г. Хабаровск |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А73-10997/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сателайт": Клюкин С.А., представитель по доверенности от 05.11.2013 б/н.;
от Хабаровской таможни: Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 08.08.2013 N 04-37/121;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни на решение от 31.10.2013 по делу N А73-10997/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сателайт" (ОГРН 1112723004932)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826; ИНН 2722009856)
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10703052/280212/0000323, изложенного в письме от 20.06.2013 N 15-21/8684 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 308 528,88 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сателайт" (далее - общество, ООО "Сателайт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 20.06.2013 N 15-21/8684 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10703052/280212/0000323 (далее - ДТ N 0323) в сумме 308 528,88 руб. и обязании таможню возвратить ООО "Сателайт" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 308 528,88 руб.
Решением от 31.10.2013 суд требования общества удовлетворил. Признал незаконным решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей по ДТ N 0323, оформленное письмом от 20.06.2013 N 15-21/8684. Обязал таможенный орган возвратить обществу денежные средства в размере 308 528 руб. 88 коп. Кроме того, взыскал с таможни в пользу ООО "Сателайт" судебные расходы в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, между обществом (покупатель) и Жаохэской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Raohe Jincheng International Trade Co, LTD" (продавец) заключён контракт от 09.09.2011 N FHS-01 (далее - контракт) на поставку различных товаров общей стоимостью 200 000 000 долларов США, в рамках реализации которого Обществом на территорию РФ ввезены товары по 17 товарным позициям, в отношении которых в Таможню 28.02.2012 подана Декларация на товары N 10703052/280212/0000323 (далее - ДТ N 0323).
Таможенная стоимость товара определена декларантом по первому методу. Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение от 29.02.2012 о проведении дополнительной проверки, мотивированное выявлением с использование системы управления рисками риска недостоверного декларирования.
Обществу предложено в срок до 27.04.2012 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров.
Соответствующие документы и пояснения 25.04.2012 представлены обществом в таможню письмом от 24.04.2012 N 014.
По результатам анализа представленных обществом в таможню документов таможенным органом принято решение от 25.05.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров.
Декларанту предложено осуществить корректировку таможенной стоимости исходя из предложенных таможенным органом величин.
Поскольку обществом такая корректировка осуществлена не была, таможней составлены формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1, КТС-2 и оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-2 от 05.06.2012, согласно которой таможенная стоимость товаров определена по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
В результате произведённой корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с заявленной обществом, что привело к увеличению размера подлежащих уплате таможенных платежей на 308 528,88 руб.
Посчитав произведённую корректировку таможенной стоимости товаров незаконной, общество обратилось в таможню с заявлением от 17.06.2013 о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, которым просило возвратить ему денежные средства в сумме 309 528,88 руб. в связи с излишним взысканием таможенных платежей.
Таможня письмом от 20.06.2013 N 15-21/8684 возвратила указанное заявление в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней оплаты.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обжаловало его в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 - 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Порядка одним из признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров являются выявленные с использованием СУР "Система управления рисками" риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Решение о корректировке таможенной стоимости от 25.05.2012 и, соответственно, доводы таможни о невозможности принятия заявленной Обществом таможенной стоимости товаров, определённой первым методом, обоснованы следующими обстоятельствами:
- декларантом по запросу таможенного органа не представлены оригиналы контракта и приложений к нему, оригинал инвойса, спецификации, документы по международной перевозке, прайс-лист;
- в инвойсе N FHS-20/1M от 22.02.2012 указан контракт NS-1 от 20.09.2011, что, по мнению таможенного органа, свидетельствует о том, что данная партия товара завезена в рамках иного контракта;
- в инвойсе N FHS-20/1M от 22.02.2012 не указаны платежные реквизиты покупателя;
- в печати, оттиском которой заверены контракт, инвойс и отгрузочная спецификация отсутствует наименование организации - продавца;
В рассматриваемом случае, поскольку общество осуществляло декларирование товаров в электронной форме, то на этот случай распространяют свое действие нормы, закрепляющие порядок осуществления электронного декларирования.
Обществом в рамках электронного декларирования были представлены все необходимые документы.
Запрашивая у общества предоставление оригиналов документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, таможенный орган не принял во внимание особенностей таможенного законодательства Таможенного союза, регулирующих порядок электронного декларирования товаров.
Кроме того, в ходе дополнительной проверки общество представило таможне копии всех документов, относящихся к декларируемой партии товаров, на бумажных носителях.
Таможней не доказано, каким образом непредставление оригиналов документов привело к невозможности подтверждения заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров.
В данном случае, цена товара указанная заявленная декларантом, соответствует цене, указанной в приложении к контракту, инвойсе и спецификации, а, следовательно, должным образом подтверждена декларантом.
Доказательств наличия каких-либо противоречий в представленных обществом при таможенном декларировании товаров документах, таможенным органом не представлено.
Довод таможни о том, что печать, оттиском которой заверены контракт, инвойс и отгрузочная спецификация недостоверны, не содержит наименование организации - продавца судом отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 183 ТК ТС таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов таможенного союза и на иностранных языках.
Обществом по требованию таможенного органа был представлен перевод печати, заверенный переводчиком ООО "Фирма Давос Инвест", из которого следует, что в китайской печати, скрепляющей внешнеторговый контракт, значится наименование организации: "Жаохэская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью".
Как указывает общество, название "Жаохэская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью" продублировано в контракте на английском языке в целях удобства и по причине того, что произношение названия организации - продавца с использованием китайской транскрипции будет вызывать трудности в произношении и в написании.
Следовательно, выводы таможенного органа о наличии противоречий в указании наименования продавца являются несостоятельными.
Также несостоятельны доводы таможенного органа об указании в инвойсе иного контракта, не имеющего отношения к спорной поставке.
Действительно, в представленном при таможенном оформлении инвойсе N FHS-20/1-М от 22.02.2012 имеется ссылка на контракт NS-1 от 20.09.2010, тогда как спорная партия товаров поставлялась в рамках контракта N FHS-01 от 09.09.2011.
Однако, анализ данных, содержащихся в представленных при таможенном оформлении документах в их совокупности и взаимосвязи, свидетельствует о том, что ссылка в инвойсе N FHS-20/1-М от 22.02.2012 на контракт NS-1 от 20.09.2010 является не более чем опечаткой, о чем обоснованно указывает заявитель.
Сведения о наименовании, количестве и цене товаров, указанные в отгрузочной спецификации, полностью соответствуют сведениям, указанным в спорном инвойсе, спецификации и упаковочном листе.
При таких обстоятеьствах наличие в инвойсе N FHS-20/1-М от 22.02.2012 сведений о контракте N S-1 от 20.09.2010 не могло служить достаточным основанием для корректировки таможенной стоимости.
Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные декларантом в таможню документы, в том числе в ходе дополнительной проверки, достаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, определённой первым методом, а таможенным органом не доказано наличие оснований для корректировки таможенной стоимости товара.
Таможенные платежи, дополнительно начисленные в связи с произведённой корректировкой, в размере 308 528,88 руб. взысканы таможенным органом за счет денежного залога, что подтверждается письмом Таможни от 08.08.2012 N 13-22/7136.
Следовательно, указанные денежные средства являются излишне взысканными и согласно ст. 89 ТК ТС подлежат возврату обществу в порядке, предусмотренном ст.ст. 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В качестве факта, в соответствии с которым возникла излишняя уплата, декларантом указано: "в связи с излишним взысканием таможенных платежей и пеней".
Копии решений, принятых в порядке ведомственного контроля, либо судебных актов о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости или о её принятии к заявлению о возврате не приложено, поскольку соответствующие решения и судебные акты в данном случае не выносились.
При этом, отсутствие обращения общества с требованиями о признании незаконными решений о корректировке и о принятии таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 ГК РФ и статьи 198 АПК РФ.
Порядок и сроки обращения в таможню с соответствующим заявлением обществом соблюдены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение таможни, оформленное письмом от 20.06.2013 N 15-21/8684, правомерно расценено обществом как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и подлежит признанию незаконным как не соответствующее приведённым положениям таможенного законодательства РФ и Таможенного союза и нарушающее права и законные интересы общества.
В порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ суд обосновано обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путём возврата ему денежных средств в указанном размере.
Понесённые обществом судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 руб. правомерно взысканы с таможни в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2013 по делу N А73-10997/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10997/2013
Истец: Клюкину С. А., ООО "Сателайт"
Ответчик: Хабаровская таможня