г. Пермь |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А50-11509/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Дружининой Л.В., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Н.А.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "КОНТАКТ": Аблязова И.Н., доверенность от 25.12.2013, паспорт;
от ответчика, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала": Мальцева И.С., доверенность от 23.12.2013, паспорт;
от третьего лица, открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 октября 2013 года
по делу N А50-11509/2013,
принятое судьей Овчинниковой С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "КОНТАКТ" (ОГРН 1055900233278, ИНН 5902825390)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
третье лицо: открытое акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания"
о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "КОНТАКТ" (далее - ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", ответчик) о взыскании задолженности по оплате стоимости услуг по передаче электрической энергии и мощности, оказанных в июле 2012 года в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности N 07-709/2010 от 17.10.2011, в сумме 7 135 864 руб. 50 коп. а также 58 679 руб. 32 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины (т.1 л.д.4-11).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.06.2013 (т.1 л.д.1-2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Пермэнергосбыт", третье лицо).
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дважды заявлял ходатайства об изменении размера исковых требований, которые были рассмотрены судом первой инстанции и удовлетворены (т.2 л.д.142-146, 227-228; т.5 л.д.10-13), в результате чего предметом рассмотрения явились требования истца о взыскании с ответчика задолженности за оказанные в июле 2012 года услуги по передаче электрической энергии и мощности в сумме 2 592 782 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 30.10.2013, определение об исправлении описки от 18.11.2013, судья С.А.Овчинникова) исковые требования удовлетворены: с ОАО "МРСК Урала" в пользу ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" взыскана задолженность в сумме 2 592 782 руб. 96 коп., а также 35 963 руб. 91 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску. ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 22 715 руб. 41 коп. (т.5 л.д.261-268, 273-274).
Ответчик, ОАО "МРСК Урала", не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика суммы 740 540 руб. 95 коп.
Заявитель полагает, что в нарушение действующих в спорный период норм права при вынесении решения судом первой инстанции не принят во внимание довод ответчика о расчете стоимости услуг истца с применением двух вариантов тарифов. Расчет стоимости услуг, оказанных в отношении группы потребителей "население (потребители, приравненные к населению)", по мнению ответчика, должен быть произведен на основании одноставочного тарифа; в отношении прочих потребителей - по двухставочному тарифу. Указал, что оба варианта тарифов являются экономически обоснованными и покрывают все расходы истца на передачу электрической энергии, расчет по любому из выбранных вариантов тарифа не влечет для сетевой организации убытков на содержание объектов электросетевого хозяйства.
Ссылаясь на пункты 67, 70, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, ответчик считает, что поскольку такой потребитель как население и приравненные к нему потребители не наделен правом выбора тарифа для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии, то и ОАО "МРСК Урала", заключившее договор с гарантирующим поставщиком в целях передачи электрической энергии указанной группе потребителей, не может обладать правом на выбор тарифа в отношении той части энергии, которая непосредственно используется населением и приравненными к нему потребителями. В связи с этим у истца отсутствует право на взыскание стоимости услуг по передаче электрической энергии с применением двухставочного тарифа в отношении объема переданной населению и приравненным к нему потребителям электрической энергии.
По мнению ответчика, из расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии по ставке на содержание сетей судом необоснованно не исключены объемы электрической энергии, потребленной населением и приравненными к нему потребителями. Заявитель указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в спорном по настоящему делу периоде изменена ранее существовавшая схема определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии; применяемая ранее величина заявленной мощности в качестве одной из составляющих для расчета за оказанные услуги исключена. Учитывая, что население и приравненные к нему потребители оплачивают потребленную ими электрическую энергию в кВтч и не согласовывают величину заявленной мощности; утвержденная постановлением РЭК Пермского края от 29.12.2011 N 126-э ставка за содержание сетей индивидуального тарифа рассчитана на заявленную мощность (то есть без учета населения), ОАО "МРСК Урала" считает, что при расчете мощности, подлежащей оплате по ставке на содержание сетей из общего объема электрической энергии, переданной по сетям ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" в спорный период, в количестве 4 095 811 кВтч должно быть вычтено количество электрической энергии, потребленной населением и приравненными к нему потребителями, которое составляет 1 868 544 кВтч. Таким образом, прочими потребителями потреблена электрическая энергия в количестве 2 227 267 кВтч. По расчету ответчика объем мощности составляет 10124 кВт (определен путем деления количества электрической энергии, потребленной прочими потребителями, на 220 часов пиковой нагрузки, установленных системным оператором на июль 2012 года).
По мнению заявителя, при вынесении решения судом не учтено, что ответчик был лишен права выбора варианта тарифа для расчетов за оказанные услуги. Так, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предложено до 01.06.2012 принять решение об установлении (пересмотре) с 01.07.2012 тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года. Данным постановлением обязанность обращения за установлением такого тарифа возложена на истца, который соответствующих действий не совершил, в связи с чем тарифы в соответствии с новым порядком ценообразования не установлены. Между тем, по смыслу пункта 81 Основ ценообразования утверждение тарифа с 01.07.2012 обеспечивало для ОАО "МРСК Урала" возможность выбора варианта тарифа на новый период регулирования в течение 1 месяца со дня его утверждения.
Согласно представленному ответчиком расчету стоимости услуг по передаче электроэнергии и размера задолженности за спорный период долг ОАО "МРСК Урала" перед истцом составляет 1 852 242 руб. 01 коп. В связи с изложенным, заявитель находит необоснованным взыскание с него денежных средств в сумме 740 540 руб. 95 коп.
В судебном заседании 13.01.2014 представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца, ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ", в заседании суда апелляционной инстанции 13.01.2014 доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Находя решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Третье лицо (ОАО "Пермэнергосбыт") в судебное заседание 13.01.2014 представителя не направило, письменный отзыв на жалобу не представило.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.10.2011 между ОАО "МРСК Урала" (Заказчик) и ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности N 07-709/2010 (т.1 л.д.22-47).
Согласно пункту 2.1. указанного договора Исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии и мощности от точек приема (Приложение N 1 к настоящему договору) и до точек отпуска (поставки) (Приложение N 2 к настоящему договору) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии и мощности через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или на ином законном основании в пределах пропускной способности данных объектов, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
В соответствии с пунктом 6.22. договора расчетным периодом для оплаты оказываемых Исполнителем услуг является один месяц.
В июле 2012 года истец оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) потребителям гарантирующего поставщика (ОАО "Пермэнергосбыт") в объеме 4 095 811 кВтч. Факт оказания услуг в спорный период и их объем подтверждены актами снятия показаний приборов учета, актами электропотребления, расчетами объема электропотребления населением, ведомостями объемов передачи электроэнергии (т.1 л.д.48-177; т.2 л.д.62-137; т.3 л.д.17-25; т.5 л.д.40-129) и сторонами не оспариваются.
По расчету истца стоимость оказанных услуг составила 7 094 741 руб. 62 коп.
Оплата услуг по передаче электрической энергии (мощности) произведена ответчиком частично в сумме 4 501 958 руб. 66 коп. (заявление в порядке статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации о зачете встречных исковых требований - т.2 л.д.4-11).
По расчету истца задолженность ответчика за оказанные в июле 2012 года услуги составляет 2 592 782 руб. 96 коп. (с учетом принятых судом изменений размера исковых требований).
Наличие у ОАО "МРСК Урала" задолженности по оплате оказанных ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" ответчику услуг по передаче электрической энергии; доказанности их объема; правильности произведенного истцом расчета стоимости услуг с использованием двухставочного тарифа; отсутствия доказательств оплаты стоимости услуг ответчиком в заявленном истцом размере.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей истца и ответчика в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно статьям 4, 21 указанного закона Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральными законами утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
В соответствии со статьей 3, пунктами 2, 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок заключения и исполнения таких договоров (в том числе между смежными сетевыми организациями) устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил N 861).
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежными сетевыми организациями), в соответствии с разделом III Правил N 861. По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона обязуется предоставлять другой услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих ей на законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона - оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электроэнергии (пункты 8, 34 Правил N 861, пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданские права и обязанности, возникающие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статьи 8, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории городов Кунгур, Березники, Губаха, Оханск, Пермь, Соликамск, Губахинского, Оханского, Соликамского, Чусовского, Чердынского районов Пермского края.
ОАО "МРСК Урала" с 01.01.2008 является сетевой организацией, "держателем котла" в Пермском крае, а также заказчиком (потребителем) услуг по договору N 07-709/2010 от 17.10.2011.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III Правил N 861 договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер (пункт 42 Правил N 861).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 42, 46 - 48 Правил N 861).
В силу пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, действовавшего в период принятия тарифного решения (далее - Правила N 109), по общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно абзацам 11 - 13 пункта 81 Основ ценообразования N 1178, а также абзацам 3-5 пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 в редакции, действовавшей в период принятия тарифного решения (далее - Основы ценообразования N 109) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Судом в рамках настоящего дела правильно установлено, что все потребители услуг по передаче электроэнергии, в том числе, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, оплачивают ОАО "МРСК Урала" стоимость услуг по передаче электроэнергии по сетям всех сетевых организаций по единым "котловым" тарифам, в которые включены затраты на оплату стоимости услуг по передаче электроэнергии по сетям всех сетевых организаций Пермского края. ОАО "МРСК Урала" по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности производит оплату оказанных смежными сетевыми организациями услуг по утвержденным для них индивидуальным тарифам.
В Пермском крае на 2012 год рассчитаны и утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии (постановление РЭК Пермского края от 16.12.2008 N 89-э), а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для территориальных сетевых организаций.
Для ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" постановлением РЭК Пермского края от 29.12.2011 N 126-э утверждены долгосрочные индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между истцом и ответчиком на 2012 - 2014 годы с календарной разбивкой в двух вариантах: двухставочный и одноставочный (т.1 л.д.179-183). Двухставочный тариф на период с 01.07.2012 по 31.12.2012 утвержден в размере: ставки за содержание электрических сетей - 217355,30 руб./МВт в мес. и ставки на оплату потерь электрической энергии в сетях - 480,00 руб./МВтч.
Данное постановление было опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, N 2, 16.01.2012.
В силу абзацев 6-7 пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 в редакции, действовавшей в период принятия тарифного решения (далее - Основы ценообразования N 109), для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При отсутствии этого уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Согласно абзацу 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178, для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов (абзац 15 пункт 81 Основ ценообразования N 1178).
Данная редакция абзаца 15 пункта 81 введена в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", которое вступило в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования (04.06.2012).
Согласно абзацу 19 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 при отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Таким образом, из смысла абзаца 6 пункта 64 Основ ценообразования N 109, абзаца 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 следует, что ОАО "МРСК Урала", как сетевая организация котлового типа, заказчик по договору оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности N 07-709/2010 от 17.10.2011 обладало правом на выбор варианта тарифа на очередной календарный год. ОАО "МРСК-Урала" к категории потребителей "население" отнесено быть не может.
Как следует из пункта 6.23 договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности N 07-709/2010 от 17.10.2011 для расчетов по настоящему договору ответчиком выбран двухставочный тариф.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле то обстоятельство, что правом на изменение (выбор) варианта тарифа для расчетов за услуги по передаче электрической энергии на период регулирования (2012 год) ОАО "МРСК Урала" не воспользовалось.
Будучи осведомленным о наличии у ОАО "Пермэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) потребителей электрической энергии, отнесенных к группе "население", а также о том, что с момента вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (12.06.2012) в соответствии с абзацем 4 пункта 15(1) Правил N 861 в зависимости от применяемого в отношении потребителя цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями потребителям (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей), вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки; ОАО "МРСК Урала", не заявил истцу о выборе одноставочного тарифа при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных населению и приравненных к нему категорий потребителей, не обратился к ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ" с предложением заключить соглашение об изменении варианта тарифа в течение расчетного периода регулирования (2012 год). Впервые об изменении варианта применяемого для расчетов тарифа на услуги по передаче электрической энергии (на одноставочный) ответчик заявил при рассмотрении настоящего дела, то есть в 2013 году.
Кроме того, на протяжении 2012 года ответчик выражал согласие с применением двухставочного варианта тарифа, о чем свидетельствует содержание сводных ведомостей, в которых объемы оказанных услуг по ставке на оплату потерь (электроэнергия) и по ставке на содержание сетей (мощность) были определены раздельно.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения пункта 64 Основ ценообразования N 109, пункта 81 Основ ценообразования N 1178, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчеты за услуги по передаче электрической энергии, поскольку иное не установлено по соглашению сторон, должны производиться по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
Начиная с 01.01.2012 для взаиморасчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии между сторонами применялся двухставочный вариант тарифа. Данное обстоятельство установлено также судебными актами по делу N А50-11578/2012.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о применении при расчетах в спорный период (июль 2012 года) двухставочного тарифа.
Абзац 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, на положения которого ссылается заявитель в жалобе) содержит требования, предъявляемые к участникам рынка энергоснабжения при выборе варианта тарифа на период регулирования. Периодом регулирования является очередной год. Спор у сторон возник за оказанные в июле 2012 года услуги. Следовательно, абзац 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 (вступил в силу в июне 2012 года) будет распространяться на отношения сторон при выборе варианта тарифа на период регулирования - с 2013 года.
В абзаце 19 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 прямо предусмотрено, что в расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено соглашением сторон.
В течение периода регулирования в соответствии с указанным пунктом Основ ценообразования N 1178 потребитель вправе выбрать только двухставочный тариф.
Положения пункта 81 Основ ценообразования N 1178 о применении при расчетах за услуги по передаче электрической энергии только цен (тарифов), выбранных обслуживаемыми гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями) потребителями, подлежат применению с 01 января 2013 года, а, следовательно, не могут являться основанием для применения при расчетах между истцом и ответчиком в июле 2012 года одноставочного тарифа при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, потребленной населением.
Ссылка ответчика на отсутствие у него возможности выбора варианта тарифа для расчетов за оказанные услуги в связи со злоупотреблением истцом своими правами и не направлением им в адрес регулирующего органа заявления о пересмотре с 01.07.2012 тарифов на услуги по передаче электрической энергии состоятельной признана быть не может.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" изложен в новой редакции, согласно которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано до 01 июня 2012 года принять решения об установлении (пересмотре) с 01 июля 2012 года тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.
Таким образом, пересмотр тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим истцу, не поставлен в зависимость от действий ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ".
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Из материалов дела следует, что разногласий между сторонами по объему переданной по сетям истца электрической энергии в июле 2012 года в количестве 4 095 811 кВтч между сторонами не имеется. Также отсутствует спор по порядку определения объема фактической мощности, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 Приложения N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Произведенный истцом расчет стоимости оказанных услуг соответствует положениям указанного нормативного акта.
Доводы жалобы о необходимости исключения из расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии по ставке на содержание сетей объемов электрической энергии, потребленной населением и приравненными к нему потребителями, судом апелляционной инстанции приняты быть не могут, поскольку не соответствуют формуле, содержащейся в подпункте "б" пункта 1 Приложения N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Учитывая признаваемую истцом и ответчиком оплату оказанных услуг по передаче электрической энергии в сумме 4 501 958 руб. 66 коп. суд первой инстанции правомерно признал обоснованными исковые требования истца в заявленном размере и взыскал с ответчика задолженность в сумме 2 592 782 руб. 96 коп.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2013 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2013 года по делу N А50-11509/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.Г. Масальская |
Судьи |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11509/2013
Истец: ООО "Сервисный центр "КОНТАКТ"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала ", ОАО "МРСК Урала"
Третье лицо: ОАО "Пермская энергосбытовая компания"