г. Хабаровск |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А16-1157/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Смидовичское дорожное управление": Харина Т.И., представитель по доверенности от 15.07.2013 б/н;
от Управления природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области: Кац В.М., представитель по доверенности от 30.12.2013 б/н
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области на решение от 14.11.2013 по делу N А16-1157/2013 Арбитражного суда Еврейской автономной области принятое судьей Осадчук О.Ю.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Смидовичское дорожное управление"
к Управлению природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области
о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Еврейской автономной области по государственному геологическому надзору управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области от 22.08.2013 N 3 о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смидовичское дорожное управление" (далее - ООО "Смидовичское дорожное управление", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Еврейской автономной области по государственному геологическому надзору Управления природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области (далее - Управление природных ресурсов, административный орган) от 22.08.2013 N 3 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 14.11.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановление главного государственного инспектора Еврейской автономной области по государственному геологическому надзору Управления природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области от 22.08.2013 N 3 о назначении административного наказания по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Смидовичское дорожное управление" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебным актом, Управление природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным исследованием и оценкой доказательств, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Смидовичское дорожное управление" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника Управления природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области от 11.06.2013 N 74 должностными лицами Управления проведено рейдовое мероприятие на территории муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области с целью выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации и Еврейской автономной области в сфере охраны окружающей среды и природопользования (л.д. 37).
В ходе рейдового мероприятия Управлением установлено, что на карьере, расположенном в 6100 м от с. Аур по дороге в сторону г. Биробиджана, ведётся добыча пескогравия. На месте добычи обнаружен экскаватор с государственным номером 4453 БА 79, который осуществлял погрузку пескогравия в три самосвала. Пескогравий вывозился на территорию асфальтобетонного завода, принадлежащего ООО "Смидовичское дорожное управление".
Из устного объяснения директора общества Управлением установлено, что земельный участок, на котором осуществляется добыча пескогравия, передан администрацией муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" в аренду ООО "Смидовичское дорожное управление". Подтвердить законность добычи общераспространённых полезных ископаемых на данном участке директор указанного общества не смог, документы, подтверждающие право добычи на данном карьере, и проект на рекультивацию данного участка не представил.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов, Управление 17.06.2013 возбудило дело об административном правонарушении с проведением административного расследования (определение от 17.06.2013 N 4 (л.д. 52).
По результатам административного расследования 12.08.2013 старшим государственным инспектором Еврейской автономной области по государственному геологическому надзору - начальником отдела геологии и использования недр, водного хозяйства и водопользования Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 2 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (л.д. 70).
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, явку представителя не обеспечило (л.д. 67-69).
Постановлением от 22.08.2013 N 3 государственным инспектором Еврейской автономной области по государственному геологическому надзору по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 800 000 рублей (л.д. 74).
Полагая, что названное постановление не основано на законе, поскольку в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
Законом о недрах установлено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Пунктами 6, 6.1 статьи 3 Закона о недрах к общераспространенным полезным ископаемым отнесены полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений по недропользованию совместно с субъектами Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Еврейской автономной области, утвержденным 15.03.2006 распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Еврейской автономной области N 8-р/32-рп, общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Судом установлено и обществом не оспаривался факт добычи пескогравия на земельном участке, расположенном в 6100 м от с. Аур, без специального разрешения на право пользования недрами (лицензии).
Судом также установлено, что земельный участок, на котором осуществлялась добыча общераспространённого полезного ископаемого, передан обществу в пользование администрацией муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области на условиях аренды (договор аренды земельного участка от 07.08.2012) для ведения сельского хозяйства (л.д. 11-14).
Земельный участок площадью 20 000 кв.м с кадастровым номером 79/06/0300011/53, расположенный примерно в 6100 м от ориентира по направлению на северо-запад (адрес ориентира: с. Аур Еврейской автономной области, ул. Комсомольская, д. 54), передан в пользование обществу до 07.08.2015.
Договор аренды зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области 02.10.2012 за регистрационным номером 79-79-01/001/2012-889.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за пользование недрами без лицензии в виде наложения административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В то же время, в силу статьи 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество было вправе без соответствующей лицензии осуществлять добычу общераспространённых полезных ископаемых на арендованном земельном участке в пределах, установленных статьей 19 Закона о недрах.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении административного расследования, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления административным органом вопрос об объёме добытого общераспространенного полезного ископаемого и глубине его добычи не исследовался.
Следовательно, по обоснованному выводу суда, факт нарушения обществом установленных статьей 19 Закона о недрах пределов глубины добычи общераспространенных полезных ископаемых административным органом не доказан, доказательств использования обществом пескогравия для отличных от своих нужд в материалы дела последним также не представлено.
Суд обоснованно не принял во внимание пояснения Беридзе Г.Д., зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 12.08.2013 N 2 о том, что добываемые предприятием общераспространённые полезные ископаемые используются предприятием для производства асфальтобетонной смеси, по следующим основаниям.
Из протокола об административном правонарушении от 12.08.2013 N 2 усматривается, что в нем, действительно, административным органом в описательной части протокола отражены названные объяснения. В то же время, в протоколе отсутствует информация об участии при составлении протокола об административном правонарушении от 12.08.2013 N 2 директора Беридзе Г.Д.
Кроме этого, в протоколе в разделе "объяснения нарушителя" отсутствуют названные объяснения; в разделе "разъяснение прав и обязанностей" подпись директора Беридзе Г.Д. отсутствует; в разделе "запись об отказе подписания протокола" отражено, что ген. директор ООО "Смидовичское дорожное управление" Беридзе Г.Д. подписать протокол отказался, подпись должностного лица в данном разделе отсутствует; в разделе "копию протокола получил" дата и подпись директора Беридзе Г.Д. отсутствуют.
Исследовав содержание протокола об административном правонарушении от 12.08.2013 N 2, суд апелляционной инстанции находит, что пояснения Беридзе Г.Д., зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 12.08.2013 N 2, о том, что добываемые предприятием общераспространённые полезные ископаемые используются предприятием для производства асфальтобетонной смеси, не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку при составлении названного протокола, являющегося процессуальным документом, подтверждающим совершение административного правонарушения, административным органом допущены существенные процессуальные нарушения правил составления протокола, предусмотренные положениями статьи 28.2 КоАП РФ (в частности, частей 2, 3, 4, 4.1, 5, 6 названной статьи).
Кроме этого, судом первой инстанции исследован представленный обществом в материалы дела протокол испытания песчано-гравийной смеси, проведённого ОГБУ "Автодорпроектконтроль" 15.08.2013-16.08.2013 на предмет назначения материала для приготовления асфальтобетонной смеси, и установлено, что песчано-гравийная смесь, образцы которой добыты на участке в 6100 м от ориентира (с. Аур Еврейской автономной области, ул. Комсомольская, д. 54) по направлению на северо-запад, не соответствуют ГОСТ 9128-2009. ГОСТ 8736-93 не может использоваться для приготовления асфальтобетонной смеси (л.д. 10).
Судом также обоснованно не принято в качестве доказательства нарушения обществом пределов глубины добычи общераспространённого полезного ископаемого письмо ООО "Гелиос" от 19.09.2013 N 185, представленное управлением, согласно которому в соответствии выполненными ООО "Гелиос" работами установлено, что объём изымаемого грунта составил 14758 куб.м, максимальная глубина - 6,3 м, поскольку названные сведения добыты управлением вне рамок дела об административном правонарушении и по истечении месяца со дня привлечения общества к административной ответственности. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного органа в заседании суда апелляционной инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что при названных обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, отсутствует, что исключает производство по делу об административном правонарушении.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области N 229-пп от 14.07.2009 утверждён порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Еврейской автономной области (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком землепользователи о начале добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин в течение 15 дней уведомляют уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Землепользователи, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых: ведут учет количества добытых общераспространенных полезных ископаемых; ежегодно не позднее 25 января представляют в орган местного самоуправления информацию об объемах добытых общераспространенных полезных ископаемых; выполняют природоохранные мероприятия, связанные с добычей общераспространенных полезных ископаемых.
Судом установлено, что общество о начале добычи общераспространенных полезных ископаемых на арендованном земельном участке администрацию муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области не извещало.
В то же время, по обоснованному выводу суда первой инстанции, нарушение названного порядка не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, статьей 23.22.1, с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ проверены полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, а также полномочия административного органа, принявшего оспариваемое решение, и установлено, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое обществом постановление вынесены уполномоченными лицами в пределах компетенции, определённой законом.
Проверив сроки и порядок привлечения ООО "Смидовичское дорожное управление" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, суд первой инстанции нарушений не установил.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его, удовлетворив заявленные требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 14.11.2013 по делу N А16-1157/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1157/2013
Истец: ООО "Смидовичское дорожное управление"
Ответчик: Управление природных ресурсов Правительства ЕАО, Управление природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области