Некоторые особенности регулирования трудовой деятельности
творческих работников
Автор данной статьи пытается осмыслить, в сфере каких отношений находится творческая деятельность, как и в какой мере эти отношения регулируются действующим трудовым законодательством и насколько оно способствует самой творческой деятельности.
Происшедшие в России кардинальные социально-экономические изменения вызвали весьма существенные, но далеко не во всем позитивные, перемены в сфере общественных отношений вообще и в сфере творческой деятельности граждан, в частности. Разрушение прежде существовавших структур государства, общественных отношений и установившихся стереотипов повлекло смену ценностных ориентиров людей и, как ни печально это отмечать, чрезвычайно болезненные последствия в социальной сфере, к которой относится и культура. Вместе с деградацией, а часто и исчезновением учреждений культуры особенно провинциальных, общественные отношения в сфере культуры также деградировали.
И, тем не менее, позитивные изменения последних лет порождают надежды, а с ними возникает необходимость вновь вернуться к вопросу об очевидной роли и месте людей, сделавших смыслом своей жизни творческую деятельность в области культуры, их правовому статусу и правовому статусу их деятельности в современном российском обществе. Осмыслить, в сфере каких отношений находится их деятельность, как и в какой мере эти отношения регулируются действующим законодательством и насколько оно способствует самой творческой деятельности.
Но сначала попытаемся хотя бы дать некоторое определение обсуждаемого предмета, т.е. самой творческой деятельности, имея в виду, что она неразрывно связана с деятельностью человека. Творческая деятельность является неким самобытным самодеятельным процессом самовыражения индивидуальности, не поддающимся регламентации. Она, как и инновационная деятельность, имеет новаторский характер и тем отличается от другой деятельности своей уникальностью. Осуществляемая в какой-то определенной области, творческая деятельность отличается непостоянством и разной интенсивностью во времени, поскольку очень часто зависит от вдохновения. Эта деятельность может быть успешной и неуспешной с равной степенью вероятности. Успех творческой деятельности может быть выражен как через признание коллегами, специалистами, критиками, так и через общественное признание. Он может прийти как быстро, так и через достаточно длительный период времени, часто после жизни творца.
Мотивация творческой деятельности отличается разнообразием.
Во-первых, в ее основе могут лежать внутренние духовные потребности человека к творческой деятельности независимо от наличия таланта, способностей или объективной необходимости. В этом случае фактор времени не имеет какого-либо значения, а оценкой итогов деятельности является в первую очередь моральное удовлетворение творца. Общественное признание при этом не является определяющим, хотя и желанным.
Во-вторых, творческая деятельность может быть обусловлена различными явлениями, процессами или событиями, получившими широкий общественный резонанс и т.п.
В-третьих, она может быть вызвана общественным запросом, например, посредством объявления конкурсов, фестивалей, смотров и т.п. Фактор времени здесь имеет определяющее значение и диктуется условиями конкурсов и т.п. Но в этом случае наиболее важным в оценке творческой деятельности нескольких творцов в одной области становится общественное признание, т.к. за таким признанием часто открывается возможность помимо морального удовлетворения получить и достойное материальное.
В-четвертых, коммерческим спросом, когда творческая деятельность приобретает исключительно коммерческий характер и определяющими факторами становится время и деньги, а не моральное удовлетворение или общественное признание, из-за чего деятельность часто перестает быть творческой.
Творческая деятельность помимо индивидуального может иметь и коллективный характер, когда, например, поэты и композиторы объединяются в создании песен, писатели и композиторы с деятелями театров и кино в постановке на сцене спектаклей или экранизации литературных произведений и т.д. и т.п.
Творческая деятельность, будучи внутренней духовной потребностью людей, осуществлялась во все времена людьми достаточно талантливыми, располагающими достаточным для такой деятельности временем, имеющими хотя бы минимальные необходимые условия для ее осуществления и пусть даже скудные, но средства на жизнь.
Очень часто творческая деятельность сопровождает основную деятельность человека, обеспечивающей его средствами к существованию, становясь увлечением, заполняющим досуг (хобби).
На творческую деятельность во все времена существенное влияние оказывало государство в лице правителей и элит, а также церковь. Та деятельность, что отвечала их интересам и служила их возвеличиванию, часто поощрялась и поддерживалась, в том числе и материально, неугодная подвергалась осуждению и преследованию, порой жестокому.
Так или иначе, цивилизация своему развитию обязана, прежде всего, творческой деятельности людей, посвятивших такой деятельности свои жизни.
Поскольку творческая деятельность неразрывно связана с человеческой деятельностью, в наше время часто употребляются слова "деятель культуры", "работник культуры", в которых не выражается творческая основа деятельности. Другие, наиболее часто употребляемые слова, - "творческий работник", но в сочетании они представляют некое единство противоположностей. Во-первых, потому, что творческая деятельность, как уже было нами отмечено, не может регламентироваться в отличие от деятельности работника ни по предмету, ни по времени, ни по интенсивности. Во-вторых, потому, что деятельность работника, т.е. человека делающего работу, имеет совершенно конкретную мотивацию - удовлетворение своих материальных или экономических потребностей за плату или вознаграждение и в большинстве своем реализуется через подчинение интересам работодателя, заказчика, потребителя работ и услуг.
Деятельность работника является осуществлением трудовой функции, какой бы она сложной не представлялась, не предполагающей обязательного наличия творческого начала или вдохновения. Часто осуществление трудовой функции сводится к монотонному однообразному труду длительное время со строгим соблюдением внутреннего трудового распорядка и технологии, исключающим какое-либо творчество в принципе. Собственно в этом и состоит коренное отличие деятельности работника от творческой деятельности. Это, однако, частное мнение автора, а поэтому далее будем руководствоваться именно таким определением.
Вместе с тем, творческую деятельность, как нам представляется, следует, несомненно, относить к труду, порой нелегкому и длительному, труду созидательному.
Такого рода рассуждения позволяют нам перейти к вопросам об отношении государства к творческой деятельности и статусе творческих деятелей. Не для того, однако, чтобы всесторонне рассмотреть эти сложные и поэтому ставшие вечными вопросы, заслуживающие сами по себе более обширных исследований, но для сугубо прагматической цели, поставленной настоящей статьей.
Отметим, что в России, несмотря на очевидное значение творчества в развитии человеческой цивилизации и общества, отношение к творчеству было в разные времена весьма различным и имело субъективный характер, поскольку государство всегда олицетворялось конкретными властными личностями и приближенными к ним людьми. Далеко не всегда, а, скорее всего очень редко, среди таких людей были просвещенные и прогрессивно мыслящие. В противном случае сегодняшняя Россия с ее многовековой культурой была бы одной и ведущих по своему развитию стран. И, тем не менее, творчество во все и часто суровые времена вопреки всему пробивало себе путь, указывая его человечеству.
При всем критическом осмыслении своего недавнего прошлого, справедливости ради следовало бы сказать, что советский период при всем его драматизме был и останется в памяти как наиболее благоприятный период для творческой деятельности и массовому приобщению к ней многонационального населения за счет возрастающего образовательного уровня, поддержки детского и юношеского творчества, возрождения самобытных народных промыслов, участия работников предприятий и организаций в самодеятельных творческих коллективах, развития сети клубов, домов и дворцов культуры, широкого межнационального культурного обмена и взаимного обогащения, осуществления, пусть несовершенной и идеологически зашоренной, но государственной политики в эстетическом и нравственном воспитании граждан. Все это в значительной мере соответствовало рекомендациям о положении творческих работников, выработанных двадцать первой сессией Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры в Белграде в 1980 году.
Что же следует из рекомендаций государствам-членам указанной сессии в ставшем уже далеком 1980 году, но сохраняющих свою силу в качестве международного документа?
1. Прежде всего, это принятые в главе 1 определения, согласно которым, во-первых, под "творческим работником" должно подразумеваться любое лицо, создающее или интерпретирующее произведения искусства. Участвуя, таким образом, в их воссоздании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью собственной жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации. А, во-вторых, под положением "творческого работника" должно подразумеваться, с одной стороны, отношение к творческим работникам, определенным выше, со стороны общества на основании значения, придаваемого роли, которую они призваны играть в нем, и, с другой стороны, признание свобод и прав, включая моральные, экономические и социальные права, особенно в плане доходов и социального обеспечения, которыми творческие работники должны пользоваться.
2. "Их условия труда и занятости должны быть таковыми, чтобы позволить творческим работникам полностью посвятить себя творческой деятельности".
3. "...следует: стремиться принимать надлежащие меры для того, чтобы творческие работники пользовались такими же правами, которые предоставлены международным правом и национальным законодательством сравнимой группе самодеятельного населения в отношении найма на работу и условий жизни и труда, и следить за тем, чтобы творческим работникам, работающим не по найму, была обеспечена защита в виде гарантии доходов и социального обеспечения".
4. "...изыскивать возможности распространения на творческих работников юридической защиты в области условий труда и занятости в том виде, в котором она определена нормами Международной организации труда, и в частности нормами, касающимися:
продолжительности рабочего дня, выходных дней и оплачиваемых отпусков во всех областях или видах деятельности, и в частности для артистов-исполнителей с учетом времени на поездки и репетиции, а также времени на публичное исполнение и спектакли;
охраны жизни, здоровья и условий труда".
5. И, наконец: "Учитывая специфику ребенка-артиста, государствам-членам предлагается принимать во внимание положения Декларации прав ребенка ООН".
Таким образом, проблемы творческих работников могут и должны разрешаться в трудовых правоотношениях.
Конечно, для многих творческих работников, заслуживших широкое общественное признание и через него ставших весьма обеспеченными и более того, затрагиваемые проблемы могут не представлять интереса. Но это не значит, что они не должны представлять практического интереса для творческих работников, еще не обласканных удачей, но повседневно занимающихся творчеством в рамках трудовой деятельности. Правовые знания всегда служат на благо их обладателю.
Творческие работники, как впрочем, и все граждане России, в соответствии с Конституцией свободны в выборе способов реализации своих творческих устремлений и притязаний. Свобода труда не предполагает его обязательность. Однако возникновение прав граждан по пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению и самое главное их объемы обусловлены степенью и объемом участия граждан и творческих работников, в частности, в выполнении ими требуемой государству социальной функции, т.е. принятием творческими работниками со своей стороны обязательств перед государством. Это вытекает из неразрывной органической и юридической связи прав и обязанностей.
Такая связь наиболее просматривается в трудовых правоотношениях. Необходимость регулирования творческой деятельности нормами трудового права не вызвана стремлением законодателя руководить творческими процессами в государстве через подчинение творческих работников власти работодателей, а лишь желанием сформулировать юридические гарантии прав творческих работников на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение творческих работников в зависимости от их участия в наиболее значимой социальной сфере - трудовой.
Указанная выше связь между правами творческих работников на упомянутые виды государственного обеспечения возникает с обязанностью творческих работников вступить в трудовые правоотношения с работодателями.
Трудовые правоотношения до их возникновения при заключении трудового договора предполагают равенство их сторон. Их возникновение свободным волеизъявлением порождает вступление в силу для обеих сторон обусловленных договором ограничений прав и обязанностей. И наиболее существенное из них это добровольное подчинение работника власти работодателя. Это, можно сказать, самая деликатная сторона установления правоотношений творческих работников с работодателем.
До недавнего времени отношения творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц регулировались не только нормами трудового законодательства, но и в ряде случаев нормами гражданского права посредством заключения гражданско-правовых договоров.
Это предусматривалось различными положениями, регулирующими деятельность отдельных бюджетных учреждений, к которым в большинстве своем относились учреждения культуры. Так, например, артисты Большого театра России, Мариинского академического театра в соответствии с п. 2.2 Указа Президента РФ от 2 сентября 1994 г. работали на условиях таких договоров (контрактов).
Однако длительная деятельность творческих работников на условиях таких контрактов в конфликтных ситуациях признавалась судами бессрочными трудовыми правоотношениями с восстановлением работников на работе. Это не означает, конечно, что творческие работники не могут работать на условиях гражданско-правовых договоров. Все дело в принципиальном различии существа гражданско-правовых отношений и трудовых отношений.
Последние регулируют не выполнение какой-то конкретной работы, ограниченной по объему и по времени (проекта, заказа, услуги) и оплачиваемой по ее выполнению в обусловленных договором размерах, а выполнение некой трудовой функции неограниченное время, с оплатой, носящей алиментарный стабильный характер, например, ежемесячного оклада и т.п.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации устранили такого рода недостатки правового регулирования данной категории работников. В соответствии с положениями статьи 351 ТК РФ, творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, являются субъектами трудового права и на них распространяются нормы ТК РФ с особенностями, предусмотренными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как следует из ст. 351 ТК РФ установление особенных условий труда рассматриваемой категории работников осуществляется:
государством путем принятия законов и иных нормативных правовых актов;
совместно работодателями (их объединениями) с участием работников (их представителей, профсоюзов) путем заключения коллективных договоров, соглашений;
работодателем единолично путем принятия локальных нормативных правовых актов;
совместно работником и работодателем путем заключения индивидуального трудового договора в соответствии с достигнутым сторонами соглашением.
Внесенные в эту редакцию изменения преследует цель уточнить целенаправленность положений, содержащихся в статье, и сформулировать особенности правового регулирования труда указанных в ней категории работников.
Из нормы настоящей статьи следует, что особенности в регулирования труда перечисленной категории работников устанавливаются:
во-первых, непосредственно статьями Трудового кодекса, в том числе, например, ст.ст. 59, 63, 252, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, например, специальными федеральными законами; коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами;
во-вторых, индивидуальными трудовыми договорами, если это относится к случаям, предусмотренным статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 Кодекса.
При применении данной статьи ТК РФ следует установить два важных момента:
1) в чем заключается необходимость дифференцированного подхода в установлении особенностей в регулировании труда отдельных категорий работников;
2) как устанавливаются правила, отличные от общеустановленных норм.
В основе дифференцированного подхода в регулировании трудовых отношений лежат прежде всего такие критерии, как особенности отдельных (разных) субъектов этих отношений, например, возраст, характер и условия труда, финансирование. Дифференцированный подход необходим, например, в случае, когда участником творческого процесса является лицо, не достигшее 14 лет. В этом нет ничего необычного, и давно сложившиеся в обществе отношения по такому поводу урегулированы статьей 63 ТК РФ. Так, в соответствии с частью 4 этой статьи в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, если это не наносит ущерба их здоровью и нравственному развитию.
Другим случаем дифференцированного подхода является возможность заключения с творческими работниками в соответствии со статьей 59 ТК РФ срочного трудового договора. При этом не учитывается ни характер предстоящей работы, ни условия ее выполнения.
Отличные от общих специальные правила устанавливают особенности регулирования:
рабочего времени; времени отдыха (включая перерывы технологического и (или) организационного характера, продолжительность ежедневной работы (смены), работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; оплаты труда.
Значение индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений творческих работников в отличие от общих правил имеет большое значение в связи с ранее отмеченными нами широким разнообразием и спецификой самовыражения творческих работников даже, казалось бы, в ограниченной трудовыми правоотношениями сфере.
Допуская довольно широкие возможности установления индивидуальных условий труда договорным способом, законодатель вместе с тем ограничил определенным образом свободу сторон такого индивидуального трудового договора в определении всех условий труда путем конкретизации случаев, когда стороны по достаточно самостоятельно выработанному соглашению между собой с учетом специфики работы могут включать в индивидуальный трудовой договор условия, отличающиеся от общеустановленных. К таким случаям Трудовой кодекс относит:
продолжительность ежедневной рабочей смены (ст. 94 ТК);
условия и порядок работы в ночное время (ст. 96 ТК);
привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК);
условия оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК);
порядок и условия оплаты времени простоя (ст. 157 ТК);
порядок направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочным работам, др. (ст. 268 ТК).
Таким образом, труд творческих работников имеет свои особенности и если они не урегулированы специальным трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в некоторых случаях и трудовыми договорами, то должны, по нашему мнению, применяться общие нормы.
Важной юридической гарантией являются положения ст. 5 ТК РФ, в соответствии с которой нормы иных законов, а тем более подзаконных актов должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации и не должны противоречить ему, в противном случае применяются нормы трудового права, содержащиеся в ТК РФ.
О. Волкова,
к.ю.н., профессор Российской академии театрального искусства
(ГИТИС), заслуженный юрист РФ
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107