г. Хабаровск |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А73-7286/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Швец Е.А., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
от открытого акционерного общества "Ванинский морской торговый порт": представитель не явился;
от управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю на решение от 05.11.2013 по делу N А73-7286/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (ОГРН 1022700711450, ИНН 2709001590, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах (далее - административный орган) от 14.06.2013 N 175 о привлечении к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2013 по делу N А73-7286/2013 заявленные обществом требования удовлетворены, судом признано незаконным и отменено постановление административного органа от 14.06.2013 N 175.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 05.11.2013 по делу N А73-7286/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Просил апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2013 по делу N А73-7286/2013.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, обществом представлен отзыв на жалобу административного органа. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Как следует из материалов дела, в период с 04.04.2013 по 12.04.2013 Ванинской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов территориального отдела управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско - Гаванском районах проведена проверка деятельности ОАО "Ванинский морской торговый порт" в сфере исполнения законов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- не разработаны мероприятия по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- влияние предприятия на население, проживающее в поселке Октябрьский Ванинского муниципального района, не учтено и не оценено;
- обществом не представлены результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах;
- не разработаны планы организационно - технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, проведение работ по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны не обеспечено, оценка риска здоровью населения не проведена.
26.04.2013 Ванинским транспортным прокурором в отношении общества в присутствии представителя общества по доверенности от 10.04.2013 N 509/1 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление. Материалы проверки были переданы для рассмотрения в территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах.
Рассмотрение данного дела назначено на 14.06.2013 определением от 05.06.2013 N 175, врученным обществу 05.06.2013 входящий N 1545.
14.06.2013 начальником территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 175, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленное требование общества. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы административного органа исходя из следующего.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 утверждены санитарные правила "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест СанПиН 2.1.6.1032-01".
В соответствие с пунктом 3.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Административный орган считает, что общество не выполняет требования пункта 3.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 и части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а именно не разработаны мероприятия по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С учетом представленных обществом документов суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о выполнении обществом требования пункта 3.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 и части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха":
- план экологических мероприятий по минимизации вредного воздействия на окружающую среду от перевалки грузов ОАО "Порт Ванино" на 2013 г., утвержденный генеральным директором 01.03.2013 г. (т. 1, л.д. 15). В соответствии с данным Планом общество осуществляет постоянный производственный контроль за источниками выбросов загрязняющих веществ, обеспечивает проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха, строго соблюдается регламент перегрузочных работ;
- регламент перегрузочных работ - рабочая технологическая карта перегрузки угля (РТК 2015.5), утвержденная генеральным директором ОАО "Порт Ванино" 16.07.2011 г., содержит мероприятия по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включенные в раздел 8 "Требования по охране природы" (т. 1, л.д. 23);
- экологическая программа до 2020 г., предусматривающая мероприятия по снижению воздействия на экосистему региона, разработка и внедрение мероприятий, направленных на стабилизацию и постепенное улучшение состояния окружающей природной среды в зонах влияния предприятия на экосистему района (т. 1, л.д. 23-31).
- результаты проведенных 29.03-05.04.2013 г. лабораторных исследований качества атмосферного воздуха, а также результаты дополнительных лабораторных исследований качества атмосферного воздуха (15.05.2013 г. - по инициативе Департамента Росприроднадзора по ДФО и 29-31.05.2013 г. - Министерством природных ресурсов Хабаровского края), которыми не установлено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе (т. 1, л.д. 32-47).
В силу пункта 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" и Санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.12.2012 управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (т.1, л.д. 63) удостоверяют соответствие Проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО "Порт Ванино" СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Административный орган указывает о влиянии выбросов общества на поселок Октябрьский (ул.Юбилейная, ул.Космонавтов), но обществом это не учитывается.
По материалам дела апелляционным судом установлено, что контрольные точки, в которых осуществляется отбор проб, определены в таблице 6.1 утвержденного в 2012 году Проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО "Порт Ванино" (т. 1, л.д. 48-54). Экспертным заключением (л.д.55) от 19.11.2012 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в Ванинском и Советско-Гаванском районе" подтверждено соответствие Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов для открытого акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01, а так же указано, что в части организации производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест составлены графики контроля соблюдения нормативов ПДВ в 8-ми контрольных точках. Поселок Октябрьский (ул.Юбилейнай, ул.Космонавтов) не является контрольной точкой контроля соблюдения нормативов ПДВ общества. Лабораторные исследования проводятся в ближайшей жилой застройке п.Ванино, расположенной ориентировочно в 110 метрах от границ площадки "Прибрежные производственные участки" как и указано в экспертным заключением (л.д.55) от 19.11.2012 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в Ванинском и Советско-Гаванском районе".
В материалы дела не представлено доказательств негативного влияния выбросов общества на население поселка Октябрьский. Таким образом, вывод суда первой инстанции о соблюдении обществом требования СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" правомерен.
Согласно пункта 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", установлен порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий которые предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
Согласно пункту 2.8 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Ни СП 1.1.1058-01, ни СанПиН 2.1.6.1032-01 не установлена периодичность представления в территориальные органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха. Территориальный отдел управления Роспотребнадзора полномочен самостоятельно определять периодичность предоставления результатов лабораторного контроля, однако периодичность представления таких сведений для общества не установлена, поэтому вменение обществу административным органом нарушения пункта 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 правомерно признано судом не обоснованным.
Представленные обществом: утвержденный план экологических мероприятий по минимизации вредного воздействия на окружающую среду от перевалки грузов на 2013 год, экологическая программа до 2020 года, соответствуют пункту 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01. Согласно плану общество осуществляет постоянный производственный контроль за источниками выбросов загрязняющих веществ, обеспечивает проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха, строго соблюдается регламент перегрузочных работ. Программой предусмотрены мероприятия по снижению воздействия на экосистему региона, разработка и внедрение мероприятий, направленных на стабилизацию и постепенное улучшение состояния окружающей природной среды в зонах влияния предприятия на экосистему района.
Согласно материалам дела по результатам проведенных исследований атмосферного воздуха не установлено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, что подтверждает выполнение мероприятий по улучшению состояния окружающей природной среды. Апелляционный суд не усматривает в заключении обществом нового договора о разработке проекта санитарно-защитной зоны при имеющимся утвержденном проекте, факта нарушения СанПиН.
С учетом изменений и дополнений N 3, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, зарегистрированным в Минюсте РФ 12.10.2010, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает недоказанным в действиях общества события административного правонарушения.
Дела рассматриваемой категории государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом второй инстанции не рассматривался.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2013 по делу N А73-7286/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.А.Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7286/2013
Истец: ОАО "Ванинский морской торговый порт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю