г. Москва |
|
10 января 2014 г. |
Дело N А40-122433/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Свиридова В.А., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Коротковым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО"ЭнергоГенСтрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2013 по делу N А40-122433/2013, принятое судьей А.Б. Поляковой (17-1157),
по заявлению ООО "ЭнергоГенСтрой" (ОГРН 1057747658517, 107497, г. Москва, ул.Амурская, д. 3)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен, |
от ответчика: |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭнергоГенСтрой" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) от 20.08.2013 N 0912-319/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Решением от 14.10.2013 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением, ООО "ЭнергоГенСтрой" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявитель указывает на отсутствие состава и неверную квалификацию вменяемого обществу административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.07.2013 с 16 ч.20 мин. до 17 ч. 00 мин., в ходе обследования территории по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, д. 20 и д. 24, установлено, что ООО "ЭнергоГенСтрой" производит работы по переустройству кабельных линий на основании договора подряда от 17.12.2012 N 499/6/Пд- 187-Щ/12 (по проект 11-18-П-ПЭС-пс).
Административным органом установлено, что в зону производства работ по переустройству кабельных линий попадают деревья, расположенные на территории между проезжей частью и тротуаром, однако, они не огорожены деревянными коробами (щитами высотой 2 м.), не устроены деревянные настилы вокруг ограждения радиусом 0,5 м., вместо чего корневые шейки и стволы растущих деревьев засыпаны грунтом.
Таким образом, ООО "ЭнергоГенСтрой" допустило производство работ по переустройству кабельных линий по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, д. 20 и д. 24 с нарушением требований, предъявляемых статьями 2, 7, 8 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", пунктом 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП (далее - Правила)).
В ходе проверки установлено, что работы по выкопке траншеи для переустройства кабельных линий по указанному адресу выполнялись согласно ордеру, выданному ОАТИ города Москвы от 05.06.2013 N 12033596/4 со сроком действия до 27.08.2013, проекта "Реконструкции Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца". Государственным заказчиком на данном объекте является Департамент строительства города Москвы, генеральным подрядчиком согласно государственному контракту от 13.08.2012 N 0173200001412000862 - ОАО Корпорация "Трансстрой", подрядчиком согласно договору подряда от 20.08.2012 N 6/Пд-122-111/12/К/05-23-Шш - ЗАО "Спецтрансмонолит", а субподрядчиком согласно договору подряда от 17.12.2012 N 499/6/Пд-187-Щ/12 - ООО"ЭнергоГенСтрой".
По информации, полученной в ответ на запросы Департамента от ОАОКорпорация "Трансстрой" и ЗАО "Спецтрансмонолит", работы по выкопке траншеи для переустройства кабельных линий по адресу: г. Москва. Щелковское шоссе, д. 20 и д. 24 проводило ООО "ЭнергоГенСтрой", которое обязано было установить ограждения зеленых насаждений попадающих в зону работ, которые согласно вышеназванному порубочному билету необходимо сохранить.
На момент обследования территории разрытая траншея не засыпана грунтом, грунт располагался по обе стороны от траншеи, вокруг территории производства работ установлены ограждения, что нарушает график производства работ на данном объекте согласно представленному ООО "ЭнергоГенСтрой" приложению N 1 к договору от 17.12.2012 N 9 499/6/Пд-187-Ш/12 и согласованному подрядчиком и субподрядчиком. Согласно представленному графику до конца мая необходимо было провести благоустройство территории после окончания работ по переустройству кабельных линий, что на 16.07.2013 сделано не было. Ввиду продолжения проведения работ по переустройству кабельных линий деревья, находящиеся в зоне работ должны быть огорожены сплошными щитами высотой 2 м. для предупреждения случаев повреждения деревьев и защиты корневых шеек и стволов от насыпанного грунта.
Результаты проверки отражены в акте обследования территории от 17.07.2013 N 0912-319/2013.
По данному факту 13.08.2013 должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в присутствии представителя общества по доверенности в отношении ООО "ЭнергоГенСтрой" составлен протокол об административном правонарушении N 0912-319/2013.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 20.08.2013 N 0912-319/2013, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, ООО "ЭнергоГенСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО"ЭнергоГенСтрой" с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами (п. 6 ст. 16.3, ст. 16.5 КоАП г. Москвы, ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 4.2.23 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП)).
Нарушения процедуры привлечения ООО "ЭнергоГенСтрой" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлены.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст.4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Согласно ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, содержание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
В силу ст. 7 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" граждане и юридические лица обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях.
Как установлено ст. 8 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" осуществление градостроительной деятельности в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
В соответствии с п. 6.3 постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" в подготовительный период до начала основных работ необходимо обустроить строительную площадку в соответствии с проектами организации строительства и производства работ, в том числе, произвести вырубку и пересадку деревьев и кустарников, установить ограждение сохраняемых деревьев.
Указанная работа выполняется специализированными организациями в соответствии с проектом, дендропланом, перечетной ведомостью, заключением и порубочным билетом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В соответствии с п. 6.4 указанного выше постановления, на территории строительной площадки не допускаются не предусмотренные проектной документацией сведение древесно-кустарниковой растительности, повреждение корней деревьев и засыпка грунтом корневых шеек и стволов растущих деревьев и кустарников.
Зеленые насаждения на территории строительной площадки должны содержаться в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743- ПП.
В соответствии с п. 9.8 указанного постановления, при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны:
- согласовывать с юридическим владельцем территории начало строительных работ в зоне зеленых насаждений и уведомлять их об окончании работ не позднее чем за два дня;
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м. от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м.;
-при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м. с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола;
- выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см. на расстоянии не менее 2 м., при толщине ствола более 15 см. - не менее 3 м., от кустарников - не менее 1,5 м., считая расстояние от основания крайней скелетной ветви.
Объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения выражается в нарушении правил содержания зеленых насаждений в ходе проведения работ по переустройству кабельных линий по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, д. 20. д. 24.
Факт совершения ООО "ЭнергоГенСтрой" административного правонарушения подтверждается актом обследования территории от 17.07.2013 N 0912-319/2013, договором от 17.12.2012 N 499/6/Пд-187-Щ/12, актом о приемке выполненных работ 17.12.2012 N 499/Пд-187-Щ/12 и протоколом об административном правонарушении от 13.08.2013 N 0912- 319/2013.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ООО "ЭнергоГенСтрой" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых нормой ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ООО "ЭнергоГенСтрой" не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы в действиях ООО "ЭнергоГенСтрой".
Административное наказание назначено административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Довод подателя апелляционной жалобы о неправильной квалификации административным органом допущенного правонарушения отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), то есть за правонарушение в сфере промышленности, строительства и энергетики.
В тоже время, общество привлечено к ответственности за правонарушение в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, названный довод апелляционной жалобы отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании правовой нормы.
Суд, определив содержание положений п. 6.3 постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" во взаимосвязи с положениями пункта 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, пришел к обоснованному выводу о невозможности привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
При этом суд, с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства города Москвы в области охраны окружающей природной среды правильно определил, что совершенное обществом правонарушение подпадает под нарушение именно правил создания и содержания зеленых насаждений, а следовательно и квалифицируется по указанной норме КоАП города Москвы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "ЭнергоГенСтрой" требований является правомерным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2013 по делу N А40-122433/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122433/2013
Истец: ООО "ЭнергоГенСтрой"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы