности.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты относятся к государственным пособиям. Данный вывод является верным в силу следующего.
Статьей 17 Закона Пермского края N 587-ПК (далее - Закон N 587-ПК) предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В ч. 1 ст. 17 названного закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет.
Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в данном пункте образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Таким образом, руководствуясь вышеназванными положениями Закона N 212-ФЗ, Закона Пермского края N 587-ПК, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что единовременные пособия, выплаченные учреждением указанным выше лицам, являются государственными пособиями, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что спорные выплаты не относятся к государственным пособиям, а также пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и поэтому подлежат обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона).
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Спорные выплаты не входят в заработную плату педагогического работника и молодого специалиста, т.е. не входят в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату.
Такие выплаты произведены также не по трудовому договору, а в силу требований Закона Пермского края, что не образует объекта обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае выплаты учреждение производило вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, а в силу закона.
Ссылка Управления на то, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованная, поскольку согласно буквальному толкованию вышеназванных норм статей Федеральных закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, т.е. в рассматриваемом случае в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации - Законом Пермского края N 587-ПК.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя, который в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 октября 2013 года по делу N А50-19415/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19415/2013
Истец: МОУ "СОШ N61"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми, УПФР в Свердловском районе г. Перми